Пятые Соловейчиковские чтения
Встречи: дети всегда чувствуют, чем ты
дышишь, что для тебя значит твой предмет
За чайным столом, в пространстве
свободной беседы школьники, студенты, молодые
психологи спрашивали: «Вы любите ставить оценки?
Почему вы стали учителем? Что для вас означает
слово “учить”?» Спрашивали людей, проживших
большую часть жизни под школьной крышей. У
каждого своя педагогическая дорога.
Евгений Самуилович Глозман, преподаватель
технологии в московской школе № 293, заслуженный
учитель России, никогда не думал вести уроки:
предложили попробовать – остался навсегда. Его
коллега по школе, кандидат исторических наук,
учитель истории Рада Овсеевна Знаменская
поступала учиться на юриста, работала
переводчиком, но делом жизни выбрала педагогику.
Говорит скромно: “Да я ничего больше и не умею,
кроме как детей учить”. А предмет ее серьезный,
трудный, требующий напряжения ума и совести:
история образует человека в настоящем смысле
этого слова, питает дух, сердце. Случайному
человеку нельзя быть учителем истории. И Рада
Овсеевна говорит о своей преподавательской
работе как о настоящем призвании. Дети всегда
выделяют таких людей, принимая их в свое сердце.
Семен Иосифович Аромштам, словесник, заслуженный
учитель России, сорок лет приходил каждое утро в
школу. Сначала как учитель литературы. В самом
первом его классе ученикам было всего на
несколько лет меньше, чем ему самому. Потом стал
методистом, директором школы и будто
почувствовал – надо поворачивать обратно, к
ребятам. Так и не смог уйти из школы. “Чего я
никогда не понимал, – говорит Семен Иосифович, –
так это в чем смысл открытого урока. Мне казалось
ужасно фальшивым и театральным это специально
подготовленное действо. И ребята это тонко
чувствовали, срывали уроки несколько раз. С тех
пор я перестал готовиться специально, на
“зрителя” – проверяющего. Мы вместе с ребятами
одолевали трудные тексты, и нам было совершенно
не важно, что кто-то еще был в классе, кроме нас. Мы
чувствовали себя единым оркестром, в котором
каждый играет свою партию и если один сфальшивит,
развалится все”.
“Что значит “учить”? Не только и не столько
давать знание, – говорит Рада Овсеевна. – Я
стараюсь объяснить ребятам, что главное в
истории – проникновение в суть события, его
переживание, а не затверживание фактов и дат.
Сухую информацию можно посмотреть в справочнике.
А работу понимания ребенок должен проделать сам.
Дети очень чувствуют, чем ты дышишь. Они всегда
возвращают нам наше отношение”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|