Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ

Евгения НИКАШИНА

«Ты – тормоз, тормоз!»

Все мы люди разные – банальная истина. Все мы разные по-разному. Например, есть люди быстрые, у них все быстро (они быстро говорят, быстро ходят, быстро загораются и быстро остывают и т.д.), а есть люди медленные, у них все медленно и печально. Есть люди многозадачные (компьютерщики меня поймут), делающие дела параллельно, а есть однозадачные, ведущие цепь событий строго последовательно, по очереди, иначе у них крыша едет. Один одновременно делает уйму дел, при этом успевает каждому сказать слово ласковое и улыбнуться лучезарно, другой, кряхтя и пыхтя, еле-еле тянет единственное ярмо, страшно уставая и проклиная всех и вся. Или не проклиная, но все равно безрадостно.

Кого бы вы взяли себе сотрудником? Какой ученик радует душу? Как жить в семье, если там один – «гонщик», а другой – «тормоз»? Про лебедя, рака и щуку все читали, а вот на практике это все гораздо более ощутимо. Хотите примеры?

  • Мать и дочь. Любовь неземная и безграничная. Мать – быстрая, многозадачная, ум математически схватывает любую ситуацию и выдает решение мгновенно. Дочь все делает медленно, с расстановкой: подумает, поводит глазами, поправит волосы, одернет и расправит все складочки платья и только после этого начнет говорить – не торопясь, нараспев. Мать задает вопрос и мучительно ждет ответа, по первым звукам она уже понимает, что будет сказано дальше, но ответ все тянется долго и цветисто, а у быстрой матери, как в шахматах, ясны уже несколько ходов вперед. Ей скучно такое общение, но родительский долг заставляет сохранять улыбку и интерес на лице; в конце концов, ей приятно рассматривать своего ребенка, открывающего и закрывающего рот, приятно слышать родной голос. Она откровенно любуется собственным созданием, гася раздражение. В обычной школе редкий учитель способен выдержать такой задержанный ответ ученика (пока встанет, пока заплетет косичку, пока расправит юбочку, пока подумает...). Потому ребенок учится в дорогой школе, где терпение учителя хорошо оплачено, опять же матерью. Создана уникальная оранжерея для единственного и неповторимого ребенка. Нет проблем?

  • Муж и жена. Про любовь неземную и безграничную не буду, но брак устойчивый (более сорока лет вместе). Жена, как большинство российских женщин, «гонщик» – в свободный от работы день начинает сразу десяток дел (что-то варится, что-то мокнет, что-то сохнет, радио говорит, телефон звенит, телевизор включен, пирог в процессе – иначе не успеешь разгрести все завалы, возможно, я что-то и не назвала). Естественно, что-то подгорело, что-то убежало – за всем не уследишь, бывает всякое. Муж – строго однозадачный. Причем про эту задачу ему надо сказать за неделю, чтобы он успел приготовить себя, настроить себя, захотеть это сделать. Для того чтобы спуститься к почтовому ящику за газетами или в ближний киоск за сигаретами, он надевает костюм по полной программе. Мимоходом невозможно. Предложить сделать что-то по дороге – оскорбление. На каждое дело должно быть выделено отдельное время. И еще – обязательный отдых (лежание на диване, попивание чая, курение, просмотр ТВ, газеты) между делами и в процессе каждого дела. Пропылесосить комнату – целый день с перерывами, накормить кошку готовыми консервами – отдельная работа. Надо ли рассказывать, какие вопли и обвинения в адрес многозадачной жены там звучат ежедневно. Правда, жена привыкла и воспринимает эти вопли как музыку. Возможно, ей тоже просто нравится тембр его голоса? Создана оранжерея для единственного и неповторимого мужа.

  • Родитель, вернувшись вечером с работы, застает свое чадо в прихожей в полуснятом ботинке. Чадо, придя из школы еще днем, не переодевшись, не поев и т.д., уткнулось в книжку. И остаток дня пролетел мимо. По нынешним временам – редкий случай читающего ребенка, такими были дети лет тридцать назад.

  • Сегодняшние чаще прилипают к компьютеру. Алгоритм прилипания предельно прост: шел мимо по очень важным делам, на минуточку заглянул, есть ли почта, а через два часа он все там же – режется в «Кваку» или другую мочилку-бродилку-стрелялку. Оторваться сам уже не может. Да, совесть болит, но «еще минуточку!». Слабость человеческая или просто нежелание делать важное дело?

А помните у Бродского: «За рубашкой в комод полезешь, и день потерян...» Да вы по себе знаете, что бывают состояния полета, когда все удается, когда все можно, все легко. «Всегда готов!» А бывают дни, когда лень поднять голову, когда мучительно даже подумать о том, что надо идти и кого-то видеть, с кем-то говорить. Легко представить, что процентное отношение этих двух состояний может быть самое разное. Есть пионеры, которые всегда готовы, а есть, не буду показывать пальцем, те, которые всегда и ни к чему не готовы. И масса промежуточных вариантов.
Можно читать гороскопы и высчитывать удачные и неудачные дни. Для каждого события есть свой благоприятный момент. Но иногда приходится брать себя за шкирку, включать всю свою энергию на полную мощность и выдавать максимально возможный результат именно сейчас. Совершать самое трудное – свой ежедневный подвиг (как у Мюнхгаузена в распорядке дня: «8.00 утра – подвиг»).

Представьте себе врача-хирурга, который не может собраться перед операцией. Задумчиво ищущего свои штаны пожарника. Гимнастку, вышедшую на помост в расслабленном состоянии. Абитуриента, пришедшего на экзамен с кашей отдельных фактов в голове. Взвод солдат-растяп, забывших оружие. Можно потом долго жаловаться на злую судьбу и неправедных судей, да что толку? Это дома перед мамой можно кваситься и упираться (правда, мамы бывают разные), а потом, во взрослой жизни, няньки-мамки не всем достаются.
Почему человек тормозит? Нужно ли помогать ребенку (да и взрослому), который постоянно теряет свою «точку сборки»? И как ему помочь?

Причин торможения много, каждый случай надо разбирать конкретно. А помогать нужно, особенно ребенку, иначе потом вам придется тащить на себе взрослеющее чадо, ведь ехать самостоятельно оно не в состоянии. Потому помощь должна быть, как теперь говорят, адресная и с учетом истинных причин торможения. Вот несколько основных.

Нежелание. Естественно, никто не может делать то, что он не хочет делать. Рабский, подневольный труд, доказано историей, экономически не выгоден. Потратьте время, разложите приманки, сделайте так, чтобы он почувствовал вкус и захотел сделать сам. Далее надо только направлять, а то и тормозить разогнанное чадо.
Усталость. Нет сил – ни физических, ни психических. «Заездили клячу, надорвалась». Немедленно отдыхать, менять деятельность, или уйти в себя ненадолго, но глубоко, или просто спать до полного восстановления. Иначе истощение сил и как следствие болезнь или срыв, что, в сущности, одно и то же.
Нехватка «строительных материалов», недостаточное или несбалансированное питание. Про то, что недостаток йода приводит к падению индекса IQ, все слышали? Микроэлементы, витамины, некоторые аминокислоты и прочие необходимые вещи, которые человек не в состоянии синтезировать сам, должны быть получены с пищей. Иначе система работает неправильно. Особенно у детей и подростков, ведь у них стадия активного роста и развития, их организмам, как на стройке, все время «надо, надо, надо!». Здесь нужна правильная, независимая, научная, а не рекламно-коммерческая информация о еде.
Детский и взрослый негативизм. Упрямство. «Ты хочешь, чтоб я жил, как ты хотишь? Могу, но не буду! Могу, но не стану!..» – это Юлий Ким. Не буду ни за что! Заклинило. Проблема серьезная. Помогает, как всегда, чувство юмора. Скажи: «Да!» Скажи: «Нет!» Или поиграйте в «Вы поедете на бал?».
Обида. Накануне вы наступили на любимую мозоль и не извинились. Вам откровенно мстят и ждут извинений. Не замечать – неправильно. Потакать – неправильно. Рассмешить – помогает, человек сам вылезет из своей вырытой ямки, подайте ему руку помощи.
Ошибки воспитания. На всех системах мощный замок. Все под запретом или осмеяно. Надо хвалить, разрешать и выращивать крылья, верить в мощные внутренние силы и поддерживать морально и материально.
Физиология. Тип нервной системы. Мир давно разделили на меланхоликов, флегматиков, сангвиников и холериков. Если вам достался ребенок меланхолик или флегматик, а вы сангвиник или холерик, то вам будет трудно, но вы его любите все равно. Ищите способы совместного существования, поскольку это пожизненно.
Депрессия. Любая хроническая причина, загнанная внутрь, становится болезнью и имеет уже свои законы. Депрессию считают психическим заболеванием и лечат медикаментозно. А лучше поискать утопленную причину, заняться интересным делом, спортом, помогать людям, влюбиться, в конце концов. Перестать страдать и начать жить.

А вообще никто не хочет быть тормозом. В той песенке-кричалке, слова которой вынесены в заголовок, вместо припева звучит: «Я гонщик! Я гонщик! Я гонщик!» А злые, нехорошие люди его осаживают: «Ты – тормоз!»
Вы же добрые люди?! Помогите чаду найти и не терять свою «точку сборки», свою волну настроя, пусть он летает с той скоростью, с которой хочет и может летать. Не тормозите его лишний раз без причины...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru