Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Первая тетрадь. Политика образования

“КРУГЛЫЕ СТОЛЫ”. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДИСКУССИИ...

Три вопроса на пути к Союзу учителей

Мероприятие под названием «Роль гуманитарных объединений педагогического, методологического и культурологического профиля в разработке, экспертизе и реализации образовательных реформ» никак не желало принимать формы «круглого стола».

О реформе каждый выступающий имел свое мнение, которым предполагал поделиться во всей полноте. Но ведущий Петр Щедровицкий (руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа), предвидя такое развитие событий, как заправский экзаменатор поджидал ораторов с заготовленными на доске вопросами.
Пришлось искать компромисс. Очередного разошедшегося участника останавливал голос ведущего: «Это не по теме! Коллеги, три вопроса!» И через пару часов форма «три вопроса – три ответа» стала царствовать в аудитории. «Круглый стол» состоялся по всем правилам.
Итак, три вопроса, которые были приготовлены для обсуждения участникам “круглого стола”:
Что является результатом нового этапа реформ в области образования?
Какие проблемы мешают достичь этого результата?
Сыграют ли роль в судьбе реформы гуманитарные общественные объединения?
В ответах участников практически сразу наметились совпадения, позволяющие подразделить эти ответы на четыре группы.
Группа «лириков».
– «Результатом реформы должен стать человек нового мировоззрения». «Необходимо строить образ выпускника, основываясь на принципах культуры, а не на заказе социума».
– «Требуются технологии, воспитывающие гражданина планетарного уровня, а их пока нет».
Понятно, что дальше благих призывов дело в этой группе не пошло. Хотя бы потому, что вещи, возможные для одной авторской школы, не поддаются трансляции на всю систему образования.
Группа «физиков».
– «Давайте сделаем образование индустрией, в которую станет выгодно вкладывать деньги».
– «Кто придумал, что общество может провести реформу?! Лично я не знаю ни одной реформы, которую осуществил бы народ. Зато помню Сперанского, Столыпина…»
На третий вопрос представители этой группы предпочитали не отвечать. Но лишь потому, что ответ им был ясен заранее – надо работать. И если встречаться – то делиться опытом, а не стонать о катастрофическом положении образования.
Группа «антибюрократов».
– «Работа наших управленцев закрыта для критики. Кто может потребовать от них ответственности? Мы привыкли к авторитарной системе отношений. И сами не используем тех возможностей, которые предоставляет нам законодательство».
Эта группа была одной из наиболее многочисленных, что в общем-то печально. Но их можно понять: обстановка на Алтае или в Чувашии совсем не та, что, скажем, на Сахалине или в столице. И как потом признавались сами участники, главное, что они вынесли с форума, – это «чувство плеча». А еще ощущение, что во многом пора менять позиции...
Группа «инноваторов».
– «Результат реформы – в создании сети абсолютно новых образовательных учреждений».
– «Проблема – в интеллектуальном обеспечении этих учебных заведений и отсутствии уже признанных, понятных всем форм работы».
– «Мы должны воспитать новое поколение профессионалов – людей, которые умеют создавать новые технологии, работать командами в нескольких сферах сразу».
Традиционно представители этой группы – люди, работающие в рамках разнообразных сетей, объединений, общих программ. И их опыт в создании подобных структур скорее всего и мог бы стать основой работы данного “круглого стола”.

А в целом “круглый стол”, наверное, прошел удачно. Стало видно, с каких разных позиций педагогическое сообщество смотрит на проблемы школы, и четко проявилась необходимость пересмотра этих позиций.
И еще: стало особенно очевидно, что и один в поле не воин, и по разным полям разбредаться не стоит. Поэтому, наверное, так важна сегодня идея создания Союза учителей, прозвучавшая на форуме. Мы эту идею поддерживаем.

Андрей ЯКОВЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"