Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Станислав НИКОЛЬСКИЙ

Дебют империи XXI века

История западноевропейской интеграции начинается с инициативы министра иностранных дел Франции об объединении стратегических ресурсов Франции и Германии (1950). В том же году к ним присоединились Бельгия, Люксембург, Италия и Нидерланды. В 1957 году эти же страны образовали Общий рынок.
В 1985 году были заключены Шенгенские соглашения, предусматривавшие поэтапное снятие пограничных барьеров между странами Европейского сообщества. 90-е годы ознаменовали собой преобразование Сообщества в Союз (1994) и дальнейшие меры на пути к окончательному объединению (общая Стратегическая программа, введение новой валюты – евро и т.д.). Ныне единая Европа стала политической реальностью. Большинство ее институтов у всех на слуху, процесс интеграции развивается вширь, вовлекая все новые страны, но меж тем совсем не все представляют, как живет и работает Европейский Союз – крупнейшее политическое образование на карте современного мира.

Государственная структура европейского союза

Европейский Союз представляет собой уникальную государственную структуру. Она покоится на триедином фундаменте, и его институты призваны представлять сообщество в целом, национальные государства и отдельных граждан. Европейская комиссия защищает интересы сообщества, каждое правительство представлено в Совете Европейского Союза, а парламент, избираемый прямым голосованием, призван представлять интересы отдельных граждан. Это институциональное триединство дополняют еще два учреждения: Палата правосудия и Счетная палата.

Европейский парламент

Европейский парламент избирается каждые пять лет на основании всеобщего избирательного права и представляет интересы 374 миллионов граждан Европы. Парламент выполняет три важнейшие функции:
делит с Советом Европы законодательную власть, то есть отвечает за принятие общеевропейских законов;
вместе с Советом отвечает за бюджет и может уменьшать расходные статьи бюджета; принимает бюджет как последняя инстанция;
осуществляет демократический контроль над комиссией, подтверждая полномочия ее членов и осуществляя политический контроль над всеми органами власти Союза.

Совет Европейского Союза

Совет Европейского Союза – высший орган власти Европы. Он состоит из представителей стран-участниц на уровне министров или глав национальных государств. В зависимости от вопросов, стоящих на повестке дня, Совет объединяет министров иностранных или внутренних дел, финансов, обороны и пр.
Совет ответствен за несколько секторов власти:
совместно с парламентом осуществляет законодательную власть;
обеспечивает координацию экономической политики государств – членов Союза;
заключает от имени сообщества договоры с третьими странами и международными организациями;
совместно с парламентом формирует бюджет Союза;
принимает стратегические решения, а также все решения в области международной политики и общественной безопасности;
обеспечивает координацию действий государств – членов Союза в юридической и внутриполитической сфере, отвечает за унификацию гражданской жизни.

Европейская комиссия

Европейская комиссия – правительство Европы. Она защищает общие интересы государств – членов Союза. Председатель и члены комиссии назначаются национальными правительствами и утверждаются Европейским парламентом.
В круг полномочий комиссии входят:
законодательная инициатива;
обеспечение исполнения европейских законов, бюджета и программ, принятых парламентом и Советом;
представление Европейского Союза на международной арене;

Палата правосудия

Общеевропейская Палата правосудия обеспечивает единую интерпретацию и уважение законов сообщества. В 1989 году при палате был создан Европейский суд.

Счетная палата

Счетная палата проверяет правильность исполнения общеевропейского бюджета.

Помимо важнейших органов власти Европейский Союз сформировал еще пять центральных государственных институтов: Центральный Общеевропейский банк, Европейский банк инвестиций, Комитет по экономической и социальной политике, Региональный комитет и, наконец, любопытнейшее и не имеющее аналогов учреждение – Европейскую службу посредничества, в которую имеют право обратиться любые три физических или юридических лица, пострадавшие от «плохого администрирования» со стороны органов власти объединенной Европы.

* * *

1 января 2002 года крупнейшие государства объединенной Европы, входящие в Шенгенское соглашение, вводят в оборот наличное евро. Психологически это будет обозначать окончательное объединение, и, несмотря на уверения политиков, все больше и больше полномочий станет переходить от национальных правительств к Европейскому Союзу. В какой мере состоится Союз как конфедеративное или федеративное государство – покажет время, однако уже сейчас можно сказать, что важнейший переворот произошел, европейцы переезжают из национальных квартир в отремонтированный общий дом, и облик континента, к которому мы привыкли за последнее столетие, меняется безвозвратно. 2001 год объявлен в Европейском Союзе годом национальных языков. Кто-то уже шутит: «Это год прощания с национальными языками».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru