Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Учительские деньги: слово за регионами

…Недавно было провозглашено возвращение государства в образование. И вот первое же намерение этого государства отметить свое возвращение в образование скорее всего закончится конфузом. Повышение заработной платы учителям, о котором столько твердили на всех этажах власти, на деле, похоже, оказалось декларацией, не подтвержденной реальными источниками финансирования.
Не меняя саму систему финансирования школы, оставаясь в тех же отношениях со школой и с учителями, что и всегда, государство чужими руками хочет обозначить свое присутствие в образовании.
Это ведь не государство поднимает заработную плату, это государство хочет, чтобы регионы (не являясь формально учредителями школы) подняли заработную плату. А регионы и не хотят, и не могут.
Депутаты внесли законопроект о повышении размеров тарифных разрядов, а схемы повышения – нет, более того, сам этот принцип оплаты труда учителя по единой тарифной сетке не дает возможности повышать заработную плату лишь учителям, только ленивый на это не указывал.
Если уж государство хочет возвращаться в образование и первый шаг в этом направлении оно, государство, хочет обозначить заботой о материальном положении работников образования, то рано или поздно государство вынуждено будет перейти на контрактную систему отношений с учителем.
Это означает, что каждый учитель вправе работать только при условии выполнения работодателем (государством?) своих обязательств.
Более того, контракт предполагает, что каждый учитель вправе торговаться с учредителем (государством?) по поводу размеров оплаты своего труда.
А если государство хочет сохранить бюджетные ставки, то так или иначе оно вынуждено будет перейти к выплате заработной платы учителю из своего кармана. То есть – из федерального бюджета.
Вот это и будет возвращение государства в образование.
А пока мы вынуждены признать, что попытка вернуться, похоже, не удалась...

Одной из первоочередных мер, намеченных в концепции модернизации образования, является повышение зарплаты учителей в 1,89 раза с 1 декабря 2001 года.
Главная проблема, бесспорно, заключается в том, найдут ли регионы деньги на реализацию этой задачи.
Уже сегодня губернаторы некоторых регионов заявляют о своей неготовности профинансировать данную статью расходов, и по этой причине проекты бюджетов в отдельных территориях составляются без учета повышения заработной платы учителям, врачам, работникам культуры. В “черном списке” – Курганская, Курская, Кемеровская, Воронежская области, Республика Марий Эл, в которой еще не выплачена зарплата за октябрь и учителя школ Горномарийского и Медведевского районов объявили бессрочную забастовку. Как сообщили нам специалисты из органов управления образованием этих регионов, в настоящее время ведутся переговоры с Минфином по поводу выделения федеральных трансфертов, хотя экономисты выражают сомнение в том, что федеральные дотации покроют все необходимые выплаты в полном объеме.
Конечно, проще всего в данной ситуации найти оправдание в своем дотационном статусе.
Однако не все регионы пошли по этому пути, тем более что критерии дотационных и донорских территорий весьма условны. Так, принято считать, что у нас только 12 регионов-доноров. Вместе с тем министр финансов Алексей Кудрин недавно заявил, что в России 40–50 самодостаточных территорий.
Отсутствие или наличие на местах денег для повышения зарплаты бюджетников – не только экономический, но и политический вопрос, связанный с признанием приоритетности социальной сферы и образования. В Республике Карелии были подготовлены два проекта бюджета – предусматривающий повышение учительской зарплаты и без учета этого повышения, и правительство поддержало первый вариант. Предполагается, что расходы будут покрываться за счет средств бюджетов трех уровней: муниципального, областного и федерального. По закону о бюджете, если муниципалитет тратит 60% своих средств на заработную плату и этих денег не хватает, недостающие средства доплачивают регион и Федерация.
Серьезная работа ведется в Саратовской области – также дотационном регионе. Вопрос о том, чтобы в проекте областного бюджета была записана строчка на повышение заработной платы учителей, а это примерно 1 млрд рублей, решается специально созданной согласительной комиссией.
Необходимые суммы предусмотрены также в проектах бюджетов Калужской, Ростовской, Ставропольской областей, которые не относятся к разряду мощных. На 100% планируется увеличить и бюджет на образование Республики Чувашии, которую сами жители характеризуют как “нефтегазонедобывающую”.
Еще дальше пошли в территориях, относящихся к другой группе. Власти Вологодской области приняли решение не только повысить зарплаты работников бюджетной сферы в соответствии с федеральными нормативами, но и сохранить действующие региональные надбавки к зарплатам учителей. Аналогично намерен поступить и губернатор Московской области Борис Громов. В Республике Карелии в некоторых районах будут сохранены так называемые северные коэффициенты – от 80 до 120%, в остальных, которые расположены южнее, – 65%.
Сохраняются льготы и надбавки для педагогов сельских школ.
Решение о сохранении местных надбавок далось вологодским властям нелегко: дело в том, что, по некоторым прогнозам, регион из разряда доноров в следующем году рискует перейти в дотационные из-за проблем, которые испытывает главное бюджетообразующее предприятие области, – промышленный гигант “Северсталь”.
Сложнее обстоят дела с передачей школ в ведение субъектов РФ, поскольку этот процесс связан с пересмотром межбюджетных отношений. Мэры и руководители органов управления образованием крупных областных центров – Астрахани, Новгорода, Самары, Ставрополя, Нижнего Новгорода и некоторых других считают, что для них необходимо сохранить статус-кво, поскольку бюджеты крупных муниципальных образований способны содержать школы на должном уровне, а финансирование из областного бюджета приведет либо к уравниловке, либо к росту долгов.
Однако практика показывает, что эти опасения не всегда имеют под собой реальную почву. Пятый год в Самарской области действует нормативное подушевое финансирование на основе централизации средств в областном бюджете и последующего распределения их между муниципалитетами, за исключением крупных городов – Самары и Тольятти, которые не пожелали жить “в складчину” и обеспечивают себя автономно. В остальных же случаях выплата зарплаты учителям, приобретение оборудования, капитальный ремонт, обеспечение учебной литературой осуществляются за счет областного бюджета, а муниципалитеты отвечают за коммунальные услуги и текущий ремонт, поскольку школьные здания находятся в их собственности.
“Невозможно осуществить реформу школы, если оставить ее в муниципальном ведении, – убежден начальник Департамента образования и науки Самарской области Ефим Коган. – Тем более что закон построен так, что муниципальный уровень отрезан от государственного”.
Не случайно в 2001 году в Нижегородской и Курганской областях не постановление правительства, а веление самой жизни заставило “перебросить” выплату зарплаты на областной уровень.
В результате в Курганской области заработная плата в текущем году выплачивается регулярно, без задержек, а долги остались только с прошлого года.
Улучшилась ситуация и в Нижегородской области. Например, в дотационном Бутурлинском районе львиная доля (80%) расходов на учительскую зарплату возмещается за счет субвенций из областного бюджета. Оставшуюся часть обеспечивает муниципалитет.
Кстати, в концепции модернизации образования говорится также о необходимости совершенствовать систему оплаты труда педагогов, что фактически означает отказ от ЕТС.
Вот как объясняет необходимость данной инновации секретарь ЦК профсоюзов работников образования Владимир Лившиц: “Усовершенствовать систему оплаты труда учителя, не сдвинув с места ЕТС, очень сложно, хотя отказ от нее – дело не одного года. Но перемены в этом направлении необходимы, поскольку разные бюджетные сферы, объединенные системой ЕТС, отличаются не только условиями и спецификой работы, но и численностью сотрудников, имеющих те или иные разрядные коэффициенты”.
Из-за привязки к ЕТС невозможно повысить зарплату только одной категории работников: учителям, или врачам, или библиотекарям, поэтому затраты на эти цели оказываются весьма существенными для местных бюджетов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru