Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Встречи: дети всегда чувствуют, чем ты дышишь, что для тебя значит твой предмет

За чайным столом, в пространстве свободной беседы школьники, студенты, молодые психологи спрашивали: «Вы любите ставить оценки? Почему вы стали учителем? Что для вас означает слово “учить”?» Спрашивали людей, проживших большую часть жизни под школьной крышей. У каждого своя педагогическая дорога.
Евгений Самуилович Глозман, преподаватель технологии в московской школе № 293, заслуженный учитель России, никогда не думал вести уроки: предложили попробовать – остался навсегда. Его коллега по школе, кандидат исторических наук, учитель истории Рада Овсеевна Знаменская поступала учиться на юриста, работала переводчиком, но делом жизни выбрала педагогику. Говорит скромно: “Да я ничего больше и не умею, кроме как детей учить”. А предмет ее серьезный, трудный, требующий напряжения ума и совести: история образует человека в настоящем смысле этого слова, питает дух, сердце. Случайному человеку нельзя быть учителем истории. И Рада Овсеевна говорит о своей преподавательской работе как о настоящем призвании. Дети всегда выделяют таких людей, принимая их в свое сердце.
Семен Иосифович Аромштам, словесник, заслуженный учитель России, сорок лет приходил каждое утро в школу. Сначала как учитель литературы. В самом первом его классе ученикам было всего на несколько лет меньше, чем ему самому. Потом стал методистом, директором школы и будто почувствовал – надо поворачивать обратно, к ребятам. Так и не смог уйти из школы. “Чего я никогда не понимал, – говорит Семен Иосифович, – так это в чем смысл открытого урока. Мне казалось ужасно фальшивым и театральным это специально подготовленное действо. И ребята это тонко чувствовали, срывали уроки несколько раз. С тех пор я перестал готовиться специально, на “зрителя” – проверяющего. Мы вместе с ребятами одолевали трудные тексты, и нам было совершенно не важно, что кто-то еще был в классе, кроме нас. Мы чувствовали себя единым оркестром, в котором каждый играет свою партию и если один сфальшивит, развалится все”.
“Что значит “учить”? Не только и не столько давать знание, – говорит Рада Овсеевна. – Я стараюсь объяснить ребятам, что главное в истории – проникновение в суть события, его переживание, а не затверживание фактов и дат. Сухую информацию можно посмотреть в справочнике. А работу понимания ребенок должен проделать сам. Дети очень чувствуют, чем ты дышишь. Они всегда возвращают нам наше отношение”.

Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru