Пятые Соловейчиковские чтения
Сельская школа: свой путь, свой уклад
Все говорили: нет, реструктуризация в
том виде, в каком ее предлагают, не нужна. Для
каждой области, даже каждой конкретной школы
должен быть свой вариант жизни. И это забота
местного управления образования.
Анатолий Цирульников, главный редактор
“Сельской школы со всех сторон”, считает, что в
процессе разработки программы модернизации
образования сельскую школу учитывают постольку
поскольку, ограничиваясь правильными, но слишком
общими словами о важности сельской школы для
развития села. А работа специалистов сельского
образования, практически не учитывается.
Общемировая тенденция – разукрупнение школ в
сельской местности. А мы пытаемся создавать одну
большую школу на округу. В чем же тогда логика
модернизации образования?
Мы слушали выступавших и чувствовали, как они
болеют всем сердцем за своих учеников, как
пытаются строить жизнь своей школы на двух в
общем-то взаимоисключающих понятиях –
семейственности, общинности как основаниях
маленькой школы и жестких требованиях к ученикам
для увеличения их конкурентоспособности.
Об этом говорила Татьяна Бабушкина из
Ростова-на-Дону, рассматривающая сельскую школу
как особо важное пространство детства, где у
ребят могут развиться такие качества характера и
навыки, которые начисто забыты городскими
детьми. В этом своего рода уникальность опыта
каждой конкретной маленькой школы,
принципиально не тиражируемого. Поэтому и не
нужно загонять живую жизнь в жесткие
универсальные рамки. Как одна деревня не похожа
на другую, так и сельские школы пусть будут
разными. Деревенская школа в высшем смысле этого
слова – место сохранения человека.
Но как же все-таки совместить сохранение
душевных качеств и требования современного
образования? Пермский педагог Юрий Макаров
утверждает: именно самостоятельное продвижение
каждого ребенка в том материале, который ему
сейчас посилен, – оптимальный вариант для
сельских школ. О похожем опыте учения
рассказывала и Клавдия Борисовна Сапрыкина из
Воронежской области, директор школы, в которой
учатся семьдесят четыре человека. Она говорит:
сельские дети нисколько не отстают от городских,
у них свой путь развития, его надо уважать,
принимать и поддерживать, разрабатывая
подходящие технологии обучения.
Своя школа, свой особый путь, свой неповторимый
уклад… Может быть, об этом прежде всего надо
думать, когда мы говорим о реформе сельской
школы?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|