Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Татьяна ТАННЭ,
учитель математики

Проект “МЕТРО”

Эта идея не могла не заинтересовать детей.
А пользы из нее удалось извлечь вагон...
Нет, целые поезда!

Я очень люблю путешествовать и в компании друзей, и со своими учениками. Но когда в прошлом году я оказалась классным руководителем пятого класса, в котором учится двадцать очень подвижных мальчиков, мне сразу стало понятно, что такой замечательной компанией мы далеко не уедем. Но отказываться от своей любви к поездкам, смене впечатлений мне совсем не хотелось, и, промучавшись неделю над вопросом, что делать в этой ситуации, я придумала проект “Метро”.
На классном часе закидываю удочку. Говорю, как важно самостоятельно ориентироваться в подземном пространстве, уметь им пользоваться, рассчитывать время и маршрут. Идею проекта поддержали многие ребята. Но некоторые сказали – нет, мы не хотим в этом участвовать. И часть родителей на родительском собрании была против – ребенок потеряется, испугается, у него будет стресс, и вообще мы ребенка в школу учиться отправляем, а не в метро. При чем здесь метро – это все ваши учительские выдумки, нашим детям они не нужны.
Но мои коллеги-учителя меня поддержали, и мы стали работать с двумя группами ребят.
Надо сказать, что наша параллель пятых делает упор на естественно-научное образование, где важную роль играет наблюдение. И я предложила: давайте выходить из поезда на разных станциях московского метро и внимательно смотреть по сторонам. Приезжаем, выходим, и на первой станции в первый день путешествия по метро ребята находят шесть признаков – особенностей станции. Зато потом, когда мы заканчивали наш проект, они легко находили до 36 признаков станции. Признаки классифицировали и сравнивали: архитектура, освещение, цветовая гамма и так далее. С архитектурой вообще оказалось интересно работать, потому что мало кто знает, как все эти архитектурные штучки называются. Зато теперь разбираемся, на какой станции метро ордер дорический, а на какой ионический. А еще всегда обязательно проговаривали, что наверху над нами сейчас находится примечательного. Стоим на станции «Чистые пруды» и представляем каток на заснеженных прудах, памятник Грибоедову, театр «Современник».
Довольно быстро ребята научились рассчитывать среднюю скорость движения поезда. Взрослые в вагоне просто немели, когда видели странную картину: в вагон тихо заходят дети с секундомерами, поезд трогается, а они все кнопочки на секундомерах нажимают и что-то в тетрадочки записывают. Остановка, дети опять на кнопочки нажимают и тихо из вагона выходят. Правда ведь нетипичная картинка для московского метро?
Потом учились рассчитывать время маршрута, если нам нужно проехать из одной части города в другую. Были целые блоки занятий на пересадках. Ребята сами разрабатывали правила поведения в метро. И когда кто-то из них забывал, чем-то увлекался, то ему эти правила быстренько напоминали его же товарищи.
Над проектом “Метро” мы работали целый учебный год. А в конце был зачет – каждый пятиклассник сдавал свой маршрут и водил по метро целую группу своих сверстников. Он должен был рассчитать время движения по маршруту, продумать, как лучше доехать из пункта А в пункт Б, и проверить рассчеты на практике.
Когда наш проект заканчивался, оказалось, что сработал он не только на то, чтобы каждый ребенок умел спокойно ориентироваться в метро. Он, например, сработал на понимание пятиклассниками того, что такое договор между людьми. Ребята научились не опаздывать, все происходит вовремя, каждый помнит, о чем договорились, где и когда произойдет встреча. И если сначала мы встречались у школы и ехали до метро на троллейбусе, то теперь мы можем встретиться на любой станции, и я уже не боюсь, что кто-то заблудится, и родители не боятся. Они вообще стали говорить, что никто из их родственников не может поверить, что ребенок одиннадцати лет может поехать сам в центр города и не заблудиться на пересадках. И не боятся, что с ним что-то случится. Потому что в проекте мы продумывали и обговаривали экстремальные ситуации, которые могут случиться в метро, прикидывали, как себя в этих ситуациях надо вести.
Конечно, у нас были всякие смешные случаи. Как работать на станции, записывать время, скорость движения поезда? Хорошо если есть лавочки, а на многих их нет. Садились на корточки, раскладывали вещи, все записывали. Потом встали, пошли, а секундомер забыли. Иногда целые пакеты забывали, а потом возвращались и искали. Тоже хорошо. Учились организовываться.
На фоне этого проекта у нас возникли новые модели поведения. Например, сейчас уже редко кто из наших мальчишек плюхается на диванчик, даже если есть свободные места. Потому что мужчины в метро не садятся. Само собой получается, естественно, что увидели, то и воспроизводят.
В этом году мы решили продолжать проект, только путешествовать будем уже не под землей, а по земле. Потому что ведь очень важно найти в незнакомом месте то, что тебе нужно. Уметь обратиться к незнакомому человеку с вопросом «как пройти?», уметь проверить, правильную ли показали дорогу. Уметь пользоваться картой наземного транспорта (схемой метрополитена ребята уже пользуются просто блестяще).
Я очень хочу, чтобы мои ученики город знали. Чтобы чувствовали центр, пройдя его собственными ногами, с картой в рюкзаке.
Я математик и потому уже сейчас прикидываю, как в этом году наземная архитектура с ее пропорциями, золотым сечением будет открываться детям не только при помощи мела и доски. Как мы ее на местности попробуем увидеть, почувствовать, измерить, высчитать.
Недавно у меня был разговор с одной мамой, что в новом проекте будут участвовать только те ребята, чьи родители согласны, потому что в прошлый раз пришлось много времени потратить на уговаривание родителей, чьи дети хотели участвовать в проекте: то вдруг в субботу появляется важное семейное дело, то еще что-то приключается, а ребенок звонит и говорит мне: «Пожалуйста, скажите моей маме, что это наше путешествие сегодня обязательно, что это урок такой». Мы ведь специально ездили по субботам утром, пока в метро свободно. Так эта мама мне теперь говорит: «Что вы, пусть все с вами едут! Им так нравится! И я поеду, вам помогу».
Так проект из нашей учительской задумки стал делом, развивающим общеобразовательные умения наблюдать, выделять признаки, классифицировать, систематизировать, и общим интересным классным проектом. Ребята так увлеклись, что сейчас, уже после зачетов, сами готовят такую финальную игру “Метро”. Набросали темы и про экстремальные ситуации, и про историю метро, и про пересадки. Когда они игру готовят, то вдруг вспоминают о таких вещах, которые мы хотели в проекте сделать, но не сделали, и говорят: с этим надо еще работать обязательно, мы же хотели это сделать. Появилась обязательность, желание доделать дело, не бросить его. А ведь с чего началось? С того, что я просто люблю путешествовать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru