Приложение к приказу Минобразования России
от 21 мая 2001 года № 2093
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции
РФ
27 июня 2001 года № 2767
Положение о порядке проведения
эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования
1. Настоящее Положение определяет
правила проведения эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования (далее – эксперимент).
2. Апробация структуры и содержания общего
образования проводится во всех или отдельных
классах аккредитованных общеобразовательных
учреждений, изъявивших желание принять участие в
эксперименте.
Общеобразовательные учреждения, классы,
участвующие в эксперименте, считаются
федеральными экспериментальными площадками.
3. Нормативные сроки освоения
общеобразовательных программ по ступеням общего
образования в общеобразовательных учреждениях (классах),
участвующих в эксперименте, следующие:
I ступень (начальное общее образование) – 4 года
II ступень (основное общее образование) – 5–6 лет
III ступень (среднее (полное) общее образование) – 2
года
4. В ходе эксперимента апробируются варианты
экспериментального базисного учебного плана,
новые общеобразовательные программы, учебно-методические
комплекты, современные подходы к оценке качества
подготовки обучающихся, формы организации
образовательного процесса, здоровьесберегающие
педагогические технологии.
5. Эксперимент начинается с 1 сентября 2001 года и
осуществляется поэтапно (по учебным годам,
классам и ступеням общего образования):
2001/2002 учебный год – 1 класс
(I
ступень
общего
образования),
10
класс
(III
ступень
общего
образования);
2002/2003 учебный год – 2 класс
(I
ступень
общего
образования),
5,
7 классы
(II
ступень
общего
образования),
11
класс
(III
ступень
общего
образования),
продолжается
эксперимент
в
1, 10 классах;
2003/2004 учебный год – 3 класс
(I
ступень
общего
образования),
6,
8 классы
(II
ступень
общего
образования),
продолжается
эксперимент
в
1–2, 5, 7,
10–11
классах;
2004/2005 учебный год – 4 класс
(I
ступень
общего
образования),
9
класс (II ступень
общего
образования),
продолжается
эксперимент
в
1–3, 5–8,
10–11
классах;
2005/2006 учебный год – 10 класс
(II
ступень
общего
образования),
производится
перенумерация
классов
III
ступени общего
образования:
10
класс
становится
11-м,
11-й – 12-м;
2006/2007,
2007/2008 учебные годы – профильное
обучение
в
11–12 классах
(III
ступень
общего
образования)
обучавшихся
на
II ступени
общего
образования
по
общеобразова-
тельной
программе,
нормативный
срок
освоения
которой
– 6 лет.
6. Эксперимент организует и проводит
Министерство образования Российской Федерации
совместно с Российской академией образования,
органами управления образованием различных
уровней, образовательными учреждениями
повышения квалификации педагогических
работников, аккредитованными
общеобразовательными учреждениями, изъявившими
желание участвовать в эксперименте и
включенными в перечень экспериментальных
общеобразовательных учреждений.
7. Министерство образования Российской Федерации
и Российская академия образования обеспечивают
научно-методическое сопровождение эксперимента;
разрабатывают новые примерные
общеобразовательные учебные программы;
анализируют данные о проведении эксперимента и
экспериментальные материалы.
Министерство образования Российской Федерации:
ежегодно представляет в Правительство
Российской Федерации доклад о ходе эксперимента;
утверждает перечень субъектов Российской
Федерации, количество общеобразовательных
учреждений, педагогических работников и
обучающихся, участвующих в эксперименте;
совместно с Российской академией образования
подготавливает учебную и методическую
литературу в печатном и электронном видах для
общеобразовательных учреждений (классов),
участвующих в эксперименте;
совместно с Академией повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Минобразования России создает программы
повышения квалификации педагогических
работников общеобразовательных учреждений (классов),
участвующих в эксперименте; организует
повышение квалификации координаторов
эксперимента из субъектов Российской Федерации;
руководит экспериментом, организует обсуждение
хода и результатов эксперимента на заседаниях
коллегии и Федерального координационного совета
по общему образованию.
8. Органы управления образованием субъектов
Российской Федерации:
осуществляют взаимодействие с Минобразования
России по проведению эксперимента, назначают
координаторов эксперимента в субъекте
Российской Федерации;
определяют и представляют в Минобразования
России перечень и количество
общеобразовательных учреждений, количество
обучающихся и педагогических работников,
участвующих в эксперименте по согласованию с
общеобразовательными учреждениями);
участвуют в научно-методическом обеспечении
эксперимента и координируют его проведение в
общеобразовательных учреждениях (классах),
участвующих в эксперименте;
совместно с образовательными учреждениями
повышения квалификации педагогических
работников организуют курсы повышения
квалификации педагогических работников
общеобразовательных учреждений (классов),
участвующих в эксперименте;
обеспечивают общеобразовательные учреждения (классы),
участвующие в эксперименте, учебниками и
пособиями в соответствии с подготовленным
Минобразования России перечнем учебников,
которые используются в ходе эксперимента;
принимают меры по выделению средств на повышение
квалификации педагогических работников
общеобразовательных учреждений (классов),
участвующих в эксперименте;
направляют в Минобразования России научно-методические
материалы, аналитические отчеты о ходе и
результатах проведения эксперимента.
9. Общеобразовательные учреждения:
принимают решение об участии в эксперименте и
информируют об этом орган управления
образованием субъекта Российской Федерации;
создают необходимые условия для проведения
эксперимента, повышения квалификации
педагогических работников по вопросам
проведения эксперимента;
организуют образовательный процесс и
методическую работу с учетом проведения
эксперимента;
осуществляют выбор вариантов
экспериментального базисного учебного плана;
устанавливают штатное расписание, распределение
должностных обязанностей, надбавок и доплат к
должностным окладам и ставкам заработной платы
работников учреждения с учетом специфики
экспериментальной работы в пределах фонда
оплаты труда, выделенного учреждению;
направляют ежегодный отчет о ходе эксперимента в
орган управления образованием субъекта
Российской Федерации.
10. Педагогические работники общеобразовательных
учреждений (классов), участвующих в эксперименте:
осуществляют образовательный процесс в
соответствии с новым содержанием общего
образования;
проходят курсы повышения квалификации по
организации и проведению эксперимента в
образовательных учреждениях повышения
квалификации педагогических работников;
вносят предложения по совершенствованию
образовательного процесса в ходе эксперимента;
имеют право на получение методической помощи по
организации и проведению эксперимента;
используют педагогические технологии,
способствующие сохранению и укреплению здоровья
детей;
осуществляют научно-методическую работу,
связанную с проведением эксперимента,
представляют отчеты о ходе и результатах
эксперимента руководителю общеобразовательного
учреждения.
11. Решение об участии обучающегося в
эксперименте принимают его родители (иные
законные представители).
В случае отказа от участия в эксперименте
обучающийся по заявлению родителей (иных
законных представителей) может быть переведен в
класс, не участвующий в эксперименте (при
отсутствии такого класса – в другое
аккредитованное общеобразовательное учреждение,
не участвующее в эксперименте).
12. Родители (иные законные представители)
обучающихся и обучающиеся общеобразовательных
учреждений (классов), участвующих в эксперименте,
имеют право знакомиться с порядком проведения и
содержанием экспериментальной работы, давать
предложения по совершенствованию
образовательного процесса в ходе эксперимента.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|