Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Мария Ганькина

Студенческий домострой

Как-то после очередных маминых восторгов по поводу «гениальности» внука (то бишь моего сына Тимофея) я все же решила залезть на антресоли и отыскать один исторический листочек двадцатилетней давности…
...Перед отъездом на юг мы с мужем (оба – студенты, которые то и дело сдавали сына бабушке с дедушкой «на хранение») сочинили сей документ и повесили на стенку в родительской квартире. Поучения о том, как воспитывать трехлетнего Тимошу в наше отсутствие(!). Даже скорее инструкции: принять к исполнению, доложить...

Необходимо:
1. Хвалить, когда сделает то, о чем просишь.
2. Не изолировать или страховать от коварной мебели и опасных предметов, а демонстрировать их коварство.
3. Ограничить количество «нельзя». Их он должен знать четко. Уж если что нельзя, то нельзя ни при каких обстоятельствах: тянуть со стола посуду, хватать за волосы, сбивать с носа очки и так далее.
Категорически нельзя:
1. Брать на руки и вообще утешать-развлекать, если нагло орет.
2. Помогать вставать, если упал. Сам поднимется – тогда и на руки можно взять.
3. Жалеть, если ударился или упал. Жалеть – в смысле «маленький», «бедненький» – вообще нельзя. Можно вразумительно утешить.
4. Поощрять умилением сегодня то, от чего завтра придется отучать.
Помните!!!
– Некоторые шалости, кажущиеся вам сейчас забавными и очаровательными, могут трансформироваться в отвратительные черты характера.
– Нельзя создавать для него удобную жизнь!
– Никак нельзя, чтобы он почувствовал себя пупом Земли!

В рассказах про внуков бабушкам-дедушкам редко удается избежать пасторальности: «Какой же все-таки у нас внук необыкновенный! Какой талантливый! Вдумчивый! Как понимает юмор! Все на лету схватывает!..» Нас, тогдашних молодых и рьяных родителей, многое в этом настораживало...
Возрастная грань между дедом-бабой и внуком часто стиралась. У Тимофея постепенно выработалась привычка просто не брать во внимание их преклонные лета. Особенно доставалось бабушке. Тимофей мог прикрикнуть на нее, толкнуть, грубо ответить или вовсе не отвечать. Мог вслух прямо при гостях спросить у нее: «А скоро они (гости то есть) уйдут?» Он не грубил – просто ему не терпелось поскорее начать играть...
В общем, бабушка была своя в доску, и хамство на этой благодатной почве иногда расцветало пышным цветом. А она не то чтоб это хамство терпела. Или прощала. Нет. Она его почему-то не замечала! Когда дети ссорятся, они же не квалифицируют свои действия как хамство. На равных – так действительно на равных. Хамил бабке, а следом и деду. Пытался и родителям. Первые десять минут по отбытии с бабушкиных «каникул». Потом постепенно приходил в себя...

Сейчас гляжу на этот листочек и диву даюсь: какая ж я все-таки была наглая! Все эти «нельзя жалеть», «категорически», «должен», «помните»... Поучайте лучше «ваших паучат». А я поучала родителей, которые, между прочим, учителя, и еще какие!
И все в этом «трактате» как будто разумно. Но – отдает казармой. Почему-то стало жалко не только Тимошу, но и бабку с дедом...
А ведь тогда всякий раз, забрав Тимофея от бабы с дедом, мы принимали экстренные (или профилактические) меры по приведению ребенка в чувство. Например, могли часами терпеть его рев под дверью, дожидаясь (добиваясь), пока он сам расстегнет пуговицы на пальто...
Но проходило время, и все Тимошкины «порочные наклонности» и «дурные привычки» как-то сами собой исчезали. Он, оказывается, сумел пережить не только дедо-бабушкино обожание, но и наш родительский экстремизм.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru