Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Царицынская арифметика

Эта школа, как и все другие, не может решить свои проблемы сама. Но здесь знают, как запустить механизм попечительской поддержки.
И вот что из этого получается

ДИРЕКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА “ЦАРИЦЫНО” ЕФИМ РАЧЕВСКИЙОбразовательный центр «Царицыно». Два школьных здания на окраине Москвы. Директор ожидает меня в первом из них.
Во внутреннем дворе журчит фонтан. Сад камней. «Альпийская деревня» – крошечные домики, увитые цветами, среди гранитных скал. Чистота идеальная. Пристройки к школьному зданию – картинная галерея и оранжерея. Теннисные корты. Очевидно, что во все это вложено много любви, заботы, да и денег, конечно.

– Скажите, это муниципальная школа? Районная, общеобразовательная? – сразу спрашиваю я директора Ефима Лазаревича Рачевского.

– Да, районная, муниципальная, общеобразовательная.

– Она так не выглядит.

– Но, может быть, она так должна выглядеть – районная общеобразовательная школа?

– И что, всех детей берете?
– Как везде: в первый класс всех, а потом всех прописанных в микрорайоне плюс всех желающих по результатам тестирования. В итоге – 4 первых класса и 10 выпускных.

– Скажите, из каких источников складывается финансирование этой школы?

– Из трех основных – бюджетного финансирования, тех средств, которые мы получаем за дополнительные образовательные услуги, и тех, которые получает попечительский совет, – благотворительных пожертвований, стипендий и грантов.

– Вероятно, это и есть основной источник благополучия?

2-1.ht3.jpg (5420 bytes)– Нет, наоборот, меньшая его часть. Большинство наших благотворителей – далеко не состоятельные люди. Есть, вернее, были крупные пожертвования, но чего ожидать в дальнейшем, трудно сказать. Теперь благотворительность невыгодна. Вот приведу пример старого кодекса, который действовал до 2001 года. В соответствии с ним физическое лицо – я имею в виду цивилизованного человека, который представляет декларацию, где сумма доходов превышает минимальную облагаемую сумму, надо было с нее налоги платить, – имело право эти налоги заплатить не в бюджет государства, а конкретной школе или больнице. И мы это использовали. С 2001 года у всех единый подоходный налог – 13%. Значит, уже нет превышения, нет прогрессивного налога, и невыгодно отдавать ни в школу, ни в больницу, ни в детский дом. Предприятия имеют право 3–5% от прибыли отдать – ну, допустим, школе. Но это же от прибыли, а не от налогооблагаемой базы. Значит, наше законодательство так построено, что благотворительность в принципе невыгодна. И мотивация у людей совершенно иная может быть. Какая? Мотивация первая: если я делаю хорошо группе детей в школе, я делаю хорошо своему ребенку. Мотивация вторая: растущее гражданское самосознание. Пусть вас не пугают эти громкие слова, такие люди действительно появляются. У меня есть несколько человек, которые в конце отчетного периода звонят и говорят: у меня появились деньги, давайте я их перечислю. Вот мы купили на днях микроавтобус. И, наконец, третья категория – те, кому выгодно засветиться, что они активно участвуют в социальных программах, – кандидаты в депутаты, допустим. Некоторые просто чувствуют потребность в пожертвовании. Я всегда доказываю: если вы готовы покупать свечку в церкви – хорошо. Но если вы жертвуете деньги школе, больнице – и эту жертву Господь принимает.

– Расскажите, как вам видится идеальная модель попечительства? Вы, наверное, размышляли на эту тему?

– Размышлял? Да я просто знаю ответ на этот вопрос. Необходимо изменение законодательной базы для того, чтобы попечительство стало выгодным. Причем нужна такая модель законодательной базы, при которой нельзя было бы заниматься отмыванием денег. Потому что многочисленные фонды прошлого (сейчас их, к счастью, мало осталось) именно этим и занимались. Не только у нас, но и на Западе тоже. Другой момент – финансовые потоки должны быть абсолютно прозрачны. Если вы обратили внимание, у нас висит стенд попечительского совета, так вот каждая копейка проходит через этот стенд. Страна должна знать своих героев и своих получателей. Попечительство должно быть выгодным и почетным.

– А как этого можно достичь законодательным путем?

– Во-первых, должен заработать закон о благотворительности, который надо напрямую связать с существующими налоговыми и бюджетными кодексами. Пока они не связаны никак абсолютно. И второй момент: ни для кого не секрет, что значительная, подавляющая часть тех ресурсов, тех финансовых потоков, которые есть в государстве, – теневые. Для того чтобы работала идеальная модель, должна быть полная прозрачность всех финансовых потоков. Пока каждый из нас себя не осознает как налогоплательщик, ничего не получится.

– А как вам кажется, злоупотребления, связанные с фондами, они устранимы? То есть фонды изжили себя?

– Нет, я считаю, что эта форма не архаичная, она перспективная, но сильно изменилось за последние десять лет восприятие слова «фонд». Любого бухгалтера от слова «фонд» передергивает. Помните все эти публикации, связанные со спортивными фондами, и т.д. Эти люди просто занимались отмыванием средств. Вот и слово «фонд» теперь уже настораживающе звучит. Так что мы от этой идеи пока отказались. И вообще вам крамольную мысль выскажу – я совершенно перестал интересоваться политическими новостями. Что там у них происходит?.. У меня вот есть доверенное мне государством, муниципальными властями, родителями конкретное образовательное учреждение. Нас устраивает такая форма – попечительский совет как автономная экономическая организация.

– Как вам кажется, финансовые потоки, образующие бюджет школы, которые вы перечислили, должны быть равноценными?

– Ни в коем случае. Объясню, почему. Если школа государственная или муниципальная и учредителем ее является муниципалитет или государство – оно должно взять на себя всю полноту ответственности за финансирование. Но государство, выступая заказчиком образования, не оплачивает свой заказ в должной мере. Социальный заказ, заказ родителей, сильно отличается от государственного, поэтому родители готовы компенсировать то, что не доплачивает государство. Где и при каких условиях они готовы это делать? Там и в тех условиях, где они видят в исполнителе некий гарант качества. Если бы мои учителя плохо учили и у меня были бы дурные туалеты, то никто бы не стал заниматься попечительством. Хотя бывают и другие ситуации. В сельской местности, например, в одной школе, где я был, есть неформальный попечительский совет, решающий множество проблем. Течет крыша, например. И там мотив другой – люди объединились вокруг школьной беды. Это свойственно людям – объединяться вокруг беды. У них нет выбора, и они поддерживают конкретно эту школу – кто гвоздями, кто молоком, кто мясом, кто книжками. Здесь же ситуация иная, здесь люди объединяются не вокруг беды, а вокруг проблемы. Они прекрасно понимают, что успешная социализация их ребенка связана напрямую с тем уровнем образования, который он получит. И в это они готовы вкладывать средства.

– И школьная программа пусть факультативно, но меняется в связи с этими дополнительными средствами?

– Конечно. Приведу пример того, что нам позволяют дополнительные ресурсы. Мы переезжаем в новое здание, там у детей свободный доступ в Интернет. Не за счет государства, а за счет попечительского совета. Значит, у детей появляются дополнительные информационные источники, дополнительные образовательные возможности. Или вот наш попечительский совет финансирует команду регби. Форму покупает, поездки оплачивает.

– А если ситуация такая: ваш попечительский совет выдал вам деньги на команду регби, а вам срочно нужно сделать ремонт в каком-то классе? Вы можете по своему усмотрению потратить деньги попечителей там, где они, на ваш взгляд, в данный момент нужнее?

– Это сущностный вопрос. Не могу. Потому что есть целевое финансирование, и если попечитель в «платежке» пишет, что перечисляет деньги на библиотеку – 78 тысяч, значит, я деньги могу израсходовать только на библиотеку. Но если мы где-то другие деньги на библиотеку нашли, я пишу письмо с просьбой: не возражаете ли вы, чтобы мы эти деньги потратили, допустим, на приобретение мебели или поездку детей в Чувашию, например. А еще есть пожертвования, где не указано «целевые». И тогда мы на совете попечителей решаем, как нам потратить наиболее разумно эти деньги.

– А есть ли какой-то свободный ресурс, которым вы можете распорядиться по своему усмотрению?

– Очень небольшой, и мы за него отчитываемся перед попечителями. Формируем смету. В случае непредвиденных обстоятельств – а куда от них денешься? – мы предпринимаем ряд конкретных действий, пишем письма, чтобы на то-то и то-то выделили деньги.

– А те деньги, которые вы получаете за предоставление дополнительных образовательных услуг, идут в основном на оплату труда учителей?

– Процентов восемьдесят.

– И текучесть кадров, наверное, у вас небольшая в связи с этим?

– Ее практически нет. У нас 270 предметных педагогов, среди них свыше ста моложе 35 лет. Но оплата труда не единственный фактор.

– Допустим, у вас в школе учится ребенок, родители которого не могут позволить себе оплачивать дополнительные образовательные услуги…

– Дополнительные образовательные услуги мы не оказываем всем поголовно. Только тем, кто хочет учить второй иностранный язык, например, или изучать искусство, или нетрадиционную математику. И если есть способный ребенок, который хочет заниматься, но не может из-за отсутствия денег, то тут и выступает попечительский совет, который выплачивает за него индивидуально из своих средств 50, 80 или все 100%. Например, у нас есть в центре образования художественная школа с 6 по 11 класс, эти дети посещают летний лагерь, где они занимаются искусством. Есть группа детей, родители которых не в состоянии за это платить. И попечительский совет проплачивает пребывание этих детей в лагере.

– Ваша школа является юридическим лицом?

– Разумеется. Это необходимое условие для ведения хозяйственной деятельности.

– А вы не чувствовали никакого противодействия со стороны чиновников муниципалитета, добиваясь такого статуса?

– Нет, не чувствовал. Им это тоже гораздо выгоднее и удобнее. Те, кто говорит, что это невозможно, просто не хотят получить такой статус. Есть единственный негативный момент: когда вдруг выделяются дополнительные деньги на образование из городского бюджета, мы из них ничего не получаем, считается, что мы и так богатые. Между тем мы не богатые. Просто считаем каждую копейку и стараемся ее наиболее рационально использовать.

Беседовала Светлана КОЗИНА
Фото Е.КРЫЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru