Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Укради – тогда накормим!

В отношении беспризорных детей дело обстоит именно так. По закону ребенок должен ограбить или искалечить, чтобы ему дали помыться, налили тарелку супа.
Но теперь появилась надежда: Московская городская дума предложила законопроект, который позволит помещать в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) детей, преступлений не совершавших...

Cлово «надежда» смотрится среди прочих как-то диковато. Что же, ничего нельзя лучше придумать, кроме как содержать вместе виновных и невиновных, изолировать – жуткое выражение – ребят, которым и надо-то поесть, с нормальными людьми поговорить, букварь в руки взять?
...Весной нынешнего года мы рассказывали о том, как в Москву приехала Марджэри Прайс Джонс, глава международного благотворительного агентства «Multi-International Aid». Привезла денег, чтобы помочь бедствующему детскому приюту – из тех, что видела по телевизору: нищета, болезни, голод... Таких не нашлось – ее возили по образцово-показательным заведениям со строгим накрахмаленным персоналом и плюшевыми зайцами в изголовьях кроватей.
Попала Марджэри и в московский ЦВИНП на Алтуфьевском шоссе. Но там ее поразило другое. Пустота. Плюшевые зайцы во многих случаях оказались единственной категорией обитателей хорошо оборудованных, обустроенных помещений.
«После выхода в 1999 году соответствующего федерального закона мы потеряли право принимать беспризорных детей, если они ничего не натворили, – рассказал ей начальник центра Юрий Васильевич Лапшин. – Очевидно, законодатели защищали права человека, право беспризорного ребенка не быть задержанным милиционером. В результате права человека защищены... как видите. А если мы будем на свой страх и риск принимать детей с улицы – нас уволят за нарушение закона».
...И здесь необходимо отступление. «Беспризорник и правонарушитель – слова-синонимы в 99% случаев», – говорят юристы. На улице не выживешь иначе, если, конечно, ты не подросток, сбежавший из дому после ссоры с родителями и смотрящий из темноты двора на знакомые окна.
Так что расклад получается совсем бредовый. Как если бы врачи брались лечить только тех, у кого рак в последней стадии. А остальные пусть погуляют. Пока.
...Такой вот показательный визит.
5 ноября состоялось заседание Комиссии Мосгордумы (МГД) по социальной политике. На повестке дня был один вопрос. Правда, кавычек в его формулировке хватило бы и на десяток: «О законодательной инициативе МГД «О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Инициатором рассмотрения выступил депутат Евгений Балашов.
Суть предложения московских парламентариев такова: немногочисленные профильные приюты не в состоянии сегодня разместить всех беспризорников и использование «мощностей» ЦВИНПа было бы в такой ситуации совсем нелишним. Тем более что там имеются трудовые мастерские, учебные классы, служба психологической поддержки – все то, что редко встретишь в обычном приюте. Поэтому депутаты предлагают расширить категорию детей и подростков, которые могут быть помещены в ЦВИНП: в нее включаются несовершеннолетние лица, «занимающиеся систематическим бродяжничеством, независимо от места проживания», преступлений не совершавшие.
Однако на делегировании центрам временной изоляции дополнительных полномочий никто останавливаться не собирается. Это лишь временная, переходная мера.
А дело в том, что более 95% бездомных в Москве – мигранты. Их по закону нельзя направлять в столичные приюты и детдома, а надо возвращать к месту проживания. Поэтому депутаты предлагают создать в Москве и других крупных городах сеть специализированных центров, занимающихся (во взаимодействии) выявлением личности беспризорников, первичной реабилитацией и возвращением к месту проживания.
...Пока же этим занимается милиция, и ее долг – подержав сутки в отделении найденного на вокзале ребенка, посадить на обратную электричку. А что его ждет в этом «обратно» – никто не знает.

Поэтому остается лишь надеяться, что инициатива московских депутатов встретит понимание у коллег из Госдумы. А за прохождением законопроекта через парламентские инстанции мы будем внимательно следить.

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru