Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лев Виноградов
Россия

Как непросто взять ноту взаимопонимания

Мы занимались с ансамблем “Синяя птица” в здании Дома культуры. Там было много других музыкальных коллективов. И вот однажды ко мне подошла маленькая девочка лет шести, которой нравилось заниматься музыкой.
– Лев Вячеславович, можно мне спуститься вниз и послушать, как играет вокально-инструментальный ансамбль?
Я разрешил. А когда девочка вернулась, вдруг увидел, что она была совершенно оглушена и растерянна. Подходит и говорит:
– Там глухая музыка.
Оказывается, на сцене играли так громко, что она не слышала ни мелодии, ни голоса – ничего...
Тогда я и понял, что взрослый хор или даже ансамбль – это когда-нибудь потом, а сейчас я должен работать с детьми: специально развивать голос, вместе с ними слушать музыку, рассуждать об услышанном.

Как-то раз мне сказали, что из Голландии приезжает музыкант, который необычно ведет уроки с детьми. И вот всеми правдами и неправдами мне удалось попасть на его семинар. Все десять лекций он, разумеется, говорил по-немецки. Однако, когда речь шла о музыке, многое становилось понятным. Голландский музыкант действительно предлагал нечто совершенно новое.
Через некоторое время удалось пригласить его в Москву, мы провели много времени вместе, и он подарил мне все свои пособия. Но даже после внимательного изучения мне никак не удавалось до конца понять философию нового для меня подхода. Пьесы были несложные, но в них был заложен какой-то неведомый мне глубокий психологический смысл.

Элементарное музицирование

Однажды читаю лекцию о музыке в редакции журнала “Коммунист” и вижу, что все сотрудники слушают меня внимательно, кроме одного. Он сидит и курит. Не выношу курения. Прихожу на следующий день, думаю, что курильщика не будет и я продолжу. А он опять сидит и курит еще ближе ко мне.
Когда закончилась лекция, он подходит и представляется:
– Ильенков Эвальд Васильевич.
И без других предисловий:
– Пойдемте ко мне домой.
На книжных полках в комнате – его собственные книги по философии. Присмотрелся – передо мной настоящий ученый, философ.
Ильенков предложил послушать Вагнера. Я ответил, что сейчас не могу: очень взволнован и буду думать, о чем разговаривать. Тогда Эвальд Васильевич говорит:
– Вам надо уходить из училища, там нечего делать. Предмет, которым вы занимаетесь, близок психологии.
Но ведь это было и мое решение! Я даже стал уже к тому времени работать с малышами в художественной самодеятельности.
Ильенков звонит в институт психологии Василию Васильевичу Давыдову и говорит, что сейчас к нему придет музыкант.
– Он пока не профессиональный психолог. Будь там с ним полегче.
Я не испугался, но какая-то робость и смущение были: никогда с учеными не встречался.
Пришел в лабораторию Давыдова и сразу признался: я ведь не знаю, что такое психология. А Давыдов мне говорит:
– Дело в том, что я тоже не знаю. Психология только начинается, поэтому надо, чтобы вы сделали доклад на ученом совете.
Я почему-то согласился.
В зале было очень много научных сотрудников. Я раздал им инструменты и что-то пробормотал о теории элементарного музицирования. Слава Богу, что не касался психологических сторон преподавания.
Под элементарной я имел в виду музыкальную деятельность, в основе которой лежат исходные формы рождения музыки. Речь шла о внутренне едином и целостном художественном мире музыкальных традиций, в которых существует глубинная взаимосвязь на уровне синкретических структур, лежащих в основе разных видов искусств. Элементарное музицирование – это работа со словом, музыкальными инструментами, это использование ритма, мелодий, гармонии в их элементарных формах. Параллельная и одновременная деятельность по освоению этих элементарных средств на разном материале и является естественной формой, средой рождения и развития музыки.
В элементарном музицировании ребенок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес но главным образом творцом, создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика, которую он осваивает с детьми и с учителем.
В этом случае изменяется позиция учителя, его отношение к ученику. Переход от обучения к воспитанию предполагает радикальное изменение педагогического подхода учителя к своим ученикам. Внимание направляется не столько на то, как учить ребенка, сколько на то, как ребенок учится.
Ученик становится для учителя не объектом его педагогических манипуляций, а субъектом, свободным существом, способным проявлять себя в играх или учебных ситуациях.
Учебный курс на основе элементарного музицирования охватывает возраст развития ребенка, который имеет несколько стадий своего детства. Психологи считают, что, чем длиннее детство ребенка, тем интенсивнее его развитие. Именно поэтому наше общество должно приложить усилия, чтобы продлить детство ребенка и тем самым ускорить его развитие.
Тогда же, на ученом совете, я просто включился в коллективную творческую деятельность ученых. И это оказалось самым правильным, потому что все они говорили, но никто не знал, как воплотить сказанное в жизнь. Мы же были практиками и могли показать, как это делается. Меня тогда без долгих разговоров взяли в лабораторию. Давыдов сказал:
– Можешь целый год ничего не делать – гуляй, отдыхай, присматривайся. Но потом – эксперимент. И через полтора года представь результаты.
А через два месяца позвал меня и сказал, что 35 лет работает над проблемой развивающего обучения. А потом добавил:
– Жду результатов – приступай к работе немедленно.
И стал я работать с детьми в школе № 91. Мне дали первые-вторые классы, и каждый урок они мне срывали. Это продолжалось целый год. Оказалось, что никакой я не учитель, хотя и преподавал к тому времени довольно много лет. Я просто специалист в своем музыкальном деле, который, выходит, ничего в психологии и педагогике не смыслит, а пытается эмпирическими методами передавать свои навыки и умения детям.
Когда я работал в училище и спрашивал, как мне преподавать, то мне отвечали: по принципу “делай, как я”. А что это значит? Приходит ко мне студентка, я показываю, как надо дирижировать, и говорю: делай, как я. А она не может, потому что это мои руки, а не ее, потому что я мужчина, а она женщина, потому что я много знаю, а она пока мало. И, значит, она будет всегда виновата, а я буду всегда прав.

Пласт неиспорченности

И вот после каникул наступил следующий учебный год. Я общался с Давыдовым, читал книги, ломал голову.
Начались занятия в школе. Мои дети работают... Хочу развалить урок, а они сами держат его. Думаю: значит, я их так здорово психологически завел. Или дети думают не так, как мне представляется. А, может, дело в возрасте?
Тогда я стал изучать, как думают дети, и они мне подсказывали...

А потом произошло несчастье: Давыдова исключили из партии, нас всех разбросали по городам и весям, я долго не мог найти работу.
Тогда я собрал ребят и стал с ними заниматься. Я пытался работать с каждым возрастом по-особенному, но неожиданно проникся любовью именно к маленьким. Мне показалось, что я нашел некий пласт неиспорченности, которого у взрослых никогда не находил, и это меня прельстило. Мне не хотелось учить хоровые партии, не нравилось, что певцов все время дрессируют, как собачек. Фактически, это люди несчастные, потому что они подневольные. Быть демоном по отношению к ним я считал ниже своего достоинства. А дети искренни, и чем они меньше, тем приятнее работать с ними.

Музыкальная форма

Я видел, с каким неподдельным интересом дети относятся к музыке, и постепенно стал понимать, что им нужно нечто другое, чем обычные музыкальные занятия. Что-то, что связано с их реальной жизнью. Ведь мы то и дело сталкиваемся с чем-то звучащим, поющим, шумящим, с мелодиями и ритмами. И я стал размышлять о том, откуда у ребенка это чувство музыкальной формы.
Для музыкальной формы в элементарном музицировании характерны ясные и простые структурные построения, повторения, сходства, вопросы и ответы, фразы и предложения; к музыкальной форме относятся небольшие хороводы, остинато, простые виды рондо. Для содержания музыкальных пьес, которые мы предлагаем детям и которые они создают сами, характерна повторяемость, изменчивость, подвижность. Я пришел к тому, что именно так и рождается в детях чувство музыкальной формы.

Подготовка учителей

Оказывается, элементарное музицирование близко некой системе человеческого общения. А что такое общение? Это психологическая категория деятельности. Так вот он – тот самый ключ, который я так долго искал!
Потом были занятия в родительском клубе “Умка”. Там я стал работать с детьми, которым было от четырех до девяти месяцев, потом с двухлетними, трехлетними...
Тогда-то я и понял, что для настоящих занятий музыкой нужен учитель-универсал, который бы не только свободно владел музыкальными средствами (формой), свободно играл на всех учебных инструментах, импровизировал, сочинял мелодии и ритмы, аккомпанемент к мелодиям, но и элементарно владел бы искусством хореографии, пантомимы, театра, в том числе и кукольного, владел бы искусством режиссуры. Практикующий учитель должен быть фундаментально образован в области возрастной психологии. Тогда он просто не сможет быть только урокодателем. Для него становится естественным преимущество создания на занятиях атмосферы общего с детьми воодушевленного музицирования. В совместное музицирование каждый – и учитель, и дети – вкладывает что-то личное, и каждый выносит для себя что-то новое, необходимое только ему. А все вместе они наслаждаются рождением музыки.

Детские концерты

Дети любят выступать, но без репетиций. Репетиции выхолащивают у ребенка непосредственность восприятия, ведут к натаскиванию, ненужной заорганизованности. Исполнение становится скучным и сухим. В то же время без репетиций могут работать далеко не все. Репетиции необходимы, если у исполнителей отсутствует высокая музыкальная культура, способность самостоятельно осваивать музыкальный материал. Для грамотных исполнителей нужны не репетиции, а легкие поправки. Детям концерты «как у взрослых» не подходят. Старшеклассникам больше подходят концерты типа музыкального салона, где можно присутствовать родителям, друзьям и знакомым. Малыши любят выступать для своих пап, мам, бабушек и дедушек, для своих братьев и сестер. Они очень любят, если в их концертах принимают участие ребята из старших групп. Как правило, концерты носят характер открытых уроков, где интерес не столько в исполнении детьми выученных музыкальных пьес, сколько в их реакции на учебные ситуации.

Теперь немного о пении

Отношение к пению меняется. Оно сегодня не является основной формой музыкальной деятельности, а в условиях элементарного музицирования, когда дети одновременно поют, играют на разных музыкальных инструментах и все время находятся в движении, пение, естественно, становится в ряд других видов музыкальной деятельности.
Дети любят петь и охотно поют, даже те, у кого нет голоса, кто не научился им владеть. Для оздоровления и развития голосового аппарата, для формирования певческих навыков мы пользуемся системой Емельянова. Предлагаем петь регулярно и в школе, и дома, но петь тихо, спокойно, в удобном регистре, где голосовые связки не перегружались бы; петь как нечто само собой разумеющееся. Петь добровольно, без принуждения, петь одному и группой. Песенные мелодии и песни разучивать каждый раз по-новому, без однообразия.

Воспитание родителей

Мне уже давно стало понятно, что родители тоже учатся (и охотно!) петь детские песни, играть на учебных музыкальных инструментах и водить хороводы. Видимо, таким образом им легче бывает понять, что все надо делать не для детей, а вместе с ними. Или что не дети выступают перед родителями на празднике, как это обычно бывает в детском саду, а праздник готовится и проводится общими усилиями.
Тогда все встает на свои места. Ведь с древних времен праздники справлялись взрослыми, а дети были при них и учились у них.
Музыкальное развитие в онтогенезе
Коли я психолог, значит, должен искать различные формы взаимодействия родителей с детьми.
Известно, что еще за несколько месяцев до рождения на ребенка воздействует внешний мир. А что в первую очередь? Звук! Это меня и удивило, и обрадовало. Опираясь на то, что уже было известно, я наметил пути развития музыки в онтогенезе.

Школа и развитие воображения ребенка

Способность преобразовывать свой пока еще небольшой жизненный опыт музыкальными средствами по законам красоты и целесообразности возможна, если у ребенка развито воображение и фантазия. Благодаря воображению ребенок может воспроизвести воспринятый им материал. Причем воспроизведение представляется в воображении как нечто целое, содержательное – в виде образа.
Наша школа строится на развитии знаний, умений, навыков. Но осваивать математику и физику можно, если у тебя уже развито воображение, потому что сами эти предметы воображения не развивают.
Что развивает воображение? Предметы художественного цикла. Художественные предметы и предметы научного цикла должны быть до шестнадцати лет для ребенка равнозначимы. У нас этого в школьной практике нет, поэтому так мало творчески развитых людей.
Воображение развивается только в том случае, если в жизни ребенка появляются положительные эмоции и общение. И начинается это с трех лет. А что же до этого?

Рождение музыки

Рождение музыки происходит в движении от деятельности простой, воспроизводящей, к деятельности творческой, преобразующей, универсальной.
Парадоксальным образом проблемы воспитания средствами музыки смыкаются с проблемами развития воображения у ребенка. Ребенок с неразвитым воображением не удерживает целостность совместного музыкального действа и выпадает из него. Его работа начинает носить бессмысленный, бестолковый характер. В этой ситуации ребенок чувствует постоянный дискомфорт.
Сейчас все больше становится ясным, что личность не может целостно формироваться на индивидуальных занятиях (как это можно сегодня наблюдать в музыкальных школах), ей нужно общение со своими сверстниками, с ребятами постарше и помоложе и со взрослыми.
Ребенок прежде всего осваивает способы коллективного музицирования, когда знания одного мгновенно становятся достижением всех и когда действие каждого ребенка находится в композиционной связи с действиями других детей. Это обеспечивает им взаимообмен средствами музыкального общения, требует от ребенка постоянного контроля за собственными действиями и действиями всех участников ансамбля.
Человек, способный участвовать в коллективном музицировании, получает большое наслаждение, но удержаться в ансамбле, выдержать существующее при этом напряжение – трудно. Коллективное музицирование требует от ученика воли, собранности, внимания, умения оценивать свои действия и действия других, соотносить свои действия с другими. И благодаря этим коллективным действиям достигать цели, всегда успешно справляться с заданной работой. В совместном музицировании всегда сохраняется возможность импровизации и перестройки строф таким образом, чтобы музыкальное действо обрело ту форму, которая соответствует ситуации, требующей ее исполнения.
Как появляются положительные эмоции? Часов через девять после рождения ребенок начинает делать гримасы. Это не улыбка, но он говорит нам, что готов принять положительную эмоцию. Это начало общения, начало взаимодействия со взрослым миром.
В три месяца ребенок уже сознательно улыбается, дрыгает ручками и ножками – дескать, я еще хочу получать положительные эмоции. И вот тут я включаю некоторые музыкальные элементы. Беру малыша на руки и начинаю ритмично с ним играть, напевать, говорить каким-то птичьим языком. Не Моцарта даю. Мне важно, чтобы он стал субъектом порождения в себе музыки.
В пять месяцев ребенок на звук родителей отвечает звуком, они вместе начинают гулить и переговариваться. В музыке это называется полифонией – двуголосьем. Конечно, это еще не музыка, но уже идет звуковой обмен, а это сигнал к общению. И вот уже в шесть, в девять месяцев малыш начинает включаться в новые формы музыки, но только в том случае, если он будет на руках у родителей.
До девяти месяцев дети с их молодыми родителями, которые приходят на мои занятия, выполняют все музыкальные движения, которые мы обычно делаем с первоклассниками общеобразовательной школы, занимающейся по моей программе. И ребенок всему этому радуется, он все это принимает, не капризничает. Ему приятно, что он равноправно общается с мамой, что он на руках. Постепенно он сползает с рук, они вместе прыгают через веревочку, стучат по музыкальным инструментам. У ребенка манипуляции происходят сначала ртом, а потом передаются в руки. А я их организую так, чтобы получилась какая-то песенка. Эта форма развивается, и они за три года прорабатывают весь материал, который я подготовил для семилетних. Но только ребенок прорабатывает это своеобразно – запечатлевает все формы музыкальной деятельности не в конкретных произведениях, а в целостности, в основных положениях музыки.

Педагогике, хотят этого ученые и практики или нет, все равно придется настроиться на развитие общения с детьми. К сожалению, в отношении музыкального развития она еще только-только начинает поднимать глаза, авось что-нибудь да увидит. Жаль, что прозрение происходит так медленно. Но ведь происходит! Потому что меняется жизнь и потому что, несмотря ни на какие взрослые обстоятельства, дети своего добьются и обязательно заставят взрослых повернуться к ним лицом.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru