Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Андрей Полонский

Цвет времени

Новые уроки Октября,

или Восемьдесят четвертый год по неслучившемуся летоисчислению

«Революция не может стоять на месте. Она либо идет вперед, либо идет назад».
Карл Радек – Льву Троцкому (1926 год)

Вечер воспоминаний...
Размышлять о революции после десятилетия демократической России наивно. С одной стороны, все слова сказаны, все аргументы переведены. И новые коммунисты из семей правозащитников охрипли от пафоса, скандируя: «Ленин, Сталин, ГУЛАГ», и упорные контрреволюционеры из числа бывших комсомольских активистов насладились описанием зверств и осквернением могил. Все лагерные воспоминания опубликованы, все книги, за которые давали срок, вышли в тираж. В общем, «у нас была прекрасная эпоха», как заметил писатель Эдуард Лимонов, уже почти год без суда отдыхающий в Лефортово по недоказанному обвинению в попытке организации военного переворота. Несправедливо это, разумеется, и взятки вокруг берут, и правды в государстве не найти, но можно утешаться тем, что единомышленники национал-большевика Эдички давно расстреляли бы его самого, да и всех его подруг и знакомых в придачу, если бы история повторилась при их идейно выдержанном правлении.

Но все-таки очередная годовщина октябрьского переворота требует внимания. И пусть долгая память хуже, чем сифилис, как пел еще в легендарные советские времена Борис Гребенщиков, – но просто слишком много народу провели известную часть своей жизни, слушая разные речи и выпивая стаканчик-другой под разговоры о всемирно-историческом значении Великого Октября. Совершенно отрицать это значение теперь, праздновать какой-то День национального примирения, когда все, кто мог примириться, давно умерли и, вероятно, простили друг другу на небесах или в других местах массового упокоения душ, было бы как-то очень легкомысленно по отношению к истории и судьбе. Мы не сможем уважать себя, если повадимся вновь и вновь огульно отрицать целые десятилетия, нам просто необходимо прекратить скопом грешить и каяться, каяться и грешить. Нужно придумать какой-то другой мотив социального поведения.

Я отлично помню несколько эпизодов собственной биографии. Лет в шесть было ужасно жаль, что революция кончилась и никакого места для подвигов не осталось. К двенадцати годам следовало принять главное решение: ты за нынешнюю власть или против? Именно выбор «против» давал возможность геройствовать наново. Мы с друзьями пошли на страшную крамолу и организовали в пионерской дружине Второй московской спецшколы группу имени Троцкого. Написали программу, сочинили устав, вроде все довольно грамотно, кстати, со знанием основ троцкизма-ленинизма, хотя откуда мы их взять могли: ведь Лев Давыдович-то был под строжайшим запретом, хуже Гитлера. Видимо, в те времена все эти тезисы и контртезисы циркулировали в крови и воспроизводились на полном автомате. Все мои приятели прочли «Краткий курс истории ВКП(б)» раньше, чем «Винни-Пуха». Однако родители нашли наши бумажки, испугались не на шутку и запретили нам – четверым пацанам – общаться друг с другом.
Но Бог с ним, с нежным детством. Уже юношей лет шестнадцати, вполне сложившимся читателем Солженицына и Быковского, я стоял ранним утром седьмого ноября со своей одноклассницей Ирой Лебле на площади Рижского вокзала. Ира почем зря ругала советские лозунги, знамена, красный цвет, серп и молот и все такое прочее, я понимал, что возражать нельзя, не принято, а меж тем в горле бился предательский комок любви, мне было так больно, как будто поносили моих близких и дорогих родственников. И еще – помню – в десятом классе почти уже ночью идем мы с Павликом Котовым по улице Горького, где-то напротив телеграфа, и жарко спорим о революции. С нами две девушки, мы познакомились с ними минут десять назад, и они, верно, надеялись поразвлечься...

В шестидесятые и семидесятые годы отношение к революции носило экзистенциальный, смыслообразующий характер. Пена на губах сотен публицистов, сочинявших по схеме: «Ни славных дат, ни героизма, ни легендарных эпопей, есть только жертвы большевизма, архипелаги лагерей», в последующие десятилетия как раз и была вызвана этим пафосом: люди не могли простить себе, вспоминая, какие элементарные вещи определяли их существование. Жить с присказкой «Не стукач – порядочный человек» не менее душно, нежели под лозунгом «Мы придем к победе коммунистического труда». Я помню, с каким наслаждением замечательные питерские поэты Алексей Александрович и Марианна Львовна Козыревы пили в захудалом ресторанчике за Сталина, уничтожившего «этих негодяев» и вернувшего России «державное величие». Только так в ту пору можно было идти против всех течений сразу – и официального, с маленьким Лениным, бегающим в валенках и обдумывающим, как спасти народ от угнетения, и еще более нетерпимого кухонного, оппозиционно-болтливого, когда огромная фига в небольшом кармашке плохо пошитых брюк позволяла считать героями немногих удальцов, рискнувших сказаться больными, когда обсуждали исключение Пастернака из Союза писателей. Господи, даже вспоминать стыдно, какие в столицах бушевали страсти вокруг всех этих проблем, люди не разговаривали друг с другом годами...
И не исключено, что только сейчас нам дается возможность вернуться от «морального выбора» к «реальной истории», взглянуть на значение революции без гнева и пристрастия, с точки зрения общенационального действия, а не одной своей частной биографии.

Констатация исторических банальностей
Мы не станем рассуждать о России, которую не мы потеряли. До 1917 года в империи гимназисты с трепетом целовали гимназисток и катили в «Яръ», прежде чем отправиться на японский или германский фронт. Это было, было: страна развивалась быстро и слаженно, росли города, строились шоссейные дороги, малиновый звон скрашивал повседневные будни, и хлеб, каравай за караваем, экспортировался в Европу. Впрочем, можно вообразить и совершенно другие картинки. Любая эпоха стремится быть представлена и как лирическое стихотворение, и как тошнотворный лубок, и как злая сатира. Но есть и простые факты. Ленин и компания учинили на редкость подлый государственный переворот. Все в нем было враньем – и лозунги, под которыми народ созывали на улицы Петрограда в октябре 1917 года – защитим, мол, город от немцев, – и первые декреты новой власти («хлеб» – в преддверии жуткого голода и повседневного кошмара карточной системы, «мир» – накануне Гражданской войны, когда линия фронта прошла через каждый дом, «земля» – в ожидании новой редакции крепостного права, названного коллективизацией), и демократический пафос риторики, и оправдания террора, и неумеренное, без всякой застенчивости, использование слова «свобода» на фоне полнящихся застенков.
Большевики пришли к власти как временщики. Эту партию, с удовольствием получавшую деньги от противника в Первой мировой войне, Россия совершенно не интересовала, они делали ставку на «интернациональную революцию». До 30-х годов запрещалось само слово «родина», за русские сказки и былины, да что там – за празднование Нового года с елкой и Дедом Морозом можно было заработать Соловки.
Понятно, что в таких обстоятельствах общество оказалось совершенно разрушено и деморализовано, лучшие, самые активные, склонные до последнего защищать свои убеждения и свою свободу люди из всех социальных слоев либо выдавлены за границу, либо уничтожены. Однако страна выжила. И не только жила своей особенной, теперь уже трудно постижимой жизнью, но и добилась удивительных успехов. Можно сколько угодно говорить о так называемой «догоняющей модернизации», провальных пятилетних планах и т.д. и т.п., но именно в ХХ веке СССР стал одним из основных игроков на поле мировой политики, игроком, с которым нельзя было не считаться. Мало того. Под спудом политической диктатуры, в жуткой моральной духоте возродилось гражданское сознание, и каждое новое поколение, пусть и не принимая правды отцов, все равно искало и находило смысл социального бытия. Характерно признание поэтессы Веры Павловой: «Мама не нас растила – монокристаллы. Папа – процент извлечения меди из руд». И этот уход в деятельность, порой нездоровое самоотвержение – тоже своего рода плод системы, где деньги не воспринимаются как реальная ценность, а одурь от всеобщего вранья вдохновляет на эмиграцию в сферу профессиональных интересов.

Конечно, история не знает сослагательного наклонения, и можно сколько угодно фантазировать на тему «Что бы случилось, если бы у власти осталось Временное правительство?» – но девяностые годы несколько обрезали крылья этим фантазиям. Не к лицу России дикий капитализм, и капиталистическая элита слишком странно понимает национальные интересы...
Так или иначе мы имеем только то прошлое, которое прожили.

В человеке все должно быть прекрасно
Все последние годы в отечественной публицистике преобладала моральная критика октябрьского переворота. Между тем кажется, что основные проблемы революции – как это ни прозвучит чудовищно с точки зрения общепринятой системы ценностей старой русской культуры, – не там, где на белый январский снег стекает слеза невинного ребенка, а там, где царит уродливый стиль газет «Правда» и «Известия», преследуются узкие брюки и мини-юбки, на телевизионных экранах постоянно появляются косноязычные люди с чудовищным выражением лица. Большевики проиграли эстетически, у них не было шика и шарма, без которых в ХХ веке невозможно добиться успеха. Революционному действу и, главное, последующему политическому быту не хватало доверия к хорошему дизайну, художественному решению, хотя бы даже в стиле окон РОСТА. Низовой характер социального переворота породил культ общедоступной усредненности, и яркие люди, которые вполне могли стать символом системы, воспринимались ее врагами. Мы не станем сейчас спорить о сталинской эстетике – о всевозможных высотках, ночных министерских посиделках, гвардейских знаменах и школьной форме, о дачах академиков в Мозжинке и дачах художников в Коневом бору, так или иначе то был лишь короткий эпизод. Символ и бог революции Ленин оказался на удивление среднебуржуазен в своем бытовом поведении и никак не может быть описан очаровательным и таинственным злодеем. Биографы откопали только роман с Инессой Арманд, да и здесь мавзолейный лежалец выглядел примерно так же, как в сходной ситуации смотрелся бы любой его современник, посредственный разночинец, врач-юрист из провинции. Конечно, в большевистской агиографии существовали исключения типа госпожи Коллонтай, но именно эпизоды ее жизни, способные привлечь и заинтересовать юную романтическую душу, более всего замалчивались и затушевывались официальной пропагандой. В итоге режим совершенно потерял революционную лихость, размашистое «эх, эх, без креста», его официальные представители и в рядовых ситуациях, и в критических эпизодах смотрелись бледно и уродливо. Здесь не только не могло возникнуть Че Гевары и Фиделя Кастро на официальном небосклоне, но и пацаны, и пацанки, увлеченные кубинской революцией, очень быстро становились антисоветчиками. Маяковский оказался прав в своих кошмарах. Победило коммунистическое мещанство, мелкобуржуазный фикус и номенклатурные удовольствия. А от подобного образа власти тошнит, причем рвотные позывы наблюдаются не только у записных эстетов...

И все же...
В конце 70-х годов Владимир Высоцкий сказал, как отрубил: «Влиянье наше на планете особенно заметно вдалеке, в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке». И он оказался прав. Через полтора десятка лет после того, как была пропета эта знаменитая песня, когда московский асфальт только-только успел остыть от августовского противостояния 1991 года, французский художник Ив Круа бросил мне, восторженно повествующему об обороне Белого дома: «Возможно, вы обрели свободу. Но мир потерял надежду».
Пока существовал СССР, человечество находилось в состоянии некоторого равновесия. Две системы организации власти оказывали друг на друга давление и вынуждены были казаться менее людоедскими. Нет смысла сейчас вспоминать, сколь многого мы достигли благодаря тому, что Леонид Ильич Брежнев согласился на подписание Хельсинкских соглашений. Но и на Западе жизнь совершенно переменилась под влиянием коммунистической опасности, горячего дыхания СССР за спиной. Как быстро все это исчезло в 90-е годы – народная дипломатия, жесткая и глубокая музыка, призывы к открытым границам, терпимость к инакомыслию, разговоры об общечеловеческих ценностях. Герой, сокрушивший дракона, на наших глазах покрывается панцирем и изрыгает огонь. Старая сказка, вечная история...
Как ни странно, слова о всемирно-историческом значении Великой Октябрьской социалистической революции не кажутся нынче пустой пропагандой. На протяжении всего страшного в своих преступлениях и упоительного в своих победах двадцатого века люди на земле имели политически подкрепленную возможность выбора. Советский Союз финансировал коммунистические партии и национальные движения, и карта мира оказалась перекроенной. Левый марш гремел по континентам, и едва ли не самые обеспеченные художники Запада Джон Леннон и Йоко Оно посвящали музыку герою рабочего класса.

Возможно, чешский писатель Милан Кундера и прав, левый поход закончился где-то на границе Вьетнама и Кампучии, где изумленные европейцы узрели чудовищные картины полпотовских зверств, но этот страшный опыт никого не научит, потому что существовать между банковской конторкой и супермаркетом ничуть не лучше, чем лежать с раскроенным черепом в азиатском окопе.
СССР рухнул, демократическая Россия пока только собирается с силами и неизвестно, какую будет играть роль в политическом раскладе ХХI века, Запад принял совершенно новый для себя исламский вызов, но революция не останавливалась ни на минуту. Она ищет иных форм и молодых сторонников, которые способны оказаться и страшнее, и эффективнее, и честнее породивших их некогда большевиков.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru