Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Эти непредсказуемые подростки...

Нас страшат проблемы их переходного возраста, а между тем единственное, чего стоит бояться, – утрата понимания и желание обходиться без нас

Конечно, вы рады, что сын стал взрослее, и все же вынуждены с грустью признать, что он стал другим: эгоистичным, молчаливым, обидчивым и свободолюбивым. В эту пору многие родители начинают заметно нервничать. Что, впрочем, понятно. Ведь сын стал выпадать из семьи, явно противопоставляя себя остальным домашним. Как тут не расстроиться. Но все-таки не стоит увлекаться собственными переживаниями, помните о том, что плохо и неуютно стало прежде всего ему, а не вам. Это он вдруг оказался между небом и землей – уже не ребенок, но и не взрослый – и перестал самому себе нравиться.
И в самом деле, если хорошенько разобраться, то круг вопросов, неожиданно вставших перед ним и требующих осмысления, поистине необъятен. Мало того что он растет и меняется физически, его психика становится неустойчивой, а социальные и межличностные отношения накаляются добела.
Именно в этом возрасте с мальчиками надо уметь разговаривать без стеснения и довольно откровенно. А это для многих родителей оказывается проблемой номер один. Ребенок замыкается, молчит, а нам кажется, что он стал хуже к нам относиться. Чем тут помочь? Все просто, как и гениальное: придумайте что-нибудь интересное для вас обоих. Велосипеды, ролики, прогулки, шахматы, задачки по физике. И тогда отношения станут налаживаться сами собой.
Проблем психологических, обусловленных гормональными изменениями в организме, не удавалось избежать ни одной семье. Мальчики становятся более замкнутыми, подавленными, болезненно независимыми; открыто пренебрегают семейными традициями, им теперь будто дела нет до других.
Довольно часто их оставляет внешне равнодушными даже откровенное горе или смерть близкого человека. То, что с точки зрения здравого смысла может показаться чудовищным, с точки зрения возрастных изменений – явление обычное и временное. Что же касается эмоций вообще и способов их выражения, то мальчики, переживая что-то впервые, охотнее подражают тому, что они видели на экране, заметили в жизни и приняли к сведению, сочтя приемлемым для себя. Им, как и всем нам в свое время, нужен не месяц и не два, чтобы понять, кто они такие и почему.
А пока сын всему только учится, надо помнить, что подростковый возраст опасен прежде всего заниженной самооценкой. Мальчики в этом возрасте не могут себя адекватно оценивать, а порой и вовсе не понимают, как им быть и жить в этом чудовищном мире взрослых людей. Отсюда и эти нелепые вопросы: “Я буду высоким?”, “Почему у меня такой нос?” Подобные вопросы явно свидетельствуют о недовольстве собственной внешностью, желании и неумении нравиться.
Короче, им трудно как никогда. Им надо помочь. Хотя бы тем, что вы их готовы понять и поддержать.

* * *
Девочки взрослеют раньше, чем мальчики, и более решительно заявляют о своих правах и отстаивают их. Поэтому придется идти ей навстречу, договариваться и запрещать, чтобы она чувствовала себя одновременно свободной и в безопасности. Для этого придется говорить что-то вроде: «Если ты не... то мне придется...» И ничего в том недемократичного нет.
Допустим, ваша дочь вдруг заявляет, что все ее друзья носят такие-то брюки и блузы и, значит, ей тоже надо купить их. Прежде чем ссориться с ней по этому поводу, подумайте о том, сколько недоразумений и непоправимых ошибок было совершено родителями из-за того, что им не нравилась подростковая мода. Но вам-то, скажите, это зачем?
О подростках говорят, что они скорее честны, чем вежливы. В то время как взрослые отличаются от них тем, что вежливость ставят выше честности.
Попробуйте поговорить с дочерью о друзьях. Кого считать настоящими, а кого – просто приятелями. Будьте готовы к непоследовательности ее оценок и поведения. Это норма. Поэтому помогать ей справляться с разочарованиями, утешать и объяснять причины и следствия придется вам. Учите ее быть преданной и вместе с тем независимой, если хотите научить ее дружить.
Независимости все дети учатся как минимум три раза – в два года, в тринадцать и в семнадцать. Но всякий раз по-разному. В два малыш хочет сам наливать себе сок из пакета. И как бы мы к этому ни относились, он все равно будет лить на скатерть, пока не научится делать это аккуратно.
Потом их самостоятельность становится похожей на откровенное непослушание. А от нас требуются ангельское терпение, навыки дипломатии и молниеносная реакция. Как только нарушен “комендантский час”, вы тут как тут либо с ультиматумом: “Если ты еще раз вернешься за полночь, придется лишить тебя...” или с утверждением положительного свойства: “Приходи пораньше, тогда мы сможем вместе с тобой…” – кому что больше нравится. Только обязательно следите за реакцией. Скорее всего вам придется менять тактику по ходу дела.
Очень полезно бывает понаблюдать за подростками осенью в парке аттракционов. Какие же они все разные и как вместе с тем друг на друга похожи! Сегодня они все красят волосы в розовый цвет, а завтра слушают с упоением хэви-метал и носят цепи. Но все это, то ли к счастью, то ли к сожалению, проходит. Поэтому не судите свою девочку строго. Запаситесь терпением и изрядной долей юмора, чтобы благополучно пережить ее подростковый возраст.
А пока придется терпеть и искать оправдания ее первобытной честности, которая порой сродни грубости, невоспитанности, злости. Вы поняли?
Поэтому совсем не обязательно впадать в транс или в панику, потому что дочь ни с того ни с сего до слез расстроилась из-за своей якобы полноты. Вот как раз ни в коем случае этого делать и не стоит. А наоборот, стоит демонстрировать всем своим видом спокойствие и невозмутимость, чтобы оценить, насколько серьезно то, о чем она говорит.
И, пожалуйста, ничего не надо выдумывать. Разговаривайте со своей девочкой конструктивно и по существу.
Никто из нас, родителей, ни от чего не застрахован. Очень может быть, что завтра она попросит отпустить ее на дискотеку или разрешить переночевать у подруги – что ж тут такого? Ничего. И единственное, чего стоит бояться по-настоящему, – утрата понимания и желание обходиться друг без друга.

По материалам журнала “Интерактивная мама”
Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru