Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Наши конспекты

В школах Амонашвили особенно дорогие и важные уроки учитель дарит ученикам. А я сегодня хочу подарить вам рассказ о гуманной педагогике. Он собран из фрагментов семинара Шалвы Амонашвили в редакции “ПС”, рассказов его сотрудников, единомышленников и учеников. О том, как эксперимент продолжается, переселившись в обычную общеобразовательную школу. Кое-где я не смогла удержаться от заметок на полях, как в собственном рабочем конспекте. Боюсь, что подбор материала и жанр грешат импрессионизмом в ущерб академической строгости изложения: это не беспристрастное представление очередной педагогической концепции, а попытка передать впечатление учителя-практика от встреч с гуманной педагогикой Шалвы Амонашвили.

“Знания, которые мы даем, должны стать жизнью для ребенка”

Педагогика Шалвы Амонашвили в пространстве взросления детей и.. учителя

Рассказывает Марина Шишова, директор московской школы № 200:
– Три года назад мы начали эксперимент под руководством Ш.А.Амонашвили в начальной школе и вскоре задумались о том, что наши выпускники-пятиклассники, уйдя в традиционную школу, встретятся с немалыми проблемами: другая методика, иные взаимоотношения в классе. Так пришло решение продолжить эксперимент в средней и старшей школе. Обитали мы тогда в крошечном помещении детского сада, а большую школу нам согласились дать только через два года и на очень непростых условиях: много коррекционных классов, собраны там были ребята с девиантным поведением, в начальных классах недобор детей, и вообще школа была заполнена лишь наполовину.
Но мы все-таки решились. Все учителя и – чтобы не расставаться – почти все ребята переселились в новую для себя школу, хотя ездить приходится довольно далеко.
В одном школьном здании оказались два разных коллектива: прежний, привыкший к пониженному уровню мотивации детей, и наш.
Предстояло знакомиться, договариваться, объяснять суть эксперимента, чтобы школа стала единой. Для этого мы провели организационно-деятельностную игру. Она была нелегкой, но в результате каждый смог выбрать то, что для него близко и ценно. Мы рассказали о целях и задачах эксперимента, о стиле работы и требованиях к учителю.

Гуманная педагогика – как синяя птица, как наша мечта. Она не укладывается в научные понятия, эта “синяя птица” во мне. Рассказать я могу о многом, но показать ее просто не могу, поэтому вы должны мне помочь и догадаться, о чем идет речь.
Я искал, с чего начать объяснение сути гуманной педагогики, и, как ни странно, начал с созерцания звездного неба. Наверное, многие из вас любят смотреть на ночное небо, это удивительное зрелище. Откуда все это? Почему все так гармонично и прекрасно вокруг нас? И кто я в этом мироздании? Как песчинка... Но в этой песчинке заложено все, что я вижу, думаю, чувствую. Песчинка – и беспредельность. Я хочу присоединиться к восклицанию Коменского, удивительного педагога: “Ребенок есть микрокосмос, который способен вместить макрокосмос”. Песчинка вмещает в себя всю истину Вселенной.
Зачем мне, педагогу, созерцание звездного неба? Я должен понять себя как учитель... И через себя разгадать ребенка, чтобы моя судьба и судьба ребенка состоялись.
Знания, которые мы даем, должны стать жизнью для ребенка. Но знания сами по себе нейтральны: не хорошие и не плохие. Но как только переходят к человеку – приобретают силу, злую или добрую. Это будет зависеть только от человека, от его сердца...
В каждом взрослом изначально заложено чувство воспитания. А истинный смысл педагогики – заботиться о ребенке. Образ, заложенный в нем, и есть та тайна, которую мы должны искать.
Шалва Амонашвили


Около пятнадцати человек, те, кто оказался не готов к такому уровню требований, не понимал или не принимал условий эксперимента, решили уйти. Для нас было очень важно, что момент самоопределения происходил без взаимных упреков и обид.
Остаться решили те, кто был не против перестраивать стиль собственной работы, кому интересен наш эксперимент, кто готов постоянно учиться.

К началу прошлого учебного года в школе было шестнадцать классов и очень мало учителей. Поэтому мы работали с предельной нагрузкой: заменяли друг друга, вели уроки в тех классах, где было необходимо. Тяжело, конечно, но зато все быстро перезнакомились: и учителя, и ученики. Оказалось, что ребята, раньше учившиеся в школе, очень хорошие и человечные. Мы приходили в каждый класс и рассказывали, какой хотим видеть школу, советовались с ребятами. Обсудили с ними, какие требования разумно предъявлять к ученику, и договорились, что нельзя курить, драться, ругаться в школе. Может быть, благодаря этому первый наш учебный год в новой школе прошел спокойно: правонарушений и проблем во взаимоотношениях с ребятами у нас не было.
А к концу года все устроилось как нельзя лучше и с учителями, которых по-прежнему не хватало: из бывшей авторской школы к нам перешла целая команда учителей-предметников. Удивительно, но за ними тоже пришли ученики, только постарше наших – с седьмого по одиннадцатый класс.
Теперь мы уверены, что первых пятиклассников, проучившихся с первого класса в нашем эксперименте, в будущем году бережно примут учителя средней школы. Они готовы реализовывать нашу концепцию в средней и старшей школе.
Хотя деление на начальное, среднее и старшее звено у нас очень условно: учителя начальных классов приходят и проводят уроки у более старших, и наоборот – учителя-предметники дают уроки малышам.

Уроки для родителей

Суть нашего эксперимента в том, что учитель стремится построить отношения даже не с классом в целом, а с каждым учеником так, чтобы он хотел идти в школу, учиться, раскрывать свои душевные и интеллектуальные качества. За этим стоит огромный труд учителя над собой.
Основа всего уклада нашей жизни – отношения. Между учителями, детьми, директором, родителями.
Принимая ребенка в школу, мы прежде всего встречаемся с родителями, устраивая день открытых дверей. Для того чтобы семья сделала сознательный выбор, очень подробно объясняем, чем наша школа отличается от других.
О том, как происходит оценка деятельности ребенка в школе Амонашвили, как учителя строят взаимоотношения с родителями без отметок, подробно описано в «ПС» № 76 от 27 октября 2001 года.
Если взрослые решили, что хотят доверить нам ребенка, мы приглашаем будущего первоклассника с родителями или другими членами семьи для подробного разговора в любое удобное для них время.
Кроме того, в течение учебного года собираем родителей и рассказываем, что происходит в школе. Потому что невозможно успешно выстраивать педагогический эксперимент, если родители, не понимая его сути, не поддерживают усилий учителей. Помимо родительских собраний проводим еще и особые встречи, содержанием которых становятся ответы на самые часто встречающиеся родительские вопросы: что такое развитие? как составить представление об успеваемости ребенка без отметок? можно ли говорить с ребенком на равных, как со взрослым? как помогать в выполнении творческих домашних заданий?
Чтобы родители лучше понимали суть происходящего в классе, приглашаем их в качестве учеников на специально проводимые уроки, по содержанию такие же, как в классе, где учатся их дети, которые на этот раз выступают в роли гостей и ревностно следят за тем, как мама или папа работает на уроке. Однажды после звонка второклассник стал выговаривать маме за то, что она была неактивна на уроке, только три раза поднимала руку и плохо отвечала. Я подошла, чтобы уладить проблему. Мама в растерянности: «Почему же он меня ругает, я ведь старалась…» Пришлось ей объяснить, что в школе мы таких требований ученикам не предъявляем, возможно, эти фразы и интонации он слышит в семье и теперь просто возвращает маме, поменявшись с ней местами.

Педагогика – субъективное поле, сумма наших субъективных образовательных миров. И если взрослые, окружающие ребенка, будут единомышленниками, вообразите, какое возникнет субъективное пространство нашей воли.
Человек не рождается без родительского чувства, и с появлением ребенка во взрослом раскрывается вселенская книга педагогики.
Шалва Амонашвили

Приходят к нам бабушки, папы, мамы и для того, чтобы провести урок: бабушка научит печь блинчики, мама – сшить наряд для куклы, папа – оснастить удочку. Ребята всегда ждут этих уроков, родители же сначала побаиваются, а с течением времени начинают даже сами ревниво спрашивать: что же вы меня не приглашаете? Шалва Александрович говорит, что это очень важный момент в становлении взаимоотношений школы с родителями, когда они сами стремятся участвовать в нашей общей жизни.
Принимая и поддерживая отношения сотрудничества с детьми и учителями, родители охотно участвуют и в оценочной деятельности по отношению к своему ребенку. Каждые полгода все дети готовят конверт с самыми удачными своими работами, интересными, сложными заданиями – задачами, ребусами, загадками, подготовленными для родителей.
Просто и красиво – трудное и увлекательное задание, как подарок, как свидетельство любви.
Подготовка конвертов длится целую неделю в строжайшем секрете: настоящий подарок должен быть сюрпризом. Наконец наступает долгожданный день. Дети приводят родителей в школу, рассаживают на свои места за партами и уходят из класса в зал готовить концерт. А взрослые распечатывают конверты и рассматривают приготовленные рисунки, читают характеристики учителя, выполняют задания.
И уж конечно мама потом не нахвалится и дома при гостях, и подруге по телефону, да так, чтобы автор слышал и гордился оценкой своей работы.
Как видите, отсутствие отметок не отменяет оценки успехов ребенка.

Педагогика – мера всех наук. Школьные предметы – как провода между учителем и учеником. Я протягиваю их и пропускаю свое отношение к вам: свою боль, огорчение, любовь. И не отметки мне нужны, не знание, а ваше отношение к этим знаниям, я через предмет пропускаю свет.
Шалва Амонашвили


Вопросы после семинара

Чтобы работать у вас, учитель должен обладать какими-то особыми качествами?
Учителей для школы гуманной педагогики ни один вуз сейчас не готовит. В лучшем случае выпускник знаком с принципами педагогики Ш.А.Амонашвили. Но между теоретическим знанием и его воплощением пропасть. И не каждый учитель хотел бы ее преодолеть, а тот, кто хочет, не всегда этого достигает. Работа в нашей школе легче дается молодым учителям, потому что наш взгляд на ребенка кардинально отличается от принятого в традиционной педагогике.
Даже у того, кто, приходя в нашу школу, принимает принципы гуманной педагогики, далеко не всегда все получается на уроке.

Какие возможности для профессионального роста есть у такого учителя?

Учителя совершенствуются в постоянном общении с коллегами, на семинарах Шалвы Амонашвили и Валерии Ниорадзе. Каждую неделю мы с коллегами собираемся и обсуждаем партитуру недели. Чтобы каждый учитель представлял, какие события произойдут не только в его классе, но и в школе, мог попросить помощи и совета у более опытных коллег по поводу проблем отдельного ребенка, фрагментов урока, учебного материала, педагогических приемов. Для взаимопомощи и взаимообогащения мы часто ходим на уроки друг к другу. А еще учитель третьего класса, например, может подготовить урок в подарок первому и провести его.
К каждому учителю приходит на уроки и Шалва Александрович, советует, что можно было бы улучшить, восхищается тем, что получилось. Как он сам говорит, “дорисовывает урок”: предлагает, как можно было бы сделать его более изящным, совершенным.
Наверное, такое доброжелательное и содержательное обсуждение на материале только что прожитого собственного урока – лучшая школа для учителя.

Рано или поздно ученики должны привыкнуть к пятибалльной системе отметок. Как происходит этот переход?

Учитель выставляет отметки на основании вполне определенных критериев. Мы знакомим с ними наших пятиклассников, чтобы они тоже знали, за что выставляется какая отметка. После этого предлагаем самостоятельно оценить по пятибалльной системе свою работу и работу товарища. Потом в оценивании принимает участие учитель. И каждый ребенок может увидеть, насколько адекватна его оценка, совпадает ли она с мнением товарища и учителя. Этот переход должен происходить не рывком, а постепенно, в течение пятого и шестого классов.

Елена Куценко

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru