Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ

Анна ПАХОМОВА,
учительница иностранного языка

Поучил сам – дай поучить другому

Как вы думаете, легко ли работать так, чтобы после в класс пришел другой учитель и продолжил работу без проблем?

Вообще-то душа у меня лежит к строгой дисциплине. Наверное, меня вполне можно назвать авторитарным учителем. А я и не боюсь этого слова. Хоть время от времени и использую дидактические игры на своих уроках.
С Натальей Павловной я дружу. Она добрый, мягкий, отзывчивый человек. Но с детьми же так нельзя – на голову сядут!

* * *

– Нет, это просто невозможно! – возмущаюсь я. – Представляешь? Стоим с Натальей Павловной на перемене, по делу разговариваем. Подбегает Люся – и все! Меня по боку: у Люси, понимаете ли, дневник пропал! Да она его каждый день теряет!
– А ты приди как-нибудь к ней на урок, – вторит мне математичка Анастасия Петровна, – она же никак начать не может: десять минут после звонка ждет, пока детишки ее заметят и на места сядут. И потом послушай, как она весь урок в унисон с ними разговаривает: те же вообще рта не закрывают, для них это норма!
– А бегать за ними бумажки собирать и столы вытирать?! – продолжаю я возмущаться. – У них нет понятия даже о дисциплине! Я вообще не знаю, как я с ними работать буду…
Представьте, работаю. Уже два года. И что самое удивительное – прекрасно себя чувствую.

* * *

Я не слышала, чтобы Наталья Павловна хоть раз повысила в присутствии детей голос. Все это хорошо (равно как и групповые работы, а также бесконечные смены мизансцен), но иногда за шумом разговоров, которые ведут дети на уроке, не слышно даже, что она говорит(!).
Она часто сама ставит стулья в классе или двигает парты, потому что дети не откликнулись на ее просьбу (или просто не услышали?).
Она может бросить все дела и пойти искать дневник Люси, который пропадает по пять раз в день. Она вообще совсем не такая, как я.

* * *

Леша уже в десятый раз за этот день вошел в класс в грязных ботинках. Я, видя это впервые:
– Ты соображаешь, что делаешь? Немедленно переодевайся, бери тряпку и убирай! И чтоб через пять минут все было чисто!
Наталья Павловна (тоже в десятый раз):
– Леша, ну что ты… Иди переоденься, пожалуйста, и все убери. Не хочешь? Ну пойдем вместе…

* * *

Энергичная Люся опять перебивает наш разговор на полуслове (похоже, это привычка):
– А завтра концерт в семь или в шесть?
Я (уже с раздражением):
– Не перебивай, когда люди разговаривают, тем более взрослые. И потом, разве на доске не написано?!
Наталья Павловна:
– В шесть. И постарайся, пожалуйста, не опоздать.

* * *

Петя бьет Сережу шваброй. Сильно, с чувством. Я:
– Немедленно прекратили! Оба ко мне в учительскую с дневниками.
Наталья Павловна (осторожненько разводя их за руки):
– Не надо так, ребята, а то еще швабру сломаете…

* * *

Наталья Павловна вела этот класс всю начальную школу. Я пришла в третий класс вести английский язык. В четвертом классе вела еще и немецкий. В пятом – возьму классное руководство.
Эти дети слушаются меня мгновенно. Они удивительно чутко реагируют на малейшее изменение интонации, на нахмуренные брови, на резкое движение, показывающее недовольство. У меня нет ни малейших проблем с дисциплиной. Эти дети удивительно открыты для любой творческой работы, они не боятся учителя и всегда готовы к диалогу с ним. Они очень работоспособны, им нравится работать на уроке, они получают удовольствие не только от результата, но и от самого процесса общей или индивидуальной работы...
Я понимаю, что этому всему их научила Наталья Павловна – не сломав, не задавив, не подчинив себе. А дети в этом классе отнюдь не подарок. Не специально отобранные по способностям, наоборот, трудные. Не по интеллекту трудные, а по темпераменту. Таких обычно либо ломают, либо они доводят учителя до нервного срыва.
У меня другой подход, я могу быть очень жесткой и строгой. В этом классе я работаю на минимуме этих качеств, и если что – у меня есть резерв. Пока необходимости в нем не возникало. Мягкость Натальи Павловны привела к тому, что чуть более строгий по своему стилю учитель не испытает в этом классе никаких проблем ни с дисциплиной, ни с работой.
Наталье Павловне все труднее работать в этом классе. Просто труднее поддерживать порядок. Дети уже вкусили других учителей, стали старше. На будущий год Наталья Павловна берет первый класс.
– И вы ничего-ничего не будете вести у наших? – спрашивает ее мама одного из нынешних учеников.
– Ничего. Они меня уже переросли, – улыбается она.
Если Наталья Павловна предложит мне работать в ее новом классе, я соглашусь с большим удовольствием.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"