Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Милослав Балабан:
“Можно ли обойтись без расписаний и уроков?”

“Круглый стол” для автора самой школоразрушительной и самой чаловекостроительной педагогической технологии был в этом году настоящим праздником. Дело в том, что в зал к началу разговора Милославу Александровичу принесли прямо из типографии «Первого сентября» перевязанную шпагатом пачку только что отпечатанной книги «Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков». Пачку вскрыли, и автор вместе со всеми участниками “круглого стола” рассматривал свое дитя.
Так же начинается и любой курс в парк-студии: с перелистывания учебника, рассматривания картинок и прочитывания заголовков, так что новая книга помогла Милославу Александровичу смоделировать ситуацию, в которую попадает ребенок.
Нашим постоянным читателям Милослав Балабан хорошо известен. В самом начале «Первого сентября», в ноябре 1992 года, мы опубликовали его работу и назвали ее «Что такое школа-парк?»
И еще раз, уже в 1997 году, – другую работу Милослава Балабана «Выпустим школу на волю». А следом в газете появились статьи учителя-практика, дочери и соавтора Милослава Балабана Ольги Леонтьевой, которая на практике в московской школе в среднем звене организовала работу открытых парк-студий вместо привычных уроков.
Милослав Александрович спрашивает у своих слушателей: возможно ли образование без расписаний и уроков? Как школа попала в капкан классно-урочной технологии? Почему утвердилось предметное содержание классно-школьного обучения? Может ли школа жить на воле? – собирает версии, а потом дает свои совершенно парадоксальные решения.
По вопросам сразу заметно, знакомы ли спрашивающие с публикациями Балабана. Вот встает педагог и спрашивает: как же я буду говорить о теории относительности, если ко мне на студию пришел ученик, который прежде не ходил на мой предмет, не знает даже законов Ньютона, не имеет систематического образования? Но ведущему не пришлось отвечать. Тут же из зала учительница рассказывает, что приехала на чтения с четырехлетним сыном, и он, глядя в окно поезда, сказал ей: «Мама, деревья едут, а я стою». Чем не теория относительности, выведенная из собственного наблюдения и в соответствии с возрастом?
Но как же математика? – беспокоится молодая учительница. Без регулярных занятий здесь нельзя: пропустил одно – дальше делать нечего.
На такие вопросы автору теперь гораздо легче отвечать: есть практика. Первые ученики школы-парка стали ее выпускниками: сдали экзамены за курс средней школы и перешли в 10 класс, учатся теперь в традиционной классно-урочной системе, и с математикой у них тоже все в порядке.
Выходит, даже ориентируясь на обязательный для всех единый аттестат в конце школьного курса, можно позволить детям заниматься тем, что им действительно интересно, а не загонять их в жесткие рамки расписания, не разделять механически по возрастам, а руководствоваться лишь их интересами.
Возражение о том, что ребенок маленький и не может знать, что же ему именно нужно, аудитория дружно не приняла.
А самое интересное произошло в конце, когда к Милославу Александровичу стали подходить учителя-родители и спрашивать, как устроить в эту школу своих детей. Вот какие перемены происходят в учительском сознании: даже самые радикальные изменения в системе образования они готовы опробовать на собственных детях.

Людмила РЫБИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru