Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС

Самая главная чепуха

Всякому человеку, ребенку и взрослому, интереснее, счастливее жить, когда он уверен, что близкие ему люди с сочувственным пониманием относятся к его увлечениям, предпочтениям и настроениям. А малыш просто не может существовать без такой любящей заинтересованности в нем.
Кажется, общеизвестные истины... Однако общеизвестное в теории мы далеко не всегда осуществляем на практике. Подумаем и признаемся себе честно. На самом деле наше беспокойство о том, чтобы ребенок не увлекся чем-нибудь плохим, вредным, неподходящим, больше нашего внимания к его невинным увлечениям.
Многие дети так и вырастают в искреннем убеждении, что родители – это такие “командиры”, которые совершенно не интересуются своим “солдатиком”, пока тот хороший и послушный, а вступают в действие исключительно в те моменты, когда “солдатик” каким-то образом нарушает дисциплину. Он и начинает нарушать, лишь бы мама и папа проявили заинтересованность – пусть осуждающую, наказывающую. “Ребенок пытается своим негативным поведением привлечь к себе внимание, – предупреждает детский психолог Татьяна Болотова, – хочет, чтобы кто-то из близких людей посидел с ним, поругал, в конце концов».
В сердцах мы можем сказать, что ребенок любит беспорядок, что ему приятно опаздывать, что хочет он лоботрясничать. Но это же несерьезно... Что он любит, чего хочет, что ему приятно на самом деле?
Давайте проверим, хорошо ли мы знаем его интересы, с помощью маленького теста.

1. Что он мечтает получить в подарок на день рождения?
2. Кем он хочет стать, когда вырастет?
3. Куда мечтает пойти, поехать?
4. Кто его лучшие друзья?
5. Чем он сейчас больше всего любит заниматься в свободное время?
6. Какой его любимый наряд? И что еще хочет иметь из одежды?
7. Кого он больше любит – собак или кошек?
8. Какие у него любимые блюда и напитки?
9. Его любимые телепередачи?
10. Какую музыку он любит? (“Дурацкую” – это не ответ.)
11. Какую книгу он недавно читал? (Не по программе, а для себя.) Есть ли у него любимые поэты, писатели?
12. Кто для него культовая фигура? Есть ли у него кумиры?
13. Князь Мышкин, мечтая в полусне, представлял себя великим полководцем и разбивал австрийцев. А ваш ребенок о чем мечтает перед сном?
14. За какими занятиями он любит заставать вас?
15. Что бы он хотел делать с вами вместе?

Ответьте на эти вопросы, а потом как-нибудь осторожно, между делом, ненавязчиво спросите об этом же ребенка. Не задавайте вопросы подряд, а потратьте на выяснения день-другой.
А теперь подведем итоги. Они очень просты: если ответа хотя бы на один вопрос вы не знаете или в ответе ошиблись, это значит, что в вашем отношении к ребенку надзор преобладает над сочувственным интересом. Вывод верен и в том случае, если вы считаете, что ответили правильно, а ребенок говорит чепуху, потому что сам не знает толком, что любит и чего хочет. Вы должны были бы знать, какую именно “чепуху” он скажет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru