Колонка редактора
Кажется, совсем недавно в классе опустели
вазы, аквариумы и банки после первосентябрьских
букетов. И вот уже надвигается новый праздник –
День учителя. Я всегда немного странно и неуютно
чувствую себя в первую неделю октября:
окружающие поздравляют, обращаясь лишь к одной
из моих сущностей – учительской. Это тем более
странно, что в классе я работаю всей собой: с
привычками, смыслами, интересами, с именно моим
жизненным опытом.
И в работе ценю ту часть, которую могу сделать
именно я, только я, а не любой, добросовестно
изучивший методические рекомендации по всем
положенным предметам. Самое главное, по-моему,
происходит в классе, когда вспыхивает чудо
подлинного озарения, настоящего понимания.
Когда я – только учитель – трудолюбиво и
технично веду детей к заранее известному мне
результату – это нормальная, необходимая часть
школьной работы. Нужно же детям узнать про три
склонения существительных. Однако вести тоже
можно по-разному...
Вспоминаю себя, пятиклассницу, на уроке
литературы. Вторая смена, последний урок, за
окнами глубокие сиреневые февральские сумерки.
Весь класс в вечернем отупении старательно
угадывает: почему Герда сумела победить Снежную
королеву. Чего мы только не предлагали,
сообразуясь с представлениями о жизни
одиннадцатилетнего человека... Учительница, зная
«правильный» ответ, действительно мудрый и
красивый, добивалась от нас именно его. Наконец
кто-то попал: «У нее было горячее сердце». Ура!
Всеобщее чувство облегчения, но не радость
открытия: тогда это не было моим ответом.
Наверное, из того вечера вырастает мое нежелание
подтаскивать человека к заранее известному
результату, выводу, знанию в запланированные
сроки. Поэтому с каждым выпуском заново
приходится выдумывать, как, например, справиться
с премудростями склонения существительных. И с
каждым новым классом мы одолеваем эту тему
по-разному. Но всегда находятся несколько
человек, выбирающие «тернистый путь»
собственного исследования: сортируя в группах и
поодиночке огромную груду существительных,
деловито консультируясь со мной, получают
наконец результат (который вообще-то за две
минуты могли прочитать в учебнике): падежей всего
шесть, а по типу окончаний существительные
делятся на три группы. Исследователи гордятся
собой и готовы отстаивать гипотезу в спорах с
придирчивыми оппонентами, которые,
сосредоточенно шепча про себя, стараются
обнаружить седьмой падеж.
Наверное, это самый захватывающий, настоящий миг
в учительской работе. Кто будет
первооткрывателем? Если найдут только пять
падежей, подбросит ли кто-нибудь слово, стоящее в
шестом, недостающем?
Урок по-настоящему получился, когда упоительно
интересно и ребятам, и мне: без моего увлечения не
будет азарта и у них – проверено. Ребячий интерес
в том, чтобы добыть знание, а мой – соорудить
вместе с ними урок, на котором каждый обретет
свой смысл.
Даже лица меняются в момент открытия: «Да здесь
же рифма!» Хотя про эту рифму уже восемнадцать
раз говорили, но раньше из одного уха в другое, а
тут вдруг сам увидел и услышал.
Когда азартно стараются нарисовать на доске
замкнутую геометрическую фигуру с двумя углами:
что значит «невозможно», надо попробовать.
Или когда двенадцатилетний человек,
подготовивший по-настоящему большую творческую
работу о храме Покрова на Нерли с фотографиями и
макетом, после многочасового путешествия на
электричке, а потом по полям под проливным дождем
бросается из-под зонта навстречу церкви с криком
«Это она!».
Конечно, такое событие происходит не каждый день.
Но когда случается, это и есть день учителя.
Поэтому каждый учебный день во многих школах то в
одном классе, то в другом у разных учителей вдруг,
незапланированно, случается профессиональный
праздник. Просто их все перенесли на первое
воскресенье октября. Для удобства поздравляющих.
С праздником, дорогие коллеги!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|