Во многих регионах сегодня зарождаются
новые механизмы стимулирования попечительства.
Но дело не только в выгоде. Кажется, общество
начинает тревожиться за судьбу школы больше, чем
правительство...
11октября правительство в очередной раз
отложило рассмотрение вопроса о реформе
образования. Теперь – на конец октября. Одно из
двух: либо все-таки решается кадровый вопрос,
либо и без того выхолощенные предложения по
реформе коренным образом расходятся с планами
правительства. Впрочем, первое и второе
обстоятельства наверняка связаны друг с другом.
Узнать более подробно – невозможно, тайну
скрывают так, будто бы это план вторжения
российской армии на сопредельную территорию.
А тем временем в российской образовательной
политике медленно, но верно формируется «третья
сила». На сцену выходят граждане,
заинтересованные в своем участии в
образовательной политике. Медленно, но верно они
создают новый гражданский институт – движение
попечителей. Судя по тому, что в разных регионах
идет разработка экономических условий выгодного
попечительства в образовании, весной мы станем
свидетелями региональных учредительных съездов
союзов попечителей: Приволжского федерального
округа, Республики Бурятии и других.
При этом очевидной закономерностью является то,
что движение попечителей эффективно развивается
там, где есть сильные политики, предприниматели
или деятели образования, которым верят
попечители.
***
Большую активность по формированию
движения попечителей предпринимает депутат ГД,
заместитель председателя Комитета по
образованию и науке Любовь Глебова.
В рамках только что завершившейся Саратовской
ярмарки социальных проектов и инициатив она вела
постоянные консультации, “круглые столы”,
встречи «социально ориентированного бизнеса» и
крупных политиков на тему попечительства.
Фактически, если обобщить материалы этих
переговоров и дискуссий, то основным предметом
обсуждения было следующее: рассматривает ли
крупный бизнес образование как инвестиционную
сферу? Не поле благотворительности или, прямо
говоря, подачек от щедрот своих, а инвестиционный
проект, куда деньги вкладываются вполне
осознанно, с расчетом получения дальнейшей
прибыли?
И Любовь Глебова, и ее собеседники не чужды
стремления помочь нуждающимся школам и
педагогам и вполне могли бы ограничиться
созданием системы благотворительности в области
образования. Сама Глебова много делает в этом
отношении в родном Арзамасе: компьютерные
классы, ремонт школ, учебники, многое другое. Но
речь сейчас идет не только об этом.
– Власти нужен партнер для диалога по поводу
образовательной политики, – говорит депутат
Л.Глебова. – Большинство решений последних лет в
этой сфере неэффективны исключительно потому,
что принимались узковедомственно.
Логика такая: ресурс узковедомственного способа
принятия решения в образовательной политике
исчерпан. Это, кстати сказать, подтверждается и
неприлично затянувшимся рассмотрением
«образовательной темы» на заседании
правительства. Это похоже на попытки решить
проблему ценообразования или дефицита продуктов
(помните – была такая проблема?) исключительно
госплановскими методами. Госплан может принять
решение о том, что цены на хлеб должны быть
низкими. Но это будет означать, что либо решение
не будет выполнено, либо хлеб подешевеет, но
миллионы граждан будут вместо булки получать
пайку. А булка будет действительно стоить дешево.
Так и в образовании: министерство может принять
любое решение, и оно абстрактно может быть
правильным: качество образования надо поднять,
финансовый норматив ввести. Городским учителям
– отсрочку от армии, сельским – дотации на уголь,
всем – возвратные субсидии на компьютер.
Учебники сделать современными, содержание
образования – развивающим, компьютеры – в
каждую школу и много-много образовательных
порталов, буквально на каждом углу… Да мало ли
какие решения можно принять, тем более что на
самом высоком уровне признано: министерство у
нас работящее и трезвое.
Но большинство этих решений как-то растворяется
в пространстве между улицей Люсиновской, на
которой находится главное здание Министерства
образования, и Чистыми прудами, на которых
находится второстепенное здание Министерства
образования, ведающее собственно школой.
Любовь Глебова, как депутат и образовательный
политик, считает, что движение попечителей и есть
тот гражданский институт образовательной
политики, который обеспечит не только
благосостояние школе, но и принятие эффективных
решений на государственном уровне.
В результате всех дискуссий составился
своеобразный план действий по созданию союза
попечителей.
Первое – разработка эффективных условий
стимулирования попечительской деятельности на
местном и федеральном уровнях.
Второе – проведение региональных учредительных
съездов союзов попечителей в тех регионах, где
есть для этого условия.
Третье – разработка законопроекта «О
попечительской деятельности».
Четвертое – проведение Всероссийского съезда
попечителей.
Попечители Приволжского федерального округа
уполномочили депутата Л.Глебову стать
председателем оргкомитета своего весеннего
съезда.
***
В Бурятии движение попечительства
развивается в двух направлениях. С одной стороны
– крупные предприниматели республики пришли в
образование в качестве реформаторов. С другой –
министр образования и науки Республики Бурятии
Сергей Дашинимаевич Намсараев создает на уровне
правительства республики проект партнерства
бизнеса и образования. Одним из базовых
направлений этого партнерства является
программа создания корпоративно-информационной
сети в республике. Это и любимое детище
президента Бурятии Леонида Потапова, и одна из
главных задач министра С.Намсараева.
Суть проекта не только в оснащении
республиканской инфраструктуры компьютерами и
линиями связи. Дело еще и в переходе на сетевой
способ взаимодействия различных структур и в
образовании, и в других сферах. Для С.Д.Намсараева
информационно-корпоративная сеть – это
проектная модель гражданского общества. Равно
как и партнерство бизнеса и образования.
Образовательная политика в Бурятии вообще
строится на создании в образовании проектных
моделей гражданского общества и взаимодействии
образования с самыми разными общественными
институтами. Для С.Намсараева очень важно, как
образование и граждане будут вести продуктивный
диалог.
В республике создана эффективная сеть
инновационного образования. В самых дальних
селах создаются и реализуются инновационные
образовательные проекты. И новым этапом развития
проекта образовательной политики стало создание
попечительского движения в Республике Бурятии.
Пару лет назад крупный бизнес начал помогать
школам, и предприниматели увидели, как
неэффективно устроено хозяйство образования.
Бюджета у школы нет, никакой автономии, никакой
возможности для финансового маневра, для
экономики, для поощрения талантливых работников.
Уровень централизации средств не соответствует
объему финансового потока, а отсутствие денег в
муниципальном бюджете делает почти
бессмысленным учредительство со стороны
городской администрации. Одной из первых
обнаружила все эти особенности экономики школы
генеральный директор фирмы «Адис» Лариса
Булдаева. Известный в Бурятии предприниматель,
человек очень непростой судьбы, лишенная с
детства зрения, она не только добилась успехов в
бизнесе, но и находится в центре общественной
жизни, являясь председателем Фонда развития
образования города Улан-Удэ.
На одном из “круглых столов” в правительстве
Республики Бурятии Лариса Цыреновна описала
модель экономического стимулирования
попечительства и благотворительности.
Договорились сразу: речь не идет о льготах по
налогообложению. Речь идет о более тонких и более
эффективных способах поощрения попечительства.
Например, у многих предприятий есть долги
государству. Предлагается реструктуризировать
их таким образом, чтобы попечительство школ и
других образовательных учреждений шло в зачет
этих долгов. Школам нужно все: от спортивного
инвентаря до посуды в столовую. У предприятий
есть неликвидный товар, есть то, что может
сделать школьную жизнь благополучнее и
обеспеченнее. У предприятий есть площади,
которые могут быть отданы образованию, есть
средства связи, транспорт, материал для трудовой
подготовки школьников и многое, многое другое.
Возражения против такого способа поощрения
попечительства очевидны: это такой
образовательный бартер, в результате которого
казна лишается живых денег. Аргументом против
этих возражений может быть следующее: во-первых,
казна и так не дождется этих денег. А во-вторых,
казна ведь сама не обеспечивает школу тем
необходимым, что ей нужно. И в-третьих, можно
вести финансовый расчет по стоимости
реструктурированных долгов и делать
попечительство привлекательным, полезным,
выгодным и даже прибыльным для предприятий.
Идеология шефских, базовых предприятий ведь тоже
была основана на выгоде – выгоде
позиционирования в партийно-идеологическую
структуру отношений.
Другой способ поощрения попечителей –
предоставление им преимуществ в муниципальных
или региональных тендерах, конкурсах на
распределение средств муниципальных и
региональных бюджетов.
…Что важнее: заседания по вопросам образования
или съезд попечителей? С моей точки зрения, ни
одно решение правительства по своей
эффективности не сравнится с решением союза
попечителей.
Вот только правительство у нас есть, а союза
попечителей пока нет.
Надо исправить положение…
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.