Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Попечитель – это выгодно!

Во многих регионах сегодня зарождаются новые механизмы стимулирования попечительства.
Но дело не только в выгоде. Кажется, общество начинает тревожиться за судьбу школы больше, чем правительство...

11октября правительство в очередной раз отложило рассмотрение вопроса о реформе образования. Теперь – на конец октября. Одно из двух: либо все-таки решается кадровый вопрос, либо и без того выхолощенные предложения по реформе коренным образом расходятся с планами правительства. Впрочем, первое и второе обстоятельства наверняка связаны друг с другом. Узнать более подробно – невозможно, тайну скрывают так, будто бы это план вторжения российской армии на сопредельную территорию.
А тем временем в российской образовательной политике медленно, но верно формируется «третья сила». На сцену выходят граждане, заинтересованные в своем участии в образовательной политике. Медленно, но верно они создают новый гражданский институт – движение попечителей. Судя по тому, что в разных регионах идет разработка экономических условий выгодного попечительства в образовании, весной мы станем свидетелями региональных учредительных съездов союзов попечителей: Приволжского федерального округа, Республики Бурятии и других.
При этом очевидной закономерностью является то, что движение попечителей эффективно развивается там, где есть сильные политики, предприниматели или деятели образования, которым верят попечители.

***

Большую активность по формированию движения попечителей предпринимает депутат ГД, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Глебова.
В рамках только что завершившейся Саратовской ярмарки социальных проектов и инициатив она вела постоянные консультации, “круглые столы”, встречи «социально ориентированного бизнеса» и крупных политиков на тему попечительства.
Фактически, если обобщить материалы этих переговоров и дискуссий, то основным предметом обсуждения было следующее: рассматривает ли крупный бизнес образование как инвестиционную сферу? Не поле благотворительности или, прямо говоря, подачек от щедрот своих, а инвестиционный проект, куда деньги вкладываются вполне осознанно, с расчетом получения дальнейшей прибыли?
И Любовь Глебова, и ее собеседники не чужды стремления помочь нуждающимся школам и педагогам и вполне могли бы ограничиться созданием системы благотворительности в области образования. Сама Глебова много делает в этом отношении в родном Арзамасе: компьютерные классы, ремонт школ, учебники, многое другое. Но речь сейчас идет не только об этом.
– Власти нужен партнер для диалога по поводу образовательной политики, – говорит депутат Л.Глебова. – Большинство решений последних лет в этой сфере неэффективны исключительно потому, что принимались узковедомственно.
Логика такая: ресурс узковедомственного способа принятия решения в образовательной политике исчерпан. Это, кстати сказать, подтверждается и неприлично затянувшимся рассмотрением «образовательной темы» на заседании правительства. Это похоже на попытки решить проблему ценообразования или дефицита продуктов (помните – была такая проблема?) исключительно госплановскими методами. Госплан может принять решение о том, что цены на хлеб должны быть низкими. Но это будет означать, что либо решение не будет выполнено, либо хлеб подешевеет, но миллионы граждан будут вместо булки получать пайку. А булка будет действительно стоить дешево.
Так и в образовании: министерство может принять любое решение, и оно абстрактно может быть правильным: качество образования надо поднять, финансовый норматив ввести. Городским учителям – отсрочку от армии, сельским – дотации на уголь, всем – возвратные субсидии на компьютер. Учебники сделать современными, содержание образования – развивающим, компьютеры – в каждую школу и много-много образовательных порталов, буквально на каждом углу… Да мало ли какие решения можно принять, тем более что на самом высоком уровне признано: министерство у нас работящее и трезвое.
Но большинство этих решений как-то растворяется в пространстве между улицей Люсиновской, на которой находится главное здание Министерства образования, и Чистыми прудами, на которых находится второстепенное здание Министерства образования, ведающее собственно школой.
Любовь Глебова, как депутат и образовательный политик, считает, что движение попечителей и есть тот гражданский институт образовательной политики, который обеспечит не только благосостояние школе, но и принятие эффективных решений на государственном уровне.
В результате всех дискуссий составился своеобразный план действий по созданию союза попечителей.
Первое – разработка эффективных условий стимулирования попечительской деятельности на местном и федеральном уровнях.
Второе – проведение региональных учредительных съездов союзов попечителей в тех регионах, где есть для этого условия.
Третье – разработка законопроекта «О попечительской деятельности».
Четвертое – проведение Всероссийского съезда попечителей.
Попечители Приволжского федерального округа уполномочили депутата Л.Глебову стать председателем оргкомитета своего весеннего съезда.

***

В Бурятии движение попечительства развивается в двух направлениях. С одной стороны – крупные предприниматели республики пришли в образование в качестве реформаторов. С другой – министр образования и науки Республики Бурятии Сергей Дашинимаевич Намсараев создает на уровне правительства республики проект партнерства бизнеса и образования. Одним из базовых направлений этого партнерства является программа создания корпоративно-информационной сети в республике. Это и любимое детище президента Бурятии Леонида Потапова, и одна из главных задач министра С.Намсараева.
Суть проекта не только в оснащении республиканской инфраструктуры компьютерами и линиями связи. Дело еще и в переходе на сетевой способ взаимодействия различных структур и в образовании, и в других сферах. Для С.Д.Намсараева информационно-корпоративная сеть – это проектная модель гражданского общества. Равно как и партнерство бизнеса и образования.
Образовательная политика в Бурятии вообще строится на создании в образовании проектных моделей гражданского общества и взаимодействии образования с самыми разными общественными институтами. Для С.Намсараева очень важно, как образование и граждане будут вести продуктивный диалог.
В республике создана эффективная сеть инновационного образования. В самых дальних селах создаются и реализуются инновационные образовательные проекты. И новым этапом развития проекта образовательной политики стало создание попечительского движения в Республике Бурятии.
Пару лет назад крупный бизнес начал помогать школам, и предприниматели увидели, как неэффективно устроено хозяйство образования. Бюджета у школы нет, никакой автономии, никакой возможности для финансового маневра, для экономики, для поощрения талантливых работников. Уровень централизации средств не соответствует объему финансового потока, а отсутствие денег в муниципальном бюджете делает почти бессмысленным учредительство со стороны городской администрации. Одной из первых обнаружила все эти особенности экономики школы генеральный директор фирмы «Адис» Лариса Булдаева. Известный в Бурятии предприниматель, человек очень непростой судьбы, лишенная с детства зрения, она не только добилась успехов в бизнесе, но и находится в центре общественной жизни, являясь председателем Фонда развития образования города Улан-Удэ.
На одном из “круглых столов” в правительстве Республики Бурятии Лариса Цыреновна описала модель экономического стимулирования попечительства и благотворительности.
Договорились сразу: речь не идет о льготах по налогообложению. Речь идет о более тонких и более эффективных способах поощрения попечительства. Например, у многих предприятий есть долги государству. Предлагается реструктуризировать их таким образом, чтобы попечительство школ и других образовательных учреждений шло в зачет этих долгов. Школам нужно все: от спортивного инвентаря до посуды в столовую. У предприятий есть неликвидный товар, есть то, что может сделать школьную жизнь благополучнее и обеспеченнее. У предприятий есть площади, которые могут быть отданы образованию, есть средства связи, транспорт, материал для трудовой подготовки школьников и многое, многое другое.
Возражения против такого способа поощрения попечительства очевидны: это такой образовательный бартер, в результате которого казна лишается живых денег. Аргументом против этих возражений может быть следующее: во-первых, казна и так не дождется этих денег. А во-вторых, казна ведь сама не обеспечивает школу тем необходимым, что ей нужно. И в-третьих, можно вести финансовый расчет по стоимости реструктурированных долгов и делать попечительство привлекательным, полезным, выгодным и даже прибыльным для предприятий.
Идеология шефских, базовых предприятий ведь тоже была основана на выгоде – выгоде позиционирования в партийно-идеологическую структуру отношений.
Другой способ поощрения попечителей – предоставление им преимуществ в муниципальных или региональных тендерах, конкурсах на распределение средств муниципальных и региональных бюджетов.
…Что важнее: заседания по вопросам образования или съезд попечителей? С моей точки зрения, ни одно решение правительства по своей эффективности не сравнится с решением союза попечителей.
Вот только правительство у нас есть, а союза попечителей пока нет.
Надо исправить положение…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru