Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Ребекка и Маурицио Уайльд
ЭКВАДОР

Чтобы не откладывать жизнь
до конца школьных занятий

Понедельник в начальной школе

Понедельник, холодное утро. Небольшая группа младших детей, прибывших с первым автобусом из восточного района долины Тимбако, на полчаса раньше остальных входит в класс, дрожа и стуча зубами. Видно, что в выходные дни слишком поздно ложились спать и, может быть, среди семейных дел и забот им уделяли недостаточно внимания. Они увидели меня за печатным станком, где я готовила еженедельные “проверочные листы”, на которых дети записывают все, что они делают в течение каждого дня. Под предлогом того, что они хотят согреться, дети уселись как можно ближе ко мне. Я обнимаю каждого, один из детей устраивается у меня на коленях, заявляя о своем намерении оставаться здесь весь день.
“Вы похожи на людей, которые только что приехали с Северного полюса”. Они соглашаются и говорят, что слишком замерзли и могут только сидеть рядом со мной и греться. Они наблюдают, как я проставляю даты на листах; один предлагает помочь, другой хочет писать на них имена. Вскоре мы работаем все вместе, и дети достаточно отогреваются, чтобы рассказать мне о выходных.
“Моя бабушка приходила в гости, а мама вела себя очень странно весь день”. Другой рассказывает о том, как вся семья ездила на гасиенду, третий был на футболе. Через несколько минут они все бодры и оживлены; они уходят и начинают придумывать планы на утро. Двое предлагают устроить чаепитие для тех, кто вскоре приедет из Тимбако и Кито. Они ставят кипятить большую кастрюлю воды и идут в сад искать травы для чая; потом сдвигают три стола вместе, стелят скатерть и церемонно сервируют стол.
Но в этот момент всеобщее внимание привлекает нечто чрезвычайно важное – приехали три других автобуса. Дети бегут к воротам и приветствуют своих друзей, тащат их за руки в школьное здание и гордо приглашают всех к чаю.
Наш второй учитель, Виницио, приехал на автобусе из Кито. За время путешествия у него была возможность “разогреться” с детьми, почувствовать их настроение, подержать их на коленях, пошалить и посмеяться с ними.
Так что нам уже не нужны никакие формальности для того, чтобы начать день. Чаепитие и болтовня помогли нам снова почувствовать себя в классе как дома, и теперь дети поодиночке или группами организуются для утренних занятий.
Виктор и Сантьяго, которых папы водят каждое воскресенье на футбол, пытаются убедить других присоединиться к их игре; когда выясняется, что никому больше не хочется играть в футбол, они начинают играть вдвоем.
Три старшие девочки склонили головы над магнитофоном в библиотеке, что-то взволнованно обсуждая. Я вхожу с восьмилетней Денизой, чтобы помочь ей найти книгу, и все три делают нам знак: “Осторожно, идет запись, не мешать!” Мы стоим как можно тише и слышим, что это семейная сцена, причем каждая девочка проговаривает различные роли, меняя голос. Дениза садится на подушку рядом с ними и начинает читать.
Обычно после спокойной и сосредоточенной работы ребята стремятся к активным занятиям – лазанию, игре в мяч, игре с водой или песком.
Дети ощущают, что утро подходит к концу. Малыши, у которых по понедельникам получасовые уроки, спрашивают, сколько времени осталось до начала этого урока. Каждый из них подписал “контракт”: “Я обещаю участвовать во всех уроках по 15 минут каждый день”. Они очень серьезно относятся к “контракту” и постоянно напоминают мне об уроке задолго до его начала. Все стремятся завершить свои дела. Сначала казалось, что утро будет долгим и незачем торопиться, но сейчас времени не хватает.
А в конце дня секретарь приносит домашние задания – листок для каждого ребенка, задания трех типов в зависимости от сложности. Дети могут (но не обязаны) выбрать листок на каждый день. Они набрасываются на них, как на свежие пирожки, моментально читают их и обсуждают. “Какой вопрос тебе больше всего нравится?” – “Я уже знаю, что хочу сделать. А это что значит?” Один из детей возвращает листок. “У меня нет времени на этой неделе, к нам приедут гости из Гуаякиля, и мы собираемся гулять с ними каждый день”. Все дети понимают, что семейная жизнь так же важна, как и школьные занятия, если не больше. Если ребенок отсутствует потому, что он занят чем-то интересным с семьей, – это уважительная причина. Сдавать или нет домашнее задание – дело добровольное. Тот, кто хочет, чтобы задание проверили, кладет его на определенную полку.
Родители тоже с удивлением обнаруживали, что дети обсуждают свою домашнюю работу с ними, хотя их об этом не спрашивают. Но они знают, что ребенок должен сам решить: сделать все, только часть или вообще ничего не делать. Иногда, когда ребенок по-настоящему увлекается, родители с трудом уговаривают его лечь в постель.
Первый день школьной недели дети заканчивают с веселым настроением. Маленькие играют до последней минуты, а затем бегут к уже ожидающим их автобусам. Всегда находится один или два ребенка, которые хотят работать до самого отправления автобусов; другие заканчивают утро играя, читая или мастеря что-нибудь. Нет никаких признаков усталости и скуки, скорее, наоборот, возникает желание эффективно использовать время. Пока не приходит время разъезжаться, дети поют, сочиняют стишки, болтают, учат немецкий или английский, составляют планы на следующий день.

Каждый день разный

“Как может школа обходиться без расписания?” Этот ужасный вопрос задают все учителя, которые впервые видят занятия в активной школе. На самом деле наше “упорядочивание” минимально, но оно достаточно для того, чтобы придать каждому дню свой собственный оттенок и создавать сценарий для детей в течение каждой недели. Последний час каждого дня посвящается определенному занятию, и это длится в течение года: понедельник и четверг – тесты, вторник – or-off музыка или движение, среда – английский или французский, пятница – время для историй. Дети выбирают занятия с начала года и должны заниматься этим весь год.
Если кто-то утрачивает интерес и бросает занятие на полдороги, им не разрешают возвращаться к нему до начала следующего года. Они понимают, что групповые занятия не могут продвигаться вперед без постоянного посещения всех членов группы.
Кроме занятий в школе, дети ходят плавать каждый вторник и ездят на экскурсии каждый четверг. В долине у подножия вулкана – прекрасное озеро, и часто мы оказываемся единственными утренними посетителями этого бассейна. Раз в две недели – пеший поход с приключениями в темных пещерах и переходами через бурные потоки. В день перед походом мы решаем, какие одежду и обувь взять, какие коробки для насекомых, растений и камней приготовить. Эти находки часто превращаются после похода в выставку. Дети рассматривают гербарий, рисуют растения, оформляют насекомых, находят нужные сведения в книгах о природе, и родители получают в подарок странные растения и насекомых, найденных в безымянном влажном овраге.
Но самый лучший сувенир – детские воспоминания. Они рассказывают друг другу о самых интересных приключениях, а если есть новый ученик, они описывают поход очень ярко: “Ты помнишь прошлый год? Таня уронила ботинок в реку, а Сантьяго прыгнул за ним прямо в одежде. А потом и мы все прыгнули и поплыли по реке и вернулись в школу в нижнем белье. А потом – самое интересное – мы сами смастерили новую одежду и обувь – и ботинки, и чулки, используя все старые простыни и скатерти Ребекки. Ты бы посмотрел на лица наших мам, когда мы выходили из автобуса!”
По четвергам мы посещаем такие места, где можно узнать о работе взрослых, о жизни детей в других условиях, познакомиться с достижениями культуры. Такие экспедиции должны быть подготовлены с особой тщательностью. Важно, чтобы они не только прошли по музею фабрики, но чтобы им разрешили все осмотреть, как можно больше потрогать, спросить, поговорить с рабочими и служащими, чтобы они пришли домой с незабываемыми ощущениями, а не только познакомившись с массой фактов. В музее истории инков детям разрешают подержать некоторые экспонаты, гид садится с нами на пол и рассказывает об истории. На репетиции оркестра им позволяют сидеть с музыкантами, смотреть, как они играют, и даже попробовать поиграть самим на инструментах. В зоопарке дети помогают во время кормления животных, а потом заходят в лабораторию таксидермиста, где участвуют в изготовлении чучел. В пожарном депо ребята меняют специально для этого нарисованные картины.
Хотя мы и не требовали немедленного отклика на эти экскурсии, понимая, что необходимо накопить ощущения, но обнаружилось, что дети тут же начинали писать отчеты, рисовать картины, делать модели. Наше любимое чтение – большое собрание эссе об этих встречах с миром, многие из них напечатаны под диктовку, потому что младшие дети еще не научились достаточно быстро писать, чтобы успевать за своими мыслями.
То, что произвело особое впечатление, превращается в иллюстрированную дома книгу, которую затем приносят в школьную библиотеку. Другие – печатаются, и копии раздаются всем.
Все это требует тщательного планирования, незаметного для детей, как и в классе, где планирование незаметно из-за отсутствия расписания и звонков. Здесь каждый “центр интереса” тщательно обдуман и оборудован привлекательным материалом в соответствии с различным уровнем развития детей.

Рядом с ребенком

До сих пор я постоянно подчеркивала, что инициатива всегда должна исходить от детей; и могло создаться впечатление, что взрослые в активной школе никогда не проявляют инициативы и никогда не отваживаются принять на себя руководство. Это была бы неверная картина; но все же нужно помнить о необходимости того, что каждая инициатива взрослого была основана на внимательном наблюдении за детьми в их повседневной жизни. Способность наблюдать за ребенком и определять стадию развития ребенка зависит только от мастерства взрослого. Иногда мы собираем небольшую группу детей для формальных занятий; но материалы и методы зависят от их потребностей и интересов. Или же я могу обратиться к кому-нибудь из детей и сказать: “Когда ты закончишь писать, я покажу тебе новые арифметические задачи, которые придумала для тебя”. Или к другому: “Через пять минут мы напишем диктант, чтобы ты мог поучиться ставить запятые, с которыми у тебя было столько проблем вчера”. Или к группе мальчиков: “Вы видели новые карточки в списке? Они об опытах с огнем”.
Итак, в активной школе не пользуются одним каким-либо методом, а создают разные жизненные и учебные ситуации. Нужно уметь приспособиться к каждому ребенку и к каждой ситуации. Каждый день должен быть прочувствован заново. Каждый день должен дать ребенку возможность почувствовать себя полностью “живым”. Ему необходимо дать возможность сполна прожить настоящее, не навязывая требований далекого будущего.
Вместо общепринятого учебного плана активная школа предлагает обновляющуюся в процессе жизни учебную программу, стремясь к тому, чтобы у детей не сложилось впечатление, что обучение может быть на определенных стадиях завершено. Активная школа стремится сохранить личную целостность ребенка. Как только ребенок привыкает разбивать реальность, откладывать жизнь до конца занятий или экзаменов, ему все труднее возвращаться к ощущению целостности и здоровья. Так обучение начинается с того “места”, где ребенок находится в данный момент.
Что же интересует детей в первые школьные годы? Прежде всего люди; сначала это они сами и их семья, а затем интересы постепенно расширяются и распространяются и на других людей, животных, природу, а затем и на взрослую жизнь, если только она естественна и не слишком сложна. Это значит, что мы должны принимать всерьез все-все детские ощущения и все, что оказывает на них влияние за пределами школы. Каждое утро в школе дети вспоминают все, что с ними случилось, приносят из дому что-нибудь интересное; все это отражается в рисунках, письменных работах, играх, работе с цифрами, в любой деятельности, которая возможна в школе. Та же любознательность стимулирует их в школе, заставляет наблюдать, экспериментировать, спрашивать и имитировать.
Круг опыта понемногу расширяется и постепенно превращается из мира личного опыта в многостороннюю и многослойную реальность. Так мы присоединяемся к любому проявлению спонтанного интереса ребенка и помогаем ему сделать шаг вперед: “Какими еще способами можно выполнить то, что делают другие? Как можно присмотреться повнимательнее? Сколько различий ты можешь найти? А есть ли сходство? Что произойдет, если сделать то или это?” Ребенок учится записывать свои впечатления, суммировать их, измерять, составлять графики, читать об опыте других в тех же ситуациях.
Ребенок с радостью и ничего не опасаясь говорит о своих впечатлениях и постепенно начинает осознавать, что его собственный опыт не всегда совпадает с опытом других.
Подталкиваемый собственными настроениями, ребенок расширяет круг своего опыта и в соответствии со всей природой и законами развития и роста переходит от одной стадии развития к другой.

Вместо общепринятого учебного плана активная школа предлагает обновляющуюся в процессе жизни учебную программу, стремясь к тому, чтобы у детей не сложилось впечатление, что обучение может быть на определенных стадиях завершено. Активная школа стремится сохранить личную целостность ребенка. Как только ребенок привыкает разбивать реальность, откладывать жизнь до конца занятий или экзаменов, ему все труднее возвращаться к ощущению целостности и здоровья.

Открытая школа

Обучение языку происходит, в реальной жизни. Первые книжки – это книги картинок, составленные теми, кто начинает учиться, книги, которые отражают их мир и их опыт. Дети диктуют текст учителю или старшим детям и работают карандашами. В нашей библиотеке большая коллекция таких книг: “Мы идем плавать”, “Наша песочница”, “Путешествие вдоль реки”, “Наши животные”, “День рождения Каролины”, “Взрослые” – это целая серия, написанная и иллюстрированная самими детьми.
Старшие дети издают газету “Новости Песталоцци”, взрослые только изредка помогают им, в этой газете сообщается о наиболее интересных (для детей) событиях недели. Эти листки с новостями вывешиваются в библиотеке, которая становится похожей на старинное венское кафе.
Атмосфера в активной школе должна быть такова, что даже самые застенчивые и замкнутые дети становятся доверчивыми; как же иначе, без этого фундаментального доверия дети смогут открыться, выражать свои мысли и чувства.
Когда ребенок пишет свои первые тексты, мы не исправляем ошибки, несмотря на то что взрослые уверены, что ребенок всегда будет писать неправильно, если мы не исправим ошибки с самого начала. При этом они недооценивают человеческий интеллект и постоянное стремление соотносить себя с реальностью: “беглость, легкость прежде точности” – основной принцип при обучении письму. Если ребенок приносит мне свое сочинение, я интересуюсь, не хочет ли он, чтобы я помогла ему исправить ошибки. Если он говорит “нет”, мы оставляем все, как было. Если он говорит “да”, я составляю небольшой список, где правильно написаны все те слова, в которых он допустил ошибки, это дает ему возможность найти все свои ошибки.
Дети делают неожиданно быстрый прогресс в обучении чтению, если они находят тексты, которые действительно интересуют их. Один маленький футбольный болельщик целый год не читал ничего, кроме литературы о футболе, только после этого стал медленно расширять горизонт своего чтения. Но благодаря искреннему, настоящему интересу он научился читать очень хорошо.
Письма – один из самых лучших способов поддержания интереса к чтению и письму. Мы долго искали в Эквадоре группу детей, которая могла бы обмениваться с нами письмами как общими, так и индивидуальными. Но в школах к подобной переписке относились как к пустой трате времени, потому что для учителей все необходимое было заключено в программу; а дома дети не хотели писать, ведь они занимались этим все утро. Поэтому мы стали искать детей уже за границей, чтобы обмениваться не только письмами, но и фотографиями, рисунками их страны, чтобы заодно изучать географию и социальные науки.
В открытых школах во всем мире педагоги сходятся в том, что цель начальной школы и вообще школ – не накопление знаний, а развитие способности проникновения в сущность (инсайта), создание ощущения предвкушения познания, что породит интерес к учению на всю жизнь. Принимая это во внимание, легче смириться с отсутствием предметов школьной программы. Вместо изучения естественных наук, географии, истории, физики, химии, музыки, спорта и искусства мы помогаем детям открывать свои чувства, сердца и умы и шаг за шагом исследовать мир и осваивать его. Чем в большей степени ребенок чувствует уважение к себе, тем бесстрашнее он будет открывать себя, исследовать внутренний и внешний мир. Легко понять, что музыка, искусство и спорт имеют смысл только в том случае, если существует взаимодействие с реальными предметами и ситуациями.
В сконцентрированной вокруг ребенка атмосфере активной школы, которая богато оснащена стимулирующими материалами, во всех ситуациях проявляется одна и та же последовательность. Взявшись за любой материал, дети проводят невыносимо долгое для нас время, экспериментируя, “знакомясь с ним”. Когда мы построили маленькую лабораторию, дети находили все новые способы смешивать жидкости в пробирках; они встряхивали их, нагревали, фильтровали, демонстрировали друг другу свои эксперименты и рассказывали о них. Очень редко кто-нибудь подходил к нам, чтобы показать свою работу; в общем, их радость от экспериментов и сосредоточенность были такими, что весь окружающий мир был абсолютно забыт.
Только после нескольких недель такой неорганизованной деятельности – для которой мы продолжали обеспечивать материалы – наступило подходящее время для советов. Как только голод по свободной деятельности был удовлетворен, их движения стали более спокойными, а выражение лиц более задумчивым, появилась возможность направлять их при помощи вопросов и советов на новые пути. На этой второй стадии они обращались к нам намного чаще, показывали результаты, просили совета, проявляли желание обсуждать и записывать результаты. Позже их интерес настолько усилился, что они могли не прерывать рассуждения конкретной деятельностью и получать новую информацию из книг.

На вопрос: “Смогут ли дети из активной школы приспособиться к окружающему миру?” – нет однозначного ответа. Насколько мы знаем, они в любом случае смогут справиться с трудной ситуацией и перенести стресс лучше, чем люди, выросшие с неудовлетворенными потребностями, чья аккумулированная боль неожиданно ломает все преграды, когда ситуация становится сложной. Мы считаем, что “активные дети” менее подвержены опасности привыкания к наркотикам с целью облегчения своей жизни. Они, конечно же, лучше приспособлены к установлению и поддержанию удовлетворительных человеческих контактов, поскольку их первые ощущения в процессе обучения не смешаны с болью и напряжением. Они продолжают стремиться к учению и узнаванию и после того, как заканчивается формальный процесс обучения. Но вместе с тем мы предвидим и определенные трудности, поскольку дети, которые привыкли жить свободно, будут инстинктивно избегать того, что угрожает их образу жизни, и, если это будет необходимо, будут бороться, чтобы защищать свою личную целостность. Они будут критически относиться к обещаниям и пропаганде и, возможно, будут готовы отказаться от привилегий и комфорта, если цена будет слишком высока. Они будут настаивать на уважении как себя, так и других и не смирятся ни с каким другим отношением.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru