Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2001

Первая тетрадь. Политика образования

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Я нахожусь в непростой ситуации. В юридической группе департамента науки и образования считают, что по Закону “Об образовании” в условиях нормативного финансирования при наличии средств школа вправе вводить те или иные должности с учетом производственной необходимости и целесообразности. Экономист районного отдела образования категорически отказалась принять проект штатного расписания, в котором введены должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе и медсестры, ссылаясь на действующее штатное расписание от 1986 г., по которому для этого необходимо 30 классов-комплектов. У школы 13 классов-комплектов и площадь 2054 кв. м, но имеется автомашина, автобус, газовая котельная. Очень надеюсь на вашу помощь.
Я не совсем понимаю, в чем будет состоять наша помощь? Мы ведь можем только дать какие-то разъяснения. Удовлетворят ли они автора письма? Да и ситуация на самом деле простая. Откройте, пожалуйста, “Типовое положение об общеобразовательном учреждении”, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, раздел “VI. Имущество общеобразовательного учреждения”, пункт 78. В нем сказано: “Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения”. Вы, возможно, читали, как я сам удивлен и возмущен устарелыми трудовыми и штатными нормативами в системе образования (вот и в этом номере “Документов” тоже), но что делать экономисту РОО, если у него есть только нормативы 1986 г.?
Вы при необходимости можете ввести новые должности, но действительно ли это необходимо? Или директор другой школы попросит ввести другие должности в этой же ситуации? Кстати, а почему вы не обратились после разговора с экономистом к руководителю РОО? Если бы вы его убедили, он поручил бы экономисту найти законное решение. А вот ваше решение ввести должность медсестры мне кажется не совсем верным: медицинский работник в учреждении образования теряет доплату за стаж, а после завершения трудовой деятельности не получает пенсии за выслугу лет ни как медик, ни как педагог. Кто будет работать?

Моя предшественница имела библиотечное образование и занимала должность библиотекаря на 0,5 ставки и вела уроки музыки и рисования. Меня также оформили библиотекарем, хотя образование у меня среднее педагогическое. Мне оплачивается отпуск как учителю, а вот больничный оплачивают как библиотекарю, то есть 50% ставки библиотекаря, объясняя это как оплату больничного по основному месту работы. Мне это непонятно...
Попробую разъяснить. Действительно, компенсация за время временной нетрудоспособности выплачивается только по основой работе. Работа по совместительству оплачивается только в выполненном объеме. Поэтому компенсация за период болезни по совмещаемой работе не выплачивается. Вы, условно говоря, на основной работе можете быть на больничном, а по совмещаемой работать. Но это было бы уже нарушением больничного режима, а за это компенсация по временной нетрудоспособности не выплачивается: работник ведь трудоспособен. Продолжительность отпуска определяется должностью по основной работе, но компенсация за отпуск рассчитывается исходя из суммарного заработка по основной и совмещаемой работе. Поэтому вам кажется, что отпуск вам оплачивают как учителю, а на самом деле – по суммарному заработку.
Итак, все дело в наименовании должности. Как библиотекарь вы, видимо, и педагогический стаж теряете? Этим вы должны были поинтересоваться при поступлении на работу. Сейчас вопрос об изменении должности может решить РОО. Если директор, хотя вы и подавали заявление, на педагогическую должность вас не перевел, такой должности в утвержденном штате школы, видимо, не оказалось. Штатное расписание меняет РОО, куда и следует обращаться. Сейчас положение выглядит как достаточно грубое нарушение вашего права на работу по специальности. А в дальнейшем, если вы будете претендовать на пенсию по выслуге лет, вам может не хватить педагогического стажа даже с учетом педагогической работы по совместительству. Поинтересуйтесь этим (все важные для вас документы опубликованы в нашем приложении) и посчитайте.

Где найти положение об опекунском и попечительском советах при районном управлении образования?
Даже если вы найдете такие положения, они будут типовыми, то есть вам придется на их основе составлять свои положения. Поэтому лучше обратиться непосредственно к законодательству, в котором определены цели социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей (которыми определяются функции таких советов), и виды гарантий для этих детей (это будут задачи советов). Положения об опекунском и попечительском советах должна утвердить районная администрация, поскольку в своей деятельности советы будут затрагивать права и обязанности различных организаций. Прошу обратить особое внимание на Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Ответы на вопросы, которые вы задаете в своих двух письмах, прямо содержатся в этом законе.

Если у опекаемого мать умерла, а отец инвалид 2-й группы, нетрудоспособный, ребенок получает пособие, то будет ли он пользоваться льготами при поступлении в ПУ или для получения жилья?
Дополнительные гарантии права на образование для ребенка, оставшегося без попечения одного или обоих родителей, установлены статьей 6 упомянутого Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ. Что касается жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то надо разбираться конкретно, идет ли речь о закреплении имеющегося жилья (статья 8) или о предоставлении жилья ребенку, который его не имеет. В последнем случае согласно п. 6 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ для этих целей могут создаваться специальные жилищные фонды. Вот один из вопросов, которым могут заниматься попечительские советы.

Можно ли приостановить выплату пособия опекаемому старше 16 лет, если он не стал посещать занятия в школе без уважительных причин, а потом вновь приступил к учебе?
Нет, прерывать выплату пособия нельзя, поскольку закон не связывает выплату пособия ни с работой, ни с учебой опекаемого, а только с возрастом и отсутствием у него родительского попечения.

Вправе ли опекун обратиться в службу судебных приставов с заявлением о невзыскании алиментов на опекаемого с родителей, мотивируя это тем, что он не желает, чтобы родители участвовали в воспитании ребенка, а как можно быстрее о нем забыли, особенно если ребенок взят в чужую семью с последующим усыновлением?
Нет, такого права у него нет: алименты назначены судом, и судебный исполнитель не сможет изменить решение суда. Кроме того, намерение усыновить – еще не усыновление. Опекун обязан получать все средства, предусмотренные в законодательстве на содержание ребенка, и использовать их в интересах ребенка надлежащим образом. После усыновления он уже может воспользоваться своими родительскими правами на получение законных средств на содержание и воспитание ребенка.

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru