Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Пятые Соловейчиковские чтения

Содержание образования:
косметическим ремонтом не обойтись

На “круглом столе” Александра Наумовича Тубельского “Изменение содержания образования” форум получился представительный: учителя и директора из Смоленской области, Чувашии, Киева, Иванова и Перми, ученые из Москвы и родители из Архангельска. Но те, кто пришел в класс знаменитого педагога, готовых ответов не дождались. Правда, версии начали рождаться тут же в зале в ответ на проблемы, которые подбрасывал аудитории Александр Наумович.
Надо ли изменять содержание или это проблема, надуманная новаторами, которым не сидится спокойно? Очевидно ведь, что содержание образования – это содержание культуры. Все согласны: детей надо учить писать и читать, и про Шекспира хорошо бы узнать в школе.
Чему учить детей – дело слишком серьезное, голосованием его решать нельзя, а задуматься над этим должен интеллектуальный цвет общества. Вероятно, до сих пор мы поручали решать эту проблему не той команде?
Но какое бы содержание образования ни разработали высоколобые ученые, оно будет таким, каким поймет его учитель. Значит, автором нового содержания должен быть учитель. Или общественность?
Несмотря на провокационные ходы, которые предпринимал Александр Наумович, было очевидно, что учителя не думают пока о содержании образования. Думают о двенадцатилетке, о едином экзамене, но посягать на устоявшееся пока не рискуют, хотя и соглашаются, что что-то должно меняться.
Правда, практику, да еще работающему с теми, кого школа отказалась учить, кажется, что “косметическим ремонтом” здесь не обойтись. Врач из Ясногорска, директор маленькой школы, считает, что существующая система образования калечит ребенка: посмотрите, по улицам ходят бомжи и алкоголики. Всех их кто-то когда-то учил. Почему не помогли им эти знания устроиться в жизни? Чему их учили? Видимо, они решали совсем не те задачи, которые ставит жизнь перед человеком. Значит, надо учить жить, а не абстрактно мыслить?
А можно ли за всю страну решить, чему же надо учить. Наверное, это должен быть только минимум, без которого не обойтись, чтобы включиться в общественную жизнь.
...Пермский учитель Юрий Афанасьевич Макаров сказал, что программу надо усилить раза в два. А когда страсти стихли, добавил: …для отдельно взятых учеников. И программу надо облегчить раз в пять для отдельно взятых учеников. Вопрос только в том, как обучать в одном классе таких разных ребят. И менять только содержание образования бесполезно. Надо менять систему. Однако для этого необходимо решение сверху: отмена стандартного сертификата об образовании. Пока он существует, мы только притворяемся, что меняем содержание, а на самом деле продолжаем работать на этот стандартный сертификат.
Кто сегодня заказчик образования? До сих пор на эту роль претендовало государство. Результат известен. Видимо, заказчиком должны выступить ребенок и родители?
Надо учить другому и по-другому? Но как учителю стать субъектом изменений? Наш учитель – предметник, и сколько бы ему ни говорили о необходимости выращивания компетенций, учили-то его только его предмету. Может быть, опираясь на свой предмет, искать нечто универсальное?
Хотя если учителя задумываются о том, что же будут уметь дети после их уроков, это уже значительное продвижение в содержании образования.

Людмила РЫБИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru