Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВОСЬМАЯ НОТА

Андрей ЗОЛОТОВ

Голос, вызывающий солнце

О художнике,
который сквозь шум песочных часов слышал то,
что эти часы всего лишь измеряют

На афише одного недавнего сентябрьского концерта в Большом зале Московской консерватории (вокальный вечер известной, хотя и молодой певицы Татьяны Моногаровой) значилось: «Приношение Заре Александровне Долухановой».
Публики собралось много. Зара Александровна была в зале.

...Нередко встречаю ее у Никитских ворот или в Малом Ржевском переулке, что в самом центре Москвы. Прекрасную. Вызывающую солнце. С таинственной простотою несущую самое себя, закутанную в благоуханное, сияющее, одухотворенное совершенство. Совершенство души, своей высокой жизни, своего покоряющего годы искусства, своего Голоса невыразимой красоты и проникающей жизненности.
Зимою ли, ранней весной или глубокой осенью с неспешной природной легкостью, строгою тонкостью и изяществом, раз и навсегда заколдовавшим усталость, Она преодолевает давно обычный для нее путь от дома в Брюсовом переулке к Институту Гнесиных (ныне наименовавшему себя академией), где уже много лет преподает.
Завидев ее издали, затихаю, перехожу на другую сторону переулка – не столкнуться бы, не отвлечь разговором – и провожаю ее завороженным взглядом...
Энциклопедии и разные толковые словари утверждают, что она явилась на свет весной 1918 года. Я не верю, то есть не могу отнестись к этому серьезно. Не потому, что такого не может быть. Но потому, что, когда видишь ее, говоришь с нею, слышишь ее божественное и вместе такое волнующе-земное пение (включаешь ли свою эмоциональную память, приникаешь ли к записям ее исполнения или, наконец, всматриваешься в черты великой актрисы в обращенном к ее творчеству телевизионном документальном фильме), не полюбить ее искусство нельзя, не влюбиться в нее невозможно. «Здесь и сейчас», как любят теперь говорить на телевидении.
...Однажды услышанный по радио загадочный, сильный, манящий, красивый до декоративности голос женщины назывался не как обычно: сопрано, меццо, колоратура или контральто. Голос назывался – Зара Долуханова.
По энциклопедиям и словарям голос ее – меццо-сопрано. Но какое-то совсем уж особенное это меццо-сопрано. Со всеми возможностями колоратурного сопрано, дурманящими красками контральто, со всею обычною «человечностью», присущей «чистому» сопрано. Наконец, собственно меццо – безбрежной выразительности, внутреннего темперамента, кристальной чистоты чувства и необъятного стилевого диапазона художественных переживаний. Обращаясь к языку живописи, можно было бы сказать: здесь чистый цвет, за которым угадывается сердечное тепло творца-художника, волнение его кисти и весь культурный контекст, из которого он вырос и в который врос, – живая история художественных свершений.
Долуханова начала свою артистическую деятельность в 1939 году. В 1990 году она удостоилась – одной из последних в истории Советского Союза – почетного звания «Народный артист СССР». Первой из наших певиц народной артистке России и Армении Заре Долухановой была присуждена Ленинская премия, а много раньше – Сталинская. Все это были знаки общественного внимания к искусству великой певицы, чья исключительность и несравненное чувство красоты изначально стали вкладом в отечественную культуру и проявлением ее безусловной мировой высоты.
С кем сравнить ее? Разве что с Марией Каллас! Но и этого сопоставления недостаточно. Она – Долуханова!
...Когда слушаешь ее, возникает редчайшее ощущение, будто слышишь и видишь перед собой не только артистку, исполняющую кем-то написанное сочинение, – представляешь образ самого автора и, кроме того, еще и образ произведения, который соединяет в нашем сознании композитора и исполнителя. Это триединство (исполнитель – композитор – произведение), к тому же триединство внутреннее, выходящее за рамки простого акта исполнения, напоминает нам о том, что искусство оживает внутри нас только при том условии, что, восприняв его от великого художника через большого артиста, мы сами соединимся с этим искусством и сроднимся с ним.
Искусство Долухановой несет в себе, привносит и в нашу жизнь ощущение единства всего происходящего в искусстве и жизни человека, единства далеко отстоящих друг от друга во времени эпох – единства, озаряющего различные факты и явления искусства взглядом яркой, живой, оригинальной артистической личности.
Долуханова обладает уникальным, но и самым драгоценным в искусстве даром – открывать скрытую в произведении атмосферу, проявлять ее и создавать свою особую атмосферу, которая включила бы в себя вместе с музыкой еще и зал, присутствующих в зале людей, подсоединила бы к токам авторского чувства эмоции и чувства этих других людей.
Певица является перед публикой всегда изысканно красивой, всегда внутренне погруженной в то творческое состояние, из которого предстоит ей говорить со слушателями. В том, как поет Долуханова, как общается она с залом, как стоит у рояля, кланяется, как уходит с эстрады, – во всем узнается естественный человек, гармоничный и совершенный художник. Но ощущение своеобразнейшего театра Зары Долухановой – особенного, камерного вокального театра выдающейся артистки – приходит к нам не только на концертах певицы. Слушая записи Долухановой, мы тоже присутствуем в ее театре – столь выразительно ее пение, столь оно драматически оправдано, психологически мотивировано. Записи Долухановой полноценно характеризуют направленность и глубину ее творческих устремлений, силу художественных прозрений.
Трудно даже назвать всех композиторов, чьи произведения в разные годы исполняла Зара Александровна. Программы ее концертов, как и программы пластинок, всегда изысканны и точны. Она обладает удивительной способностью почувствовать и проявить своим исполнением индивидуально-прекрасное в каждом произведении, в каждом из композиторов, к которым обращается. И это чувство индивидуально-прекрасного позволяет Долухановой соединить в одной программе высокую классику и музыку композиторов, чьи сочинения, может быть, и не заняли в истории музыки места в ряду шедевров мирового значения, но от этого не потеряли своей прелести, неповторимости, притягательной силы для слушателей.
...Татьяна Моногарова в сопровождении симфонического оркестра Музыкального центра телевидения и радиовещания (дирижер Сергей Политиков) представила публике и самой Заре Долухановой программу из сочинений французских композиторов – Бизе, Гуно, Франка, Тома, Форе, Массне (арии из опер и романсы в переложении для оркестра).
Даровитая артистка, уже получившая признание как оперная певица на сцене Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (вспомним прежде всего ее Татьяну в «Евгении Онегине»), в своем «Приношении» Заре Долухановой открылась как певица концертная, потенциально камерная. Думаю, и здесь ее ждет признание: трепетность, с какой певица ощущает избранные ею сочинения, подкупает. Ее стремление обратиться к Долухановой как к путеводной звезде, абсолютному художественному и этическому авторитету в вокальном искусстве и художественной жизни – вызывает уважение.
Между тем Зара Александровна с исключительным вниманием слушала молодую певицу (не из числа своих учеников) и была добра к ней. И признательна людям за проявленное к ней внимание. Удивлялась цветам, аплодисментам, обращенным к ней. Будто и не она – Зара Долуханова, ставшая событием в искусстве ХХ, а теперь и XXI века.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru