Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Джон Миллер
США

Путеводные нити в лабиринтах единого мира

Так много говорим, но так редко любим

Пробуждение души для обучения – это не новая идея, она есть во многих традициях.
Истоки целостного образования прослеживались еще в первобытной культуре: первобытный человек считал Землю и Мир не такими бесстрастными и безликими, как современные люди.
Руссо считал, что потенциальные возможности любого ребенка чрезвычайно велики. Надо только позволить его душе раскрыться в соответствии со своей предзаданностью.
Песталоцци, занимаясь обучением большую часть своей жизни, воплощал идеи Руссо на практике. Песталоцци считал, что образование должно помогать осуществлению божественного плана: “Образ божий в каждом из нас священен. Мы должны не ограничивать его, но стараться развить”.
Основатель Вальдорфского движения Рудольф Штайнер обращался к “духовному началу” детей и думал о том, как оно может быть воспитано в школе.
Свою педагогику Штайнер основывал на идее человека. Он считал, что личность состоит из четырех частей (телесной, нравственной, духовной и осознания) и имеет смысл придавать особое значение каждой из них в разное время обучения ребенка.
Мария Монтессори, основатель движения школ Монтессори, также верила в важность духовного развития детей. Она полагала, что умственные, физические и духовные качества человеческого существа опираются на божественный жизненный источник. Она чувствовала, что в каждой личности заложен “духовный эмбрион”, который развивается в соответствии с божественным планом.
Но образование утратило этот путь.
Одно из самых ярких описаний нынешней ситуации я прочел в письме студента Высшей школы в Колумбии: “Парадокс нашего времени в истории состоит в том, что мы имеем высокие здания, но мелкие души; широкие дороги, но узкий кругозор; мы тратим больше, а получаем меньше; покупаем многое, а радуемся этому все меньше. У нас есть большие дома, а семьи маленькие; много удобств, а времени меньше; много званий, но меньше чувств; много знаний, но меньше суждений; много опыта, а еще больше проблем, много лекарств и мало здоровья. Мы приумножили наше имущество, но снизили наши ценности. Мы говорим так много, любим так редко, а ненавидим так часто”.
Пришло время вновь обрести связь с самим собой и космосом.
Душа не принимает знания, когда субъект и объект разделены. Каждый день ребенок идет дальше, и любой предмет, который он видит, становится частью его.
И нам необходимо создать “программу обучения” для внутренней жизни.
В классе мы видим души наших учеников, как свет в их глазах. И это не отвлеченное понятие. Нам следует заглянуть в собственные судьбы, чтобы обнаружить примеры этого. Это могут быть глубокие переживания касательно работы или любви.
Нельсон Мандела в своей автобиографии пишет о том, что выжил в заключении потому, что старался всегда видеть проблеск человечности в своих тюремщиках. И это помогло ему пережить трудное время.
Роберт Собел считает, что душа учится, когда она поет.
Современные преподаватели целостного обучения пытаются возродить естественное чувство благоговения и удивления перед жизнью.
Однако душа полна не только любовью и светом, она имеет и теневую сторону. У каждого есть “темная ночь” в душе. И нам следует чувствовать, когда она наступает, пока мы еще не можем избавиться от нее. Чувствовать через размышление, созерцательное осмысление.

Шесть связующих “нитей”

Очень часто в школе знания приобретаются для контрольной и затем быстро забываются. Целостное обучение не устраивает такое положение дел.
Холистическая педагогика пытается отойти от традиционных обрывочных подходов. Она сосредоточивается на объединении, на взаимосвязи личного опыта человека и действительности.
Насколько это возможно, холистическая педагогика создает такие обучающие ситуации, когда знания становятся частью опыта ребенка. Она также стремится прояснить связи между различными гранями человеческого опыта. Можно выделить шесть типов таких связей:
1) линейное мышление и интуиция;
2) связь между разумом и телом;
3) связь с предметами;
4) связь между личностью и обществом;
5) связь с Землей;
6) связь с собой.

Линейное мышление и интуиция

Холистическое понимание умственной деятельности связывает абстрактное мышление с интуицией.
Например, в работе Грэхама Уэлласа представлен подход, который описывает процесс из четырех этапов. Первый этап – подготовка: человек собирает информацию, относящуюся к проблеме или проекту. Следующий этап – инкубация (высиживание): человек делает передышку и не прилагает осознанных усилий решить проблему. Предполагается, что образы сами преобразовываются в человеке. На этапе озарения решение часто приходит неосознанно и неожиданно. Четвертая стадия – проверка: человек претворяет идею в жизнь и осознанно работает над деталями. Второй и третий этапы, следовательно, интуитивные, в то время как первый и четвертый более аналитичные.
Одним из средств развития интуиции является воображение как непринужденное, так и направляемое. Направляя свое воображение, ученик пытается представить цепь событий. Например, ученики представляют себя водой. Сначала – водой, покачивающейся на поверхности озера, затем они “испаряются”, постепенно “поднимаются” и “превращаются” в облака. Побывав облаками, они “выпадают” снегом и, “растаяв” на земле, опять “уходят” в озеро.
Другим средством для обострения интуиции является использование метафоры. Метафора поощряет учеников строить связи между понятиями и процессами, которые обычно не связаны между собой. Создавая эти связи, ученики начинают обнаруживать основополагающие модели и принципы.

Отношения между разумом и телом

Образование имеет тенденцию сосредоточивать внимание на интеллекте и игнорировать физическую, эмоциональную и духовную жизнь.
Целостное образование пытается связать разум и тело. Этот процесс часто начинается с прислушивания к своему телу.
Холистическое образование одобряет движение в классе. Димонштейн (1971) разработала целостный подход к танцу для начальной школы. Суть ее подхода состоит в развитии кинетической осведомленности, которая опирается на способность детей контролировать свое движение и одновременно чувствовать его. С помощью жестов они учатся давать очертания и формы своим мыслям. Например, исследуя понятие страха, дети находят несколько движений. Они могут не только сформулировать эти образы или нарисовать их, но и выразить через движение, что помогает осознать первопричину.
Димонштейн описывает три стадии. На первой ученик пробует различные движения. Следующий уровень – импровизация, когда ученики начинают связывать внутренние чувства с движением. На этом уровне они используют движение как форму самовыражения, углубляют свое восприятие чувств. Через танец дети развивают “мускульное чувство”, приобретают чувство ритма, так как движение не изолировано, но является частью целого. Дети учатся понимать, какое движение больше подходит. Танец, таким образом, становится средством выражения внутренней жизни ребенка, целостного обучения.
Еще одним способом объединения тела и разума является психодрама. Особенно подходит этот прием для подростков.

Связь с предметами

Вероятно, один из лучших примеров связи личности и предмета можно найти в работе Сильвии Эштон-Уорнер “Учитель”. В книге описывается ее опыт обучения чтению детей маори в Новой Зеландии. Для автора чтение является “мостом от известного к неизвестному, от первобытной культуры к новой и, если говорить в общем, от внутреннего к внешнему”.
Эштон-Уорнер считает, что дети обладают внутренним и внешним видением, и полагает, что внутреннее более действенно и должно быть использовано в обучении. Она использовала его через так называемый ключевой словарь, куда вошли слова, имеющие глубокое значение для детей и уже являющиеся частью их активной жизни.
Ключевые слова детей маори “мама”, “папа”, “поцелуй”, “испуганный”, “дух” были написаны на карточке для каждого ребенка. Каждый ученик мог расширить свой набор ключевых слов и затем прочитать их учителю или своему товарищу в паре. Таким образом, ученики могли быстро развить свое умение читать.
После того как словарь ученика составил около сорока слов, Эштон-Уорнер переходила к письму. Она считает, что одно слово при письме может стать предложением или даже историей. Эти истории часто автобиографичны. Для Эштон-Уорнер письмо, орфография и сочинение не отдельные предметы для обучения. Они возникают естественным образом, являясь средством друг для друга.
Рисунки и истории рождают, по мнению автора, “самые живые, трогательные и красочные образы, когда либо виденные на страницах”. Идеи для историй всегда принадлежат самим ученикам, а не навязываются учителем.

Общественные связи

Целостное образование пытается создать общность внутри класса и школы, а также связать учеников с обществом, которое окружает школу. В конечном счете целостное образование стремится объединить ученика с мировым сообществом.
В классе учитель пытается создать атмосферу доверия, которая способствует появлению чувства общности. Это достигается через уважение к ученикам, внимательное отношение к ним, искреннее выражение своих чувств.
Общность также можно воспитывать через совместное обучение, когда ученики работают в маленьких группах над различными заданиями. Очевидно, что совместное обучение облегчает социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие учеников.
Ученики могут быть связаны с обществом через “обслуживающее” обучение, которое вовлекает их в общественную деятельность. Эта деятельность может включать помощь в детских и медицинских центрах, уборку в парке, протест против промышленного загрязнения.
Наконец, целостное обучение и общемировое обучение тесно связаны. Важно, чтобы ученики видели себя гражданами мира; по идее Роберта Мюллера, школы всего мира должны сосредоточиться на основных, универсальных темах, которые помогают ученикам почувствовать себя частью общемировой семьи.

Связь с Землей

Экологическое образование стало частью школьной программы. К сожалению, во многих случаях оно сосредоточивается на решении проблем окружающей среды через утилизацию отходов или на других технических подробностях. Необходимо, чтобы в центре экологического образования находилось чувство благоговения и причастности ко всем природным процессам Земли.
Ученикам необходимо чувствовать свою связь с планетой.
Как этого можно достичь? Во-первых, важно, чтобы ученики имели возможность общаться с живой природой. Например, забота детей о растениях и животных в школе поощряется. Во многих школах есть сады.
В некоторых школах Японии ученики выращивают маленькие леса на пришкольных участках. Для этого необходимо выяснить, какие деревья могут расти в этом районе и как они будут располагаться по отношению друг к другу, таким образом дети изучают экологию района. Затем они сажают деревья и заботятся о них. В одной школе ученики пишут стихи об этих деревьях и о своих чувствах к ним. Школы часто имеют свои фермы с черепахами, кроликами и цыплятами.
Мы можем задавать ученикам вопросы об окружающем мире, что также способствует пониманию. Например, они могут исследовать такие темы:
Куда уходят отходы нашего города?
Когда начинается сезон цветения?
Есть ли в нашем районе вымирающие животные?
В каком направлении идет изменение погоды?

Связь с собой

Эта связь относится к нашему самосознанию. Литература, мифология и сказки позволяют ему появиться и окрепнуть.
Детскую литературу можно назвать «конвейером» мудрости и чуда… Волшебные сказки, мифы и все формы детской литературы всего мира могут помочь воспитать самосознание ребенка. В Африке, например, маленький ребенок считается посланцем из другого мира. Это совершенно отличается от западного взгляда на ребенка как на чистый лист бумаги. Если рассматривать ребенка с точки зрения первородного греха, то он или она нуждаются в контроле и подчинении. А если воспринимать ребенка как чистый лист, то он легко подвергается влиянию окружающей среды.
Наука также участвует в воспитании самосознания.
Бриан Свим и Томас Берри (1992) создали произведение для изучения истории Вселенной, которое заставляет учеников осознать чудо существования:
“Кажется, что Земля развивается с единственной целью – празднование радости бытия. Это наблюдается в разноцветии растений и животных, полетах ласточек наряду с цветением весенних цветов; каждое из этих событий требовало огромного творчества в течение миллионов лет для того, чтобы проявиться на Земле. Только сейчас мы начинаем понимать, что история Земли – это такая же история человечества, как и каждого существа Земли…
Свим и Берри полагают, что мы двигаемся от технологической (Технозоик) эры к экологической (Экозоик). Хотя история Вселенной базируется на данных исследования науки, она также включает гуманистическую сторону. Авторы убеждают, что литература, мифы, поэзия, музыка и искусство также выражают тайну и чудо истории Вселенной.
Наряду с этой книгой в классе можно использовать видеофильмы, которые помогут ученикам увлечься историей Вселенной. Таким образом, история Земли может стать благодатной темой для всего курса обучения.

Каждый должен найти свою песню

Каждый свой урок в университете я начинаю с размышления (медитации) о любящей доброте.
В качестве самых общих методических рекомендаций я бы также предложил учителям следующее:
– Ведите журнал. Мы с учениками приступаем к написанию журналов, определив круг лиц, которым будет позволено читать их. Получается книга “Маленькие победы”, в которую ученики по просьбе учителя пишут свои автобиографии. После ее прочтения ученики для учителя становятся личностями, обладающими индивидуальными душами.
– Оцените важность бессловесного общения учителя и ученика. Душа ученика сильнее реагирует на личность учителя, чем на процесс обучения. Как сказал Эмерсон, “кто мы есть, тому мы и учим”.
– Замедляйтесь. Дневная жизнь больших городов так стремительна: плохие новости по радио, каждодневные переезды, поручения по дороге домой, дети, готовка и уборка. Многие живут, забегая на полчаса вперед. Остановитесь в течение дня для ничегонеделания. Используйте созерцание (медитацию), чтобы бодрствовать, присутствовать в настоящем моменте.
– Привлекайте искусство, драму, танец, живопись, музыку.
Есть сказка об одном африканском племени, где считали, что каждый должен иметь свою песню. Женщина, которая хочет иметь ребенка, идет и садится под дерево, чтобы услышать эту свою песню. Когда она вместе со своим любимым сливается в объятиях, она поет свою песню. И во время рождения ребенка семья поет, и затем в наиболее важные критические моменты его жизни. И наконец, в последний раз звучит эта песня во время смерти. Найдите для себя такую музыку, которая поможет вашей душе услышать музыку небес.

Мир на пороге перемен?

Холистическая педагогика признает, что человеческая душа непостижима и неделима.
Целостное образование бросает вызов традиционному обучению, которое основывается на стандартах и тестировании. Эта шаблонная ориентация является отражением современной материальной культуры, низводящей школьное обучение до уровня штамповки конкурентоспособных и активных потребителей.
Кроме того, в настоящее время в образовании сейчас наблюдается тенденция сосредоточиваться на методике (части) и забывать о широком видении целостности и связанности. Целостное образование призывает нас восстановить это видение.

Перевод Натальи Октябревой
Начиная с чикагской встречи, по всему миру прошло много конференций, рассматривавших различные вопросы целостного образования. Эти конференции проходили в Австралии, Канаде, Англии, Корее, Японии, Мексике и США. В каждой из этих стран есть свои инициативы в целостном образовании; существует Японское общество холистического образования.
Однако целостное образование остается вне доминирующего современного подхода, который придает особое значение отчетности и тестированию. Многие педагоги целостного образования понимают, что перемены связаны с трудностями и, вероятно, будут сопровождаться глубокими изменениями в культуре.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru