Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

II Международный фестиваль
«Школа для ребенка»

Обязательно стройте грандиозные планы! Обязательно! Но, следуя им, идите маленькими шажками – не возлагайте на свои плечи всю ответственность за переустройство мира. Мир наш никому этого не позволяет, ни на какие уступки не идет, а то и мстит.
Но зато даже самые маленькие ваши шаги могут вдруг слиться во времени и пространстве с чьими-то еще, и еще, и еще... И мир станет уже не вашим, а общим или даже всеобщим. Потому что бесконечно крошечное каким-то совершенно невероятным образом связано в жизни с бесконечно огромным – это слова индийского биолога Сэтиша Камора.
Ведь если вы верите, все получается. И в результате маленьких шажков получаются простые и прекрасные вещи. Не стремитесь достичь огромного разом! Оно настигнет вас само (конечно, если суждено), вторит ему преподаватель, ученый, русист Татьяна Березовская.
А как понять, что попал в точку, начиная совсем новое в привычной, годами отработанной школьной технологии? Да не стоит на этой мысли останавливаться: если все было сделано правильно, само поймется, вступает в их перекличку американка Линда Лентьери.
Да, всем бывает одиноко и страшно, особенно первым на новой дороге. Но единственное, чего нельзя себе позволить, – это остановиться, отказаться, смириться. “Они стараются, и они пригодятся”, – а не это ли главное в том, что вообще делают люди на земле?
Традиционный учитель учит, формирует, требует, оценивает, наказывает. Психолог Рита Гордон и методолог Виктор Зарецкий уверены, что главной задачей учителя сейчас становится развитие интеллекта ученика. Для этого учителю необходим новый технологический процесс, в котором центральной категорией становится смысл происходящего.
Принципиально новые технологии вершат судьбу ХXI века, а мы говорим, что первый этап тандема учитель–ученик – это разговор двух сердец, что совсем не отрицает, а как раз предполагает новые технологии в образовании. На первый план выходят при этом интегрированные курсы, ведь в мире все взаимосвязано и переплетено. И у ребенка должна быть целостная, единая реальная жизнь.
И последнее: три чудесных постулата-пожелания ученика своему учителю в трактате чилийца Умберто Матурано:
– Не рассказывай, я хочу сам.
– Я начну там, где закончил отец.
– Ты проиграешь, если я повторю тебя.
Вот и все. Дорогу осилит идущий! А от нас с вами требуется просто быть рядом и... помогать, а не мешать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru