Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ

Александр АВДЕЕНКО

Заэкранная стекловата

Неслабую прикольную дезу запустил в эфир сатирик Виктор Шендерович: дескать, в будущую шоу-программу “За стеклом” поименно приглашены известные политики, и кастинг скоро определит, кто из них составит первую шестерку. А что? Зайдешься от хохота, лишь вообразив, как в душевой кабине не кукла, а конкретный Вова трет спинку Любе, Гена пристраивается в койку к Ире, а Гриша отрывается в танце с Сажи. Но, быстро отсмеявшись, вдруг отдаешь себе отчет: это самое большее, что можно извлечь из ситуации, сложись она на самом деле. А сложиться таковой она не может по определению, ибо в подобного рода играх телевидению не нужны конкретные люди. Ему нужны лишь реальные. Ощутите разницу в этих, казалось бы, схожих определениях!
Такого бума, какой вызвала программа “За стеклом”, у нас в околотелевизионном пространстве, пожалуй, никогда не было. О ней говорят за всеми стеклами, вместе взятыми, – дома, на работе, в метро. О ней написано уже столько саркастических и убийственных слов, что и добавить вроде нечего. А телевидение сладострастно продолжает вершить свой шабаш. Оно знало, на что шло, и в восторге от результата. Оно превратило вожделенную коммунальную замочную скважину в увеличительную лупу на весь экран. И гипотетическая оградительная стена, которую без всякой надежды на успех пытается воздвигнуть общественное мнение, не способна перекрыть это открытое всем взорам циничное пространство.
Шестеро за стеклом томятся от безделья и скуки в ожидании режиссерских команд. Они не подопытные кролики, говорит в интервью генпродюсер программы, ведь кролики не выбирают своей участи, а эти выбрали сами. И еще он добавляет, что программа снимает с человека налет ханжества, как катаракту. С какого человека, можно было бы спросить: по ту или другую сторону экрана? Суть в том, что на экране не происходит ничего такого, чего зритель никогда бы не видел. Голых в душе, постельных сцен? Да пощелкайте пультом, пробегитесь по каналам в любой вечерок – получите все это в избытке и в более качественном виде. Но для телевидения все это лишь отображаемый мир, осколки чужой жизни. В гордыне создать собственную вселенную оно выращивает и собственных гомункулусов, называя это новой реальностью. Здесь-то и заключается разница между конкретным человеком и реальным. Конкретный обладает сложившимся характером и узнаваем в любых обстоятельствах. Реальный – продукт алхимических опытов ТВ.
Я не знаю, какие на самом деле эти шестеро. Они скучны, косноязычны и малоинтересны в те короткие промежутки времени, которые отбирает телевизионный режиссер из их длинного бездельного рабочего дня. А может быть, там, за кадром, они говорили о чем-то интересном, откровенничали не только о том, сколько у них в жизни было сексуальных партнеров, а о чем-то другом? Это что-то другое для реального телевидения унылая мутотень, ему нужно вытащить из человека нечто низменное, ущербное, гадкое, поймать его на вылетевшем невзначай слове, прихватить на поступке, о котором он потом, возможно, будет жалеть всю жизнь.
“Я пошла”, – говорит бывшая героиня прошедших серий Ольга. Она говорит это после долгих постельных приставаний Макса, имея в виду, что уходит в другую комнату. О многосмысленный родной наш язык! Максу бы продолжить: “И я пошл...” Но таких нюансов герои программы, как и породившее их телевидение, не ощущают. Пелена уже спала с их глаз и объективов телекамер.
“Это всего лишь игра”, – не устает убеждать своих сотоварищей Макс. Он прав, конечно. Азартная и за большой приз. Ради этого все средства хороши, полагает он, в том числе и сговор. Свидетелями чего мы тоже оказались. Вообще-то в настоящих играх за это сильно наказывают. И даже карают. В телевизионных – поощряют. Шестерку отбирали из многих сотен претендентов – видимо, не просто так, а исходя из заранее замышленной интриги.
За стеклом бьются не за квартиру. За стеклом хотят выйти в люди. И телевидение тем, кто попал в его сети, это гарантирует. Неисповедимы пути земные. В кумиры нации – через душевую кабину и диван из “Икеи”. У Николая Фоменко бесстрашные парни летали на самолетах, гонялись на мотоциклах, бутузили друг друга – и что? Рейтинга не хватило! Другие невероятные парни едут всю ночь на машине через Европу, чтобы прыгнуть с парашютом со швейцарской дамбы. И прыгают! Ну и что? Пусть себе прыгают, это все разовые штучки. Когда-то в эфире гремели “А ну-ка, парни!”, а также “А ну-ка, девушки!”. Они тоже много чего умели. Бегать, прыгать, бороться, побеждать, печь, шить. И, подозреваю, любить тоже. Только тогда “про это” телевидению говорить не разрешали. Нынешним героям наплевать на все: на дело, на профессию, смысл жизни. Они мечтают лишь быть участниками и делателями шоу. Такими их создало телевидение. Реальными его персонажами.
Любопытно, по чьему недосмотру проскользнула в эфир реплика Жанны, когда подружка попрекнула ее за вечно минорное выражение лица. “Лучше сидеть с кислой рожей, чем с голой задницей”, – сказала Жанна, явно вразрез с эстетикой зрелища. Посмотрим, за что это примут: ханжество или недопонимание условий игры. На самом деле никакого стекла для нас, телезрителей, нет. Как и нет его для тех, кто внутри. Все нараспашку. Стекло существует лишь для зевак, приходящих к гостинице ”Россия”. По мне же, подопытные сидят в плотном слое стекловаты, поглощающей все нормальные звуки жизни. А вы когда-нибудь пробовали с этой стекловатой работать? Если да, то знаете, как она забивает дыхание, въедается в тело, как после этого хочется немедленно отмыться в душе. В нормальном душе нормального дома. Если, конечно, не отключили горячую воду.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru