Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Вера Бедерханова
Россия

Летний дом для детей и взрослых

Переход

Когда в наш летний дом приезжали дети и мы спрашивали их, чего они хотят в первую очередь, в ответ раздавалось: «Дайте свободы досыта!»
Свободу? А зачем? Будет ли она во благо себе и другим? Справедливые вопросы, но мы ответим на них потом. Сначала дайте свободу!
Прежде всего мы отказались от названия «лагерь». Потому что, раз лагерь – значит, отряды, жесткий режим, элементы военизации. Может, и хорошо, но не для нас. «Детская летняя деревня» – название не идеальное, но, похоже, оно подсказано образом жизни, который затребован ребятами, и этот образ жизни наверняка противостоит жесткому регламенту.
Правда, среди вожатых и молодых педагогов довольно скоро обнаружились сторонники «сильной руки» и «твердого порядка», хотя при проектировании лагеря раздавались совсем иные голоса. Действительно, каким должно быть соотношение свободы взрослого и свободы ребенка? Парадокс в том, что сегодня растит свободную личность ребенка внутренне несвободный учитель. И значит, появляется необходимость такой особенной организации жизни, при которой не только дети, но и взрослые живут в режиме самоопределения и ответственности за свой выбор.
Взрослые вместе с детьми учатся быть свободными! Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке (и в малыше, и во взрослом) формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы.
И все же переход от несвободы к свободе не цель, а начало. Что будет потом? Во имя чего свобода? Наш ответ – во имя развития!

Каким должно быть соотношение свободы взрослого и свободы ребенка? Парадокс в том, что сегодня растит свободную личность ребенка внутренне несвободный учитель. И значит, появляется необходимость такой особенной организации жизни, при которой не только дети, но и взрослые живут в режиме самоопределения и ответственности за свой выбор.

Дом и семья

Как соотнести личное и общественное, регламент и творчество?
Как реально перейти от структур несвободы к свободным группам детей и взрослых?
Вместо больших отрядов мы создали детские группы в девять – двенадцать человек с названием «семья». Во главе семьи – взрослый, которому передается и ответственность, и право решения. Семья по возрастному принципу и по месту проживания может объединяться в дом. Жизнь дома курирует педагог высокой квалификации – «домовой», способный к анализу педагогической ситуации, имеющий опыт методической работы с педагогами. Он знает всех детей дома, работает сам или подсказывает, что делать с «выпадающими»; ежедневно с главами семей (вожатыми) обсуждает, как прошел день, помогает проектировать следующий, дает совет, если в нем нуждаются. Каждый домовой обязательно ведет мастерскую.
«Мой дом под номером третьим. На три семьи – три вожатых. И домовой. Это я. Вхожу в роль. Домовой – добрый дух дома. Разжигать в вожатых и ребятах творческую искру, гасить конфликты – суть моей работы. Немного волшебник, чуточку исповедник, капельку клоун», – рассказывал писатель Васильев.
Дома работают и живут в режиме своей возрастной параллели. Первая – детский городок – от семи до девяти лет. Средняя – от девяти до двенадцати. Старшая – от двенадцати до четырнадцати. Семьи в доме могут создаваться как одновозрастными, так и в пределах двух-трех лет. В девять – двенадцать лет ребенок в зависимости от своего мироощущения, от развития и особенностей может идти в любую «параллель»: ограничения не носят жесткого характера. Старший идет к младшим из-за сестры, брата или товарища, соседа, с которым вместе вырос. Могут быть и другие причины. Окончательное решение в сложных ситуациях принимает психолог деревни.

Педагогика проживания

Много лет мы исповедовали, говоря словами ученых, деятельностную педагогику. Однако наша система – детская летняя деревня, – работающая на основе малых групп по семейному типу, стала на первом этапе давать сбои. Почему? Совершенно неожиданно оказалось, что опытные, достаточно умелые педагоги не были готовы к работе с небольшим количеством детей (хотя об этом всегда мечтали). Чем меньше группа, тем труднее им работалось. Сказывались стереотипы педагогики мероприятий. Малая группа не хочет жить по жесткому регламенту! В силу вступают другие принципы.
В основе летнего лагеря, а может быть, и интерната, и детского дома – во всех тех местах, где дети в первую очередь живут, а уже потом занимаются всем остальным, может и должна лежать иная педагогика – педагогика проживания.
Что здесь главное? Процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и чувств, размышления о самом себе. Педагог, работающий в режиме проживания, сам должен обладать рефлексивными способностями и уметь организовывать рефлексивную деятельность других.
Тогда на первое место выходит общение, образ жизни. Это принципиально! Другими становятся и требования к учителю. Это защита ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества, организация досуга, разрешение личностных проблем. Педагог в этом случае всегда поддерживает интересы ребенка перед всеми остальными людьми.
В процессе проживания не существует одинаковой для всех педагогической технологии. Педагогов отличает совокупность ценностей, своеобразная педагогическая философия.
Однако малая группа не может обеспечить все потребности детей. Поэтому, помимо малых групп, требуется набор разнообразных объединений, кружков, мастерских, организованных по разным основаниям: интересы, совместная деятельность, общая идея – на выбор.

Мастерские

В процессе организации жизни детской летней деревни, как и во всякой жизни, возникает необходимость в удовлетворении различных потребностей и интересов живущих там людей. Вожатый – руководитель семьи – не в силах в одиночку реализовать все возможности деревни. В отличие от сложившейся системы, когда педагоги работают вдвоем-втроем по всем направлениям и «должны все знать и уметь», мы решили, что взрослый прежде всего должен быть специалистом в конкретной области, мастером. Тогда возможно работать не только со своими детьми. Набор мастерских определяется не столько их количеством и формами проведения, сколько возможностью удовлетворить запрос на развитие разнообразных интересов и способностей.
В одну из смен дети привезли с собой карты. Карточная игра была увлечением многих. Можно было пойти путем запретов, направить силы на борьбу с этим, как считается, постыдным явлением. Наше решение было иным: создали мастерскую пасьянса и карточных фокусов. Во время общения с детьми мастер – берегиня деревни – старший воспитатель – обсуждала ценности и смысл жизни.

Выбор

Организационной формой, процедурой и способом управления воспитательной системой летней деревни являлся выбор собственного пути развития, содержания и форм деятельности; педагога и группы; способов организации своей жизни.
Снятие жестких требований и запретов поднимает отношения учителя и ученика на небывалую высоту. Здесь напрочь исключаются приказ и окрик. Без “нельзя” можно в том случае, когда ребенок и взрослый хорошо слышат и понимают друг друга, находят общее решение, которое их устраивает.
Усилия воспитателей в летней деревне направлены на организацию самодеятельности детей, на представление о ребенке как саморазвивающейся системе. Мы ориентировались на взаимодействие и сотрудничество и предполагали важным самоопределение каждого в ситуации выбора.
Как помочь детям определиться с выбором мастерских? Например, организовать яркую и разнообразную рекламу, научить, как в следующий раз сделать это самим.
В каких формах?
– Театрализованный парад мастерских и мастеров на эстраде;
– Пробные рекламные занятия в «семьях»;
– Письменные содержательные рекламы на стендах;
– Индивидуальные (а возможно, и глубоко секретные) советы детям.

Осмысленное учение

Каждому, к сожалению, знакомо по собственному школьному опыту бессмысленное учение – принудительное, безличное, оцениваемое кем-то снаружи. Нас интересует совсем другое – свободное, идущее от самостоятельной инициативы ребенка.
Летняя детская деревня оказалась как раз тем местом, где существуют естественные условия для такого обучения.
– Почему светлячки вспыхивают в темноте?
– Отчего фыркают и колются ежики?
– Почему враждуют собака и кошка?
Дети адресуют свои бесконечные “почему” себе, друг другу, вожатому и домовому (в переводе с нашего деревенского языка на русский домовой – воспитатель). Так они удовлетворяют естественную любознательность, жажду познания и саморазвития. Каждый самостоятельно найденный ответ порождает новые и новые вопросы.
– Как выглядит под микроскопом капля воды?
– Почему девушка пользуется косметикой, а парню это не нужно?
– Что такое хиромантия?
Важно, что воздействие учителя исходит не из слов и поучений, а из впечатлений ребенка. Тогда обучение доставляет удовольствие и ребенку, и взрослому, дружелюбно поощряющему самостоятельный поиск.

Праздность как праздник

Каждый день в летней деревне отпирался своим ключом. «Ключевые слова дня» – даже стенд такой был. Вот, скажем, идет четвертый день смены. Восторги приезда, первых встреч друг с другом, с горами и морем позади. Появились первые плачущие дети. Обозначились и те, кто требует особого внимания и заботы.
А есть и еще одна, немногочисленная, но очень заметная часть ребят. Они выпадают из общего ритма в том смысле, что никуда не впадают. Эти ребята сами по себе. Они везде – и нигде. И все чего-то ищут. Самих себя? Самодостаточные, может быть, и талантливые, но всех раздражают.
– Праздношатающиеся! – смеется кто-то из вожатых.
– Но это же статус! – серьезно возражает другой. – И почему бы не ввести институт праздношатающихся? У нас неправильное отношение к праздности как к чему-то постыдному. Ребенок внешне ничем не занят, но что с ним происходит на самом деле? Что с его душой? А вот Пушкин высоко ценил «праздность вольную, подругу размышленья». И между прочим, писал об этом в стихотворении, которое называется «Деревня».
А почему бы и в самом деле не устраивать день праздношатающихся? В пушкинском смысле? А может, пусть каждый, кто хочет, получает такой статус на любой выбранный им день? Красивая идея и добрая, в интересах ребенка, воплощение!

Цветопись

Если строить настоящий дом для ребенка, то очень важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о его настроении, о том, что влияло на его самочувствие.

Я в лагерь приехал, где море и речка,
Где дом меня ждал и мой друг на крылечке.
Мне было по-разному в лагере этом.
Был пасмурный день и был солнцем согретый.
Бывало, я прыгал от радости дикой,
Бывало, ходил целый день совсем тихий.
Бывало, я злился (и даже нередко)
И каждому дню выставлял я отметку
И каждый свой день я на память о лете
Представил в каком-то особенном цвете.

Со стороны это похоже на фокус. Но ежедневная цветопись, как мы окрестили эту методику, которая ведется в семьях и обобщается, действительно дает такую возможность.
У каждого ребенка и взрослого есть личная карточка. В ней он перед сном ежедневно фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет (модификация известного теста профессора Макса Люшера).
Красный – восторг, оранжевый – радость, желтый – покой, зеленый – равновесие, синий – грусть, фиолетовый – тревога, черный – уныние.
Но главное не цвет, настроение, а то, что повлияло на него, насколько оно стабильно.
Технология проста. Сначала день обозначается в цвете. Некоторые дети изменили наш вариант и заполняли его разными цветами. А на цвете ставится цифра, одна или несколько – обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый или ребенок из детской психологической службы переносит эти данные в сводную карточку семьи. Утром на планерке уже есть картина настроения по всей деревне.
Всех обычно волнуют выпадающие, сидящие в черном или фиолетовом, или, наоборот, те, кто в красном надолго, – жди срыва. Бесконечное ровное настроение – не занудили ли детей в семье? Подчеркиваем: цветопись – это материал к размышлению и осмыслению, а не приговор вожатому! Методики никто не должен бояться. Она должна быть значима и для ребенка, и для педагога. Это своеобразная рефлексия дня.

Биржа труда

Одной из самых больших удач (а может, это наше “деревенское” открытие?) мы считаем игру со взрослым названием «Биржа труда». Родилась она от необходимости устранить последствия невысокой культуры и неустроенности нашего быта. К сожалению, дети быстро замусоривают и свой дом, и лесную поляну. Охотников навести чистоту не много! Всего-то и думали поначалу – привлечь желающих помахать веником и метлой.

Игра неожиданно захватила всех – и создателей, и участников. Кто работает увлекательнее, чем сценарист, режиссер и постановщик по имени Жизнь? Монетный двор поставил в банк деньги – «пшадки» и «кринички». Вся летняя деревня была объявлена свободной экономической зоной. Рабочих рук оказалось больше, чем объектов труда, пришлось создавать новые рабочие места – не только уборка, но и прополка, поливка клумб, изготовление товара на продажу, подготовка грамот и медалей, оформительская работа, работа в столовой. Потребовались контролеры, кассиры, рекламные агенты, брокеры, дилеры… Рыночные отношения ворвались в детские разговоры.
– А сколько «пшадок» это стоит?
Тебе же объясняли: оплата разовая, договорная…
В одной смене по неопытности или халатности наплодили денег, устроили инфляцию, чуть не сорвались в гиперинфляцию. Сразу поднялись в цене светлые финансовые головы! И дело не в том, что сияла чистотой поляна и вымели даже задворки. Дело в том, что была построена модель рынка. Игрушечные, картонные «пшадки» и «кринички» показали детям, что такое настоящая жизнь, что может ждать их завтра. Безработица стучалась к нам в дверь, когда с утра пораньше дети бежали устраиваться на работу. Первыми без работы остались самые маленькие и слабые. Пришлось срочно думать о социальной защите.

Забавное граничило с драматическим. И новое поколение, как мы увидели, не обязательно «выбирает пепси». Детей не нужно заставлять работать как только начинают действовать реальные стимулы.

Дети как дети

Постоянный анализ и наблюдения, которые мы проводили во время строительства нашего летнего дома, выявили много интересного. Например, различия в запросах мальчиков и девочек. Свобода сверхзначима для мальчиков, она – на первом месте. На втором – выход за территорию деревни. Постоянная потребность расширить рамку, ограничивающую пространство, – один из параметров той же свободы. У девочек – свобода на седьмом месте, а сначала – забота, комфорт, общение.
Дети младшей параллели довольны купанием, когда в море входят много раз, хотя и на короткое время. А старшим надо дать поплавать подольше, вволю – и этого им достаточно.
Каждое поколение непременно несет с собой какую-то новизну. Однако нельзя не признать, что сегодняшние в этом смысле совершенно уникальны. Они живут на изломе времен, и мы чувствуем это во всем. На тихом, задушевном, лирическом вечернем “Огоньке” вожатая зажигает свечку и просит каждого назвать три заветных желания.
Двенадцатилетний мальчик тут же выпаливает как давно обдуманное: “Хочу быть богатым, хочу иметь машину, хочу иметь яхту!” Троекратное “хочу” и стократное “иметь”. Старшему поколению иногда трудно понять подобные желания. Между тем некоторые из юных уже сегодня имеют то, что другие только хотят. Один привез с собой сто рублей, другой – восемьсот. Может ли педагог в своей работе не учитывать эти новые реальности?
А все же дети как дети. Один из нас, исполнявший на празднике-фантазии по теме гороскопов роль главного астролога, просил шепнуть ему в “земное ухо” заветное желание, чтобы через “ухо космическое” – колпак-антенну – передать на дальние звезды... Вот некоторые: “чтобы в семье появился братик”, “чтобы был мир и всем людям было хорошо”, “чтобы моя мама никогда не умерла”, “чтобы мой мальчик ждал меня”, “чтобы пюре была полная порция”, “чтобы я была счастливой”, “чтобы эта летняя деревня жила вечно”...
Дети как дети. Задают много вопросов. Хотят заглянуть в микроскоп и перенестись в другие миры. Порой ставят вожатых в тупик своей любознательностью. Иногда агрессивны, иногда прячутся за традиционное “не хочу”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru