Татьяна ТАННЭ,
учитель математики
Проект “МЕТРО”
Эта идея не могла не заинтересовать
детей.
А пользы из нее удалось извлечь вагон...
Нет, целые поезда!
Я очень люблю путешествовать и в
компании друзей, и со своими учениками. Но когда в
прошлом году я оказалась классным руководителем
пятого класса, в котором учится двадцать очень
подвижных мальчиков, мне сразу стало понятно, что
такой замечательной компанией мы далеко не
уедем. Но отказываться от своей любви к поездкам,
смене впечатлений мне совсем не хотелось, и,
промучавшись неделю над вопросом, что делать в
этой ситуации, я придумала проект “Метро”.
На классном часе закидываю удочку. Говорю, как
важно самостоятельно ориентироваться в
подземном пространстве, уметь им пользоваться,
рассчитывать время и маршрут. Идею проекта
поддержали многие ребята. Но некоторые сказали –
нет, мы не хотим в этом участвовать. И часть
родителей на родительском собрании была против
– ребенок потеряется, испугается, у него будет
стресс, и вообще мы ребенка в школу учиться
отправляем, а не в метро. При чем здесь метро –
это все ваши учительские выдумки, нашим детям они
не нужны.
Но мои коллеги-учителя меня поддержали, и мы
стали работать с двумя группами ребят.
Надо сказать, что наша параллель пятых делает
упор на естественно-научное образование, где
важную роль играет наблюдение. И я предложила:
давайте выходить из поезда на разных станциях
московского метро и внимательно смотреть по
сторонам. Приезжаем, выходим, и на первой станции
в первый день путешествия по метро ребята
находят шесть признаков – особенностей станции.
Зато потом, когда мы заканчивали наш проект, они
легко находили до 36 признаков станции. Признаки
классифицировали и сравнивали: архитектура,
освещение, цветовая гамма и так далее. С
архитектурой вообще оказалось интересно
работать, потому что мало кто знает, как все эти
архитектурные штучки называются. Зато теперь
разбираемся, на какой станции метро ордер
дорический, а на какой ионический. А еще всегда
обязательно проговаривали, что наверху над нами
сейчас находится примечательного. Стоим на
станции «Чистые пруды» и представляем каток на
заснеженных прудах, памятник Грибоедову, театр
«Современник».
Довольно быстро ребята научились рассчитывать
среднюю скорость движения поезда. Взрослые в
вагоне просто немели, когда видели странную
картину: в вагон тихо заходят дети с
секундомерами, поезд трогается, а они все
кнопочки на секундомерах нажимают и что-то в
тетрадочки записывают. Остановка, дети опять на
кнопочки нажимают и тихо из вагона выходят.
Правда ведь нетипичная картинка для московского
метро?
Потом учились рассчитывать время маршрута, если
нам нужно проехать из одной части города в
другую. Были целые блоки занятий на пересадках.
Ребята сами разрабатывали правила поведения в
метро. И когда кто-то из них забывал, чем-то
увлекался, то ему эти правила быстренько
напоминали его же товарищи.
Над проектом “Метро” мы работали целый учебный
год. А в конце был зачет – каждый пятиклассник
сдавал свой маршрут и водил по метро целую группу
своих сверстников. Он должен был рассчитать
время движения по маршруту, продумать, как лучше
доехать из пункта А в пункт Б, и проверить
рассчеты на практике.
Когда наш проект заканчивался, оказалось, что
сработал он не только на то, чтобы каждый ребенок
умел спокойно ориентироваться в метро. Он,
например, сработал на понимание пятиклассниками
того, что такое договор между людьми. Ребята
научились не опаздывать, все происходит вовремя,
каждый помнит, о чем договорились, где и когда
произойдет встреча. И если сначала мы
встречались у школы и ехали до метро на
троллейбусе, то теперь мы можем встретиться на
любой станции, и я уже не боюсь, что кто-то
заблудится, и родители не боятся. Они вообще
стали говорить, что никто из их родственников не
может поверить, что ребенок одиннадцати лет
может поехать сам в центр города и не заблудиться
на пересадках. И не боятся, что с ним что-то
случится. Потому что в проекте мы продумывали и
обговаривали экстремальные ситуации, которые
могут случиться в метро, прикидывали, как себя в
этих ситуациях надо вести.
Конечно, у нас были всякие смешные случаи. Как
работать на станции, записывать время, скорость
движения поезда? Хорошо если есть лавочки, а на
многих их нет. Садились на корточки, раскладывали
вещи, все записывали. Потом встали, пошли, а
секундомер забыли. Иногда целые пакеты забывали,
а потом возвращались и искали. Тоже хорошо.
Учились организовываться.
На фоне этого проекта у нас возникли новые модели
поведения. Например, сейчас уже редко кто из
наших мальчишек плюхается на диванчик, даже если
есть свободные места. Потому что мужчины в метро
не садятся. Само собой получается, естественно,
что увидели, то и воспроизводят.
В этом году мы решили продолжать проект, только
путешествовать будем уже не под землей, а по
земле. Потому что ведь очень важно найти в
незнакомом месте то, что тебе нужно. Уметь
обратиться к незнакомому человеку с вопросом
«как пройти?», уметь проверить, правильную ли
показали дорогу. Уметь пользоваться картой
наземного транспорта (схемой метрополитена
ребята уже пользуются просто блестяще).
Я очень хочу, чтобы мои ученики город знали. Чтобы
чувствовали центр, пройдя его собственными
ногами, с картой в рюкзаке.
Я математик и потому уже сейчас прикидываю, как в
этом году наземная архитектура с ее пропорциями,
золотым сечением будет открываться детям не
только при помощи мела и доски. Как мы ее на
местности попробуем увидеть, почувствовать,
измерить, высчитать.
Недавно у меня был разговор с одной мамой, что в
новом проекте будут участвовать только те
ребята, чьи родители согласны, потому что в
прошлый раз пришлось много времени потратить на
уговаривание родителей, чьи дети хотели
участвовать в проекте: то вдруг в субботу
появляется важное семейное дело, то еще что-то
приключается, а ребенок звонит и говорит мне:
«Пожалуйста, скажите моей маме, что это наше
путешествие сегодня обязательно, что это урок
такой». Мы ведь специально ездили по субботам
утром, пока в метро свободно. Так эта мама мне
теперь говорит: «Что вы, пусть все с вами едут! Им
так нравится! И я поеду, вам помогу».
Так проект из нашей учительской задумки стал
делом, развивающим общеобразовательные умения
наблюдать, выделять признаки, классифицировать,
систематизировать, и общим интересным классным
проектом. Ребята так увлеклись, что сейчас, уже
после зачетов, сами готовят такую финальную игру
“Метро”. Набросали темы и про экстремальные
ситуации, и про историю метро, и про пересадки.
Когда они игру готовят, то вдруг вспоминают о
таких вещах, которые мы хотели в проекте сделать,
но не сделали, и говорят: с этим надо еще работать
обязательно, мы же хотели это сделать. Появилась
обязательность, желание доделать дело, не
бросить его. А ведь с чего началось? С того, что я
просто люблю путешествовать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|