Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Не оценивать, а... ценить

Просто так отказаться от отметок, наверное, нельзя. Но можно попробовать заменить их доверием

В московской школе № 200 уже четвертый год ведется эксперимент по осуществлению концепции гуманистической педагогики Шалвы Александровича Амонашвили.
Директор школы Марина Игоревна Шишова убеждена: если главной ценностью школьной жизни становятся отношения, отметок в начальной школе быть не должно. Иначе сравнение себя с более успешными детьми будет постоянным источником переживаний. Часто тот, кто получил тройку за письмо в прописях, старался не меньше, просто в силу ряда объективных причин он, возможно, еще не может успешно выполнять задание.
У ребенка интерес к познанию изначально есть, а отметка в начальной школе только мешает его реализации.
Отметки разделяют детей: отличники, хорошисты, троечники... И ярлык троечника, как правило, закрепляется до конца обучения в школе.
– Мы, – говорит завуч школы Марина Николаевна Амрамова, – от этого полностью ушли. Каждый ребенок, который приходит к нам в школу, по-своему хорош и любим.
Задача учителя – построить взаимоотношения с учеником так, чтобы ему захотелось учиться.
Отметки в 200-й школе не ставятся, зато в тетрадях обязательно отмечаются самые лучшие места, то, что наиболее ребенку удалось. Даже если на странице все буквы, кроме одной, получатся вкривь и вкось, первое, на что обратит внимание учитель: как здорово у тебя получилась буква «К»! Акцент в школе делается на успешность, на достижения ученика.

Как изгнать ошибки

Работа над ошибками, естественно, существует, но проводится она особым образом.
К примеру, все грубые ошибки учитель фиксирует в своей тетради. На следующем уроке эти же ошибки педагог пишет на доске, не называя имен тех, кто их допустил, а потом просит детей помочь исправить.
При этом оценивание работы не отменяется, а органично вписывается в канву урока.
Например, на уроке математики дети предлагают разные варианты ответов на задачу. Как поступает учитель? Он записывает все ответы на доске: и верные, и неправильные. А потом говорит: математика – наука точная, в некоторых задачах может быть несколько правильных ответов – 2–3, но не 10. Поэтому сейчас мы будем доказывать, кто же из нас прав. И ребята начинают по очереди предъявлять свои доказательства: кто-то заходит в тупик, кто-то продолжает спорить... И вот уже трое оппонентов собрались у доски. В конце концов, когда верный ответ становится ясным, каждый видит, где он продвигался в правильном направлении, а какие его действия были неверными.

Рисунок, которого все ждали

Если ребенок не выполнит задание в обычной школе, ему скорее всего тут же поставят соответствующую отметку, в лучшем случае сделают внушение. Как это возможно: все нарисовали картинку к сказке, а ты нет?!
А здесь учитель обходит всех и, если оказывается, что кто-то не сделал задания, говорит: как жаль, я так ждал именно твой рисунок.
Как вы думаете, принесет ребенок рисунок в следующий раз?
Но кто-то снова ничего не принес. И тогда накануне третьего урока педагог звонит ему домой и напоминает:
– Завтра у нас урок, и я жду твой рисунок. Ты, наверное, уже нарисовал?
– Еще нет, но сейчас нарисую.
И следующий урок начинается с такого, например, объявления учителя:
– Ребята, Саша сегодня приготовил домашнее задание к рассказу, который мы с вами прочитали. Саша, покажи, пожалуйста.
Выходит гордый Саша, вешает на доску свой рисунок, и все радуются тому, что он сделал. А учитель просит Сашу подарить ему эту работу.

У удачных уроков есть еще один секрет: в 200-й школе дети с младших классов хорошо понимают, зачем им нужны знания. Парадоксально, но Марина Игоревна считает, что младшие школьники чувствуют это лучше старших. Разговор о целях обучения прямо или косвенно возникает на самых разных занятиях, где обсуждается конкретная жизненная ситуация.
Ребята уже знают, что на школьных уроках их учат не просто читать и писать. Прежде всего на занятиях развивают память, внимание, мышление. И в начале урока каждый может определить для себя, каким он будет на сегодняшнем занятии. Кто-то говорит: я буду внимательным, другой: я буду учиться думать... Просто сидеть тихо никому не интересно.

О самом секретном...

А чтобы родители знали о школьных успехах детей, для них периодически готовятся сюрпризы. Ребята собирают свои лучшие работы, а также особо сложные задания, над которыми папе или маме придется серьезно подумать, и складывают все в конверт. В конверт вкладывается и характеристика на ребенка, где сказано, что ученику дается лучше всего, чего он достиг на данный момент, а что еще предстоит преодолеть. Одна из целей характеристики – помочь ребенку обрести адекватную самооценку: он должен знать, что у него получается хорошо, а что не очень.
Характеристику учитель пишет вместе с детьми накануне родительского собрания. И если учитель случайно, а иногда и намеренно допускает какую-то некорректную формулировку, ребята тут же его поправляют: нет, об этом писать нельзя.
Жизнь в школе строится на принципах доверия и открытости.
А если дети хотят поделиться с учителем самыми главными своими тайнами, они пишут секретные письма. Все настоящее в человеческих отношениях измеряется не баллами, а тем, насколько человек может позволить себе быть искренним в общении с другими.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"