Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Вадим ЗЛОТНИКОВ

“Бумажный Пьеро”

(пьеса с надеждой на продолжение)

Действие первое

Серьезно говоря

Существование театра в системе общеобразовательной школы весьма непростое. Уроки театра, попав в сетку расписания, рискуют стать навязанными, а значит, нелюбимыми для многих ребят. С другой стороны, не считаться с классно-урочной системой школы невозможно. Но вынесенный за рамку основного расписания театр попадает в разряд “школьного кружка”, превращаясь для педагогов, ребят, родителей и администрации в нечто несерьезное, не имеющее прямого отношения к образованию. “Хватит играться – пора учиться”, “Они что, все актерами станут?” – такими или подобными репликами очень часто сопровождается работа “школьного кружка”. Действительно, театр, особенно если им руководит увлеченный человек, вполне может захватить ребенка практически полностью и на первый взгляд не оставляет места “нормальному” образованию. Однако даже самые серьезные сторонники такого подхода признают важность и педагогическую целесообразность существования театра в школе как места, где ребенок образовывается в самом широком смысле этого слова.

На самом деле

Если посмотреть на школьную практику, то невозможно не заметить, как часто педагоги обращаются к разного рода театрализации в своей работе.
Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов, открытой защиты учебных работ. Такие формы работы приживаются не только на курсах гуманитарных или эстетических дисциплин – к ним все чаще обращаются и в программах естественно-научных предметов. Освоение самого принципа игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, умение концентрироваться и многое другое почему-то все чаще становятся необходимой реальностью учебного процесса. Дело в том, что театральное пространство возникает тут из самых простых школьных реалий – необходимости создать коллектив, научить внимательному общению с художественными произведениями, умению работать и уважать общее дело. Из необходимости личностного раскрытия ребенка, становления чувства ответственности и собственного достоинства. Театральное пространство школы в состоянии решать самые серьезные образовательные и воспитательные задачи. Во-первых, здесь создаются устойчивые условия для естественной мотивации всего образовательного процесса. Во-вторых, театр как искусство коллективное формирует у детей опыт социализации. В-третьих, театр не только на практике знакомит человека с различными формами художественной культуры, но и ставит ребенка в положение создателя художественных форм, относящихся к разным видам искусства. И, наконец, в отличие от других образовательных методик и способов обучения театральное пространство может задействовать ребенка не только на интеллектуальном уровне, но и включает весь его психофизический потенциал, так как основной язык театра – действие, а актер (даже непрофессиональный) – это “человек действующий”.

Опыт счастья

Главный образовательный феномен школьного театрального пространства в том, что все вышеперечисленное происходит с ребенком одновременно, органично проникая друг в друга, вскрывая внутренние связи различных явлений и областей деятельности человека, не разделяя мир на предметы и дисциплины, формируя целостную картину мира. Особенно это важно детям с невербальными способами восприятия учебной информации (а таких большинство!) и тем, кто в традиционных школьных дисциплинах не слишком успешен. Так, ребенок, не сумевший выучить ни одного стихотворения в рамках программы по литературе, без труда осваивает огромные объемы прозаического текста внутри сценического действия. Если же провести такого ученика через отбор, вряд ли он выдержит конкуренцию и – не исключено – никогда не узнает ничего о своих способностях. Театральное пространство, образовавшееся внутри школы как ее органичная составляющая, дает возможность раскрыть практически любые способности и интересы ребенка. Оно помогает наработать тот позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. Успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических и психических сил личности, остается с человеком на всю жизнь как опыт счастья.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru