Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Пятые Соловейчиковские чтения

Дмитрий Огороднов:
“Наш главный инструмент – голос”

Все было не так. Не так стояли стулья – все должны видеть друг друга, а не учителя. Стулья переставили. Не там стоял музыкальный центр – он должен быть под рукой, а не на шкафу. Переставили. Слушатели тоже не соответствовали идеалу – они шептались. Они не умели управлять собой, своим голосом, дыханием и вниманием. Слушателей менять не стали.
Методика Дмитрия Ерофеевича Огороднова активно используется во многих странах мира, но... нет пророка в своем отечестве. Еще в 70-е годы ХХ века газеты писали про удивительного педагога, чьи воспитанники за считанные месяцы начинали петь лучше консерваторских вокалистов, читать стихи не хуже филармонических артистов. Речь лилась свободно и красиво, а голоса звучали выразительно, ясно, никогда не хрипели. Вместе с голосом менялось и сознание. Оно тоже становилось свободным.
«Управление голосом – основа управления собой», – считает Дмитрий Ерофеевич. Мозг человека формируется на основе деятельности его гортани. Научить правильно дышать, согласовывать работу мышц голосового аппарата – значит помочь чувствовать, жить гармоничнее, полнее.
Воспитание себя как личности начинается с познания своих возможностей и осуществления собственной воли на основе этого знания. Огороднов ссылается на труды физиологов, психологов, мировых знаменитостей, рисует мозг в разрезе. Его доказательства фундаментальны. Но ведь лучше «один раз увидеть».
Дети. Маленькие, неробеющие, серьезные. «Взяли инструменты в руки», – говорит педагог. Что-то не видно ни скрипок, ни дудочек. Дети подносят ладони к горлу. Голос – наш самый совершенный инструмент. Его необходимо «взять в руки». Кстати, кисти рук, пальцы работают при пении и декламации активнейшим образом. Они тесно связаны с органами речи. Поэтому всякое движение голоса согласуется с движением руки. Не теряем ли мы возможность развивать устную и письменную речь ребенка, заставляя его сидеть со сложенными руками на уроке?
Согласование движений рук, глаз, голоса, тела, согласование своих движений с движениями окружающих – вот что демонстрируют ученики Огороднова. И маленькие, и взрослые. Чувство такта в музыке и в жизни. Согласие с самим собой. «Послушайте, какими усталыми голосами разговаривают учителя в школах, – говорит руководительница хора Татьяна Ивановна. – А мой голос теперь не устает, и я не чувствую усталости. Голос внутри нас, он наша суть. Меняется голос – меняемся мы сами». Конечно, подобные изменения происходят постепенно. Методика построена на продвижении вперед маленькими шагами, зато неуклонно. «Свободнее, без напряжения, – эти слова звучат на каждом занятии Дмитрия Ерофеевича. – Природа не любит напряжения».
Свобода и легкость. Как трудно этого добиться. Перед нами не обычный урок – показательный. И все же педагог заставляет повторить еще раз, еще... Нельзя удовлетвориться чем-то приблизительным, неточным, небрежным. Мы не используем и малой доли того, что заложено в нас природой. Требовательность учителя свидетельствует об уважении к ученикам, к себе и к нам, пришедшим сюда не случайно, с желанием понять.
Упражнения Огороднова можно использовать как пятиминутную разминку на любом уроке, как методику повышения грамотности и совершенствования техники чтения, как способ развития музыкального слуха и вокальных данных любого ребенка.
Главное все же, что такие упражнения – конкретное научно-методически проработанное воплощение педагогики сотрудничества. Не случайно одним из первых, кто поддержал Огороднова, был Симон Львович Соловейчик.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru