Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Сэтиш Камор, Индия
Линда Лентьери, Марокко
Перен О’Шайл, Ирландия
Данаи Зохар, Великобритания

Искусство ходьбы маленькими шагами

Почти сорок лет назад в Шотландии на берегу моря, возле поселка Файндхорн, возникла необыкновенная община. Питер и Эйлин Кэди вместе с Дороти Маклин, пройдя долгий путь духовных исканий, решили в чудесном парке жить с друзьями в соответствии со своими ценностями, в гармонии с природой.
Сначала они вместе со своими детьми занялись выращиванием садов. Сады удивительной красотой привлекали много народу. Люди приезжали посмотреть на сад и оставались продолжить работу. Сюда собирались все, кто хотел создать лучшее будущее для планеты. В 1970 году появился молодой американец по имени Дэвид Спенглер и помог организовать образовательный процесс.
С тех пор община Файндхорна, Центр преобразования и воспитания, превратилась в место, где на все проявления жизни смотрят как на чудо и где (вне любых доктрин и вероучений) осуществляют духовные принципы на практике.
В 1980 году был построен Эковилидж, соединение науки и провидения, человека и природы. Покрытые дерном дома с «дышащими» стенами, особая технология переработки отходов, использование энергии ветра. Красота архитектуры в уважении к природе. Даже написали учебник для строителей экологичных домов. Частью работы стал проект озеленения «Деревья для жизни», холистический центр здоровья, сеть магазинов, система использования солнечной энергии, разработка учебных программ для общинного колледжа… Не перечислить всего, что создается усилиями нескольких десятков семей (взрослых со своими детьми), а также теми, кто приехал в Файндхорн учиться.
Каждый год община проводит около двухсот недельных курсов, тренинги. 3500 человек из 40 стран принимают в них участие. Два раза в год, весной и осенью, проходят конференции, например, совсем недавно – «Душа в Образовании». 15 докладов, 13 мастерских, посвященных самым разнообразным проблемам воспитания и образования. Но главное – тому, как сделать счастливой жизнь взрослых и детей, как изменить современную школу, современный мир.

Декларация зависимости

– У нас полно времени, – говорит Сэтиш КАМОР, директор колледжа из Индии, издатель и писатель. – Современное образование слишком материалистично. Общество затрачивает огромные средства, чтобы заставить детей сдавать экзамены, искать работу. Но ведь главная цель образования – духовное, интеллектуальное и физическое освобождение для свободной жизни. Свободной от эго, от желаний. Ради целостного, гармоничного существования. Я хочу рассказать о моем первом учителе, моей матери, в буквальном и метафорическом смысле. Оглянитесь вокруг – все время что-то рождается. Если бы мы уважительнее относились к нашим мамам, наше образование было бы одухотвореннее. Общество, не уважающее матерей, не имеет будущего.
Моя мама была неграмотной, но умела петь и рассказывать сказки. Однажды она соткала прекрасную шаль с разноцветными узорами, это заняло у нее много времени, и она подарила шаль моей сестре. «Какая чудесная шаль, как она мне нравится! – воскликнула сестра. – Но я не могу носить такую красоту, лучше я повешу ее на стенку, чтобы все могли любоваться ею». «Нет, – сказала мама, – если начнешь вешать на стенку красивые вещи, на себя придется надевать уродливые». «Хорошо, но можно я подарю тебе машинку, чтобы ты могла быстрее шить?» – спросила сестра. «Разве у нас не хватает времени? – удивилась мама. – Когда Бог создавал время, он создал его вдоволь. Время не убегает от нас, оно идет всегда рядом». Я запомнил этот мамин урок. У нас достаточно времени. Однажды Сидхарта пришел наниматься на работу. «Что ты умеешь?» – спросили у него. «Я умею четыре вещи: ждать, думать, торопиться и быть полезным». Сидхарта получил работу. Мы тоже можем научиться ждать и ценить время. Тогда мы увидим целостную картину мира.
Здесь все говорили, что образование включает в себя три аспекта: разум, тело и дух. Я предлагаю в основу образования положить еще три слова: почва, душа и социум. Почва – наша планета, наша связь с животными, растениями, с бесконечно огромным и крошечным. Вот червяк. Я нежно люблю червяка. Файндхорн прославился не только благодаря своим конференциям, но и благодаря червяку, который усердно рыхлил капусту. Без него нет настоящего образования. Каждый учитель в своей школе просто обязан каждый день немного времени потратить на то, чтобы прикоснуться к земле. Мы зависим от своей почвы, от своей земли. В США создали Декларацию независимости. Я хочу сегодня провозгласить Декларацию зависимости. Мы зависим друг от друга: от наших учителей, от нашей Земли, от червяка.
Декарт сказал: «Мыслю, следовательно, я существую». Эгоцентричный подход. Мне больше нравятся слова Сохама, я их переведу с санскрита: «Вы думаете обо мне, следовательно, я существую». Подумайте, что сделало меня докладчиком сегодня? Не мое умение говорить, не моя дикция, не мои идеи, но ваше приглашение. Вы пригласили меня, следовательно, я здесь. Мы все пришли из материнского чрева. Мы связаны с ней неразрывной нитью. Мы здесь друг для друга. Вы есть, следовательно, я есть. Сотрудничество не может быть самодостаточным. Нужны взаимосвязи. Есть червяк, следовательно, я существую. Мы связаны с почвой, значит, душа живет этим. Море, река питают душу.
А теперь мы можем обдумать нашу связь с социумом. В мире за пределами этого сада одни слабы, другие бесправны. Это не сотрудничество, если оно приводит к несправедливости. Этому надо положить конец, если мы действительно хотим построить целостное образование. Нельзя ограничиться несколькими деревьями в саду. Кто-то скажет: я буду размышлять, я не знаю, что сделать для земли. Кто-то будет разводить сады. Кто-то будет помогать несчастным. Но, только объединившись, мы совершим революцию в образовании получше, чем Французская революция, чей призыв к свободе, равенству и братству касался только людей.
Но не возлагайте на свои плечи всю ответственность за переустройство мира. Кто вы, чтобы менять мир? Ганди говорил: «Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь служить ему». Заботьтесь обо всем, что окружает вас. Не стройте грандиозных планов. Идите маленькими шажками. От вас требуется делать простые и прекрасные вещи. Результат зависит не от нас. Стремитесь не к успеху, стремитесь к исполнению, не стремитесь к результату – награда вашего труда в нем самом. Я желаю, чтобы ваша работа не была слишком тяжелой. Если устали, поспите. Нет ничего важнее, чем отдых. Тяжело делать добро, легче быть добрым. Я испытал это на себе: объехал весь мир без денег, и каждый день был сыт и находил приют. Мир щедр. Тигры, змеи, бабочки и червяки питаются плодами матери-природы. Только люди беспокоятся, кто их накормит. Если вы верите, все получается. Как сказал Честертон: «Знаете ли вы, почему ангелы летают? Потому что они сохраняют в себе свет».

Шесть принципов сохранения мира в классе

О внутренней жизни учителей и детей говорила Линда ЛЕНТЬЕРИ, американская учительница, профессор университета, участница многих инновационных программ.
– Самое главное, что мы можем сделать, – проявить себя в нужном месте в нужное время. Несколько лет назад я услышала, как студенты, сидя в кругу, по очереди говорили о своих целях в жизни. Один ученик, Женя, сказал, что хочет быть живым. Два года спустя Женя оказался в ненужном месте в ненужное время. Его ранило в перестрелке. В 20 лет он оказался парализованным. Я два дня набиралась храбрости перед встречей с ним, хотелось дать ему надежду. Никогда не забуду этот госпиталь, почерневшую кожу юноши. Он сказал: «Сначала я думал, что не смогу жить, теперь могу. Я решил простить парня, который нажал на курок. Ведь этим парнем мог оказаться и я, если бы не знал другого пути. Большинство молодых чувствуют себя одинокими и беспомощными во всем, что происходит. Люди сделали много удивительных открытий в медицине, в коммерции, но, пока вы не начнете менять все ради молодых, вам придется оставить свои открытия для взрослых».
Я начинала работать учителем в 60-е годы и хорошо помню, как строго была отделена церковь от образования. Почему? Ведь я должна была оставлять часть себя за дверью. Дети, приходя в школу, еще удивлялись чуду природы, задавали главные вопросы. Через несколько лет это пропадало, ученики становились замкнутыми. Система ломала их, и они уносили в себе разрушительную энергию. Я увидела, что детям нужно нечто иное: поддержка и защита. Я выработала шесть принципов сохранения мира в классе. Сотрудничество, бережное отношение друг к другу, ценность разнообразия, открытое выражение чувств, ответственность за свои поступки, мирное разрешение конфликтов. Эти принципы я распространила на администрацию, учителей и весь учебный курс. Это помогло детям увидеть мир невраждебным, выбрать путь ненасильственного разрешения споров. Это не мешает семейным религиозным традициям. Мы ищем слова, близкие всем. Я написала стихотворение «Прошу каждого быть полезным».

Я не такая святая, как архиепископ,
Я не такая милосердная, как Мандела, не такая мудрая, как Ганди.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Я не такая блестящая, как доктор Эйнштейн,
Не так красноречива, как Мартин Лютер Кинг.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Сейчас труднее, чем когда-то, держаться, и творить,
И находить решенье.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Я не знаю точно, что сделаю и скажу,
Мне в самом деле страшно стоять впереди всех.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Обратитесь ко мне, если будете строить школу духа,
Если завтра начнете строить мир,
Где ни одна душа ребенка не будет брошена,
Где все будут чувствовать себя желанными
Дома, в школе и в обществе.
Я стараюсь, и я пригожусь.

Школьное образование – это разговор двух сердец

Мы должны формировать тело, душу и дух ребенка, говорил Перси О’ШАЙЛ, один из лидеров вальдорфской системы образования в Ирландии.
– Я хочу задать два главных вопроса: что есть образование? что есть Душа? Еще и третий вопрос возникает: что есть ребенок? Как нам стать частью его опыта? Превращение есть таинство. От новорожденного до зрелого человека проходит 21 год. За это время ребенок проживает три важных этапа развития, примерно по 7 лет каждый, все время рождаясь заново.
Рассмотрим сознание ребенка в первый период развития. Когда взрослый слушает, он как бы продолжает мыслительную работу, начатую ранее, выступает как наблюдатель, исследующий мир отстраненно. Ребенок не имеет такого опыта, он не отделяет себя от всего остального. Взрослых с таким ощущением не много. И мы должны серьезно учиться у детей. В красоте и гармонии ребенок как бы спит. Его отношения с миром закрыты, как в молитве. Он погружается в мир, ничего не рефлексируя. Ребенок в этот период обучается, подражая. Учится делать нечто, делая. И педагог должен быть не просто искусен, но подобен священнослужителю. Когда последователь Штайнера идет к детям, он спрашивает себя, какой работой они вместе займутся, а не каким учебником ему воспользоваться. Первая ступень школьного образования обращена к душе, это разговор двух сердец. Учитель выступает как мастер взаимоотношений. В центре образовательного процесса не ребенок и не учитель, а их взаимосвязь, взаимоотношения.
На второй ступени у ребенка просыпается самосознание. Он начинает задавать вопросы: кто я? эти люди действительно мои родители? может, я с другой планеты? Он создает картину мира для себя. И, чтобы способствовать личностному росту ученика, учитель должен развиваться сам.
Подростки экспериментируют со своей моделью мира, стараясь составить собственное мнение обо всем, что слышали, укрепить хрупкое, неуверенное «я». Нам хочется, чтобы дети были так же искусны, как мы. Но это невозможно. Сейчас задача учителя быть искренним. Это очень личный вопрос. Мы не святые, но стараемся ли мы стать лучше? Подростки очень чувствительны к тому, работает ли педагог над собственным совершенствованием. Образование – чрезвычайно важная задача, почти священная миссия. Мы ставим учителя в абсолютно возвышенное положение, и общество должно оказать ему всемерную поддержку, чтобы он смог стать истинным одухотворенным мастером взаимосвязей.

Будь источником моих открытий, моим освобождением, а не бедствием

Коэффициент духовного интеллекта стал темой выступления Данаи ЗОХАР, автора научной концепции позитивного отношения к миру, Оксфордский университет.
В начале двадцатого века, подтверждая аристотелевское определение человека как «разумного животного», возник яростный интерес к определению IQ – коэффициента интеллекта. В 90-е годы был разработан коэффициент эмоционального развития – ЕQ. Сегодня психологи, антропологи и другие ученые пытаются высчитать третий коэффициент, духовного интеллекта – SQ. IQ можно определить и у компьютера. ЕQ присущ высокоорганизованным млекопитающим. Но SQ – только у человека. Это связано с человеческой потребностью в самопознании.
В моей семье было много учителей, и все они оказали влияние на мою жизнь. Но в 13 лет я встретилась со своим главным педагогом, молодым преподавателем естественных наук, увлеченным своим делом. Он научил меня квантовой физике и зажег во мне искру сознания, помог получить аттестат и определил мою судьбу на долгие годы. Думаю, у многих была такая встреча с Учителем. Вообще люди становятся учителями, если хотят помочь детям. К сожалению, государство, чиновники так мешают учителям, осложняя и без того нелегкую работу.
Главная задача учителя – развить интеллект ребенка. Но что это такое? Метафизический вопрос. Сегодня наука привела нас на край пропасти, мы балансируем между порядком и хаосом, знанием и неизвестностью. Мы живем в нестабильном мире. Это чувствует каждый своей иммунной системой, своим сердцем, рассудком, даже если мы мыслим позитивно. Доктора говорят, что все самые страшные болезни – рак, Альцгеймера – от нервов. Необходимо понять суть и найти верное решение. Моя семнадцатилетняя дочь сказала, что сейчас особенно тяжело жить ее ровесникам. Люди постарше сохраняют память о том, что хорошо, а что плохо. А молодые не чувствуют опоры. Как научить их мыслить позитивно? Вот задача учителя. Это и есть уровень духовного интеллекта, который помогает подойти к фундаментальным вопросам. Зачем я живу? Кто я? Что я делаю? Детям эта способность присуща от природы, но мы почему-то искореняем в школе привычку задавать глубокие вопросы.
Конечно, SQ зависит от умственной зрелости. При рождении в нашем мозгу более ста миллиардов клеток, гораздо больше, чем нужно. Но важно не количество клеток, а связи между ними. Мы приходим в мир с мозгом, в котором этих связей почти нет, только те, что обеспечивают важнейшие жизненные функции, дыхание, работу сердца. Остальное возникает в диалоге мозга и окружающей среды. Так, каждый ребенок потенциально способен освоить любой язык, в его распоряжении сотни разнообразных звуков. Уже год спустя большинство фонем пропадет, малыш начнет приспосабливаться к своей культуре. Потом процесс изменяется. Но всю оставшуюся жизнь мы продолжаем расширять связи нашего мозга. Эта способность определяет наш SQ. Еще недавно считалось, что IQ полностью определяет уровень нашего интеллекта. Сегодня мы знаем, что это лишь часть проблемы. Только логический аппарат мозга, аналогичный компьютерному диску, можно оценить таким способом. Компьютер не может сам сменить программу, а люди совершенствуют свой IQ на протяжении сотен лет.
EQ определяет способности человека ориентироваться в жизненных ситуациях, осознавать свои чувства. Это музыка, которую мы создаем, тембр голоса, ритм, волны, которые исходят от нас. Основные эмоциональные связи в мозгу формируются в очень раннем возрасте.
Когда-то, читая книгу Даниэля Големана, я почувствовала, что есть еще нечто. Я подумала о преобразующей силе человека, способного изменить неблагоприятную ситуацию. Я назвала это духовным интеллектом, потому что в переводе с латыни «дух» – сила, творящая жизнь.
Я выделяю следующие критерии SQ. Во-первых, самосознание, понимание, кто есть я, что для меня хорошо, что плохо, что меня волнует, а что оставляет равнодушным.
Во-вторых, отношение к миру, желание служить чему-то большему, чем ты сам. Это присуще многим подросткам, но мы не даем им проявить себя.
Способность преодолевать препятствия и воспринимать их конструктивно, умение видеть собственные слабости, учиться на своих ошибках.
Целостность натуры, ощущение взаимосвязи всего в мире, в том числе английского, географии и математики в школе. Во многих школах уже появляются интегрированные курсы.
Терпимость и приятие иного. Слава Богу, что мы все разные. Тот, кто ничем не отличается от меня, не сможет ничему меня научить. Только иной станет моим наставником.
Чувство независимости – умение противостоять толпе. К сожалению, учителя часто подавляют своим авторитетом, приучают к «послушанию». Зачем?
Умение спрашивать, искать смысл вещей.
Неагрессивность и сострадание; умение воздержаться от чего-либо.
Непосредственность и гибкость – свобода, желание жить, узнавать, играть, ценить настоящее.
В заключение я хочу привести отрывок из поэмы чилийского биолога Умберто Матурано «Молитва студента».

Не рассказывай мне того, что знаешь.
Я хочу исследовать неизвестное.
Будь источником моих открытий,
Моим освобождением, а не бедствием.

Мир твоих истин ограничил меня.
Мудро прими мой протест.
Не поучай меня, пойдем вместе.
Я начну там, где закончил отец.

Ты не узнаешь, кто я,
Слушая самого себя.
Не поучай меня, позволь мне быть собой.
Ты проиграешь, если я повторю тебя.

Мы должны осмелиться и разрешить детям стать самими собой. Они всегда будут нарушать правила, засовывать мышей в портфель учителю, проливать чернила. Они должны вырасти, стать другими. Учитель не должен бояться. Давайте вместе работать, вместе учиться, быть с детьми. Поощрять вопросы.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"