Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Евгения БАСОВСКАЯ

Вступительный экзамен с высоты птичьего полета, или Шпаргалка для репетитора

Вступительные экзамены по русскому языку и литературе в московские вузы. /Составитель А.П.Грачев. – М: Школьная Пресса, 2001

Выбор вуза, куда собираешься поступать, – это еще и выбор набора вступительных испытаний. Правда, экзамен по русскому языку сдавать придется в любом случае, даже если ты намерен посвятить жизнь математике или биологии. В прежние времена всех абитуриентов ждал один вид экзамена – сочинение. Несмотря на очевидную противоестественность ситуации, будущих врачей, инженеров и экономистов заставляли писать нечто суррогатно-литературоведческое. Вступительное сочинение вызывало у большинства поступающих в вузы лютую ненависть, но все: и дети, и родители, и школьные учителя, и частные репетиторы – знали, что и как требуется написать. Подготовка к экзамену шла четко, как работа хорошо налаженного механизма. Около десяти лет назад машина дала сбой. Вузы стали один за другим отказываться от сочинения и искать новые формы вступительного испытания по русскому языку, в большей мере соответствующие специфике каждого конкретного учебного заведения. В справочниках для абитуриентов замелькали, сменяя друг друга, слова “диктант”, “тест”, “изложение”. Пошла кругом голова у учителей, репетиторы заметались в поисках необходимых тренировочных материалов. Понятно, что каждый вуз выпускает собственные пособия для абитуриентов, но эта система удобна лишь для тех, кто твердо знает, куда будет поступать, и ни за какие блага мира не откажется от поставленной цели. Если же одиннадцатиклассник все еще пребывает в раздумьях или оставляет на крайний случай несколько запасных вариантов, ему придется накупить несколько килограммов разнообразной справочной литературы. Чтобы избавить поступающих от столь непродуктивной траты средств, в 2000 г. издательством “Школьная пресса” подготовлено специальное издание – “Вступительные экзамены по русскому языку и литературе в московские вузы”.
В книге представлены 20 вузов, в том числе филологический факультет МГУ, Московский государственный лингвистический университет, Московский педагогический государственный университет, Государственный университет управления, Финансовая академия при Правительстве РФ, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. Среди видов вступительных испытаний – диктант, изложение, тест, сочинение, устный экзамен по русскому языку и литературе и, наконец, оригинальная форма – “сочинение по незнакомому произведению”, практикуемая в Тамбовском университете.
Пособие наглядно демонстрирует неодинаковый уровень требований к языковой подготовке абитуриентов, существующий в вузах Москвы. Различается все: степень сложности используемых на экзамене текстов, система и критерии оценки работ. Так, во вступительной заметке Н.И.Гетьманенко “Диктант как форма вступительного экзамена” говорится, что оптимальный объем текста – 180–190 слов, при проверке используется пятибалльная система оценки. Однако вузы приводят в качестве примера тексты размером в 200–290 слов; разнообразны и системы оценки: в Московском государственном лингвистическом университете – шестибалльная, в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики – пятнадцатибалльная.
Определенное единство наблюдается только в выборе текстов, на основании которых составляются диктанты. Как и в предшествующую эпоху, это в основном пейзажные или биографические зарисовки, нередко весьма среднего качества. Несомненно, в состоянии экзаменационного стресса абитуриенты не способны оценить стилистические достоинства текста и нередко имеют смутное понятие о его содержании. Это, кстати, снижает уровень грамотности: юношам и девушкам кажется, что существо высказывания не имеет никакого значения, когда надо думать об орфографии и пунктуации, в то время как многие написания и большая часть знаков препинания непосредственно зависят от смысла. Живой, небанальный, яркий текст даже в качестве диктанта воспринимается лучше, чем серый и безличный. Но пока на вступительных экзаменах диктанты “нового типа” встречаются нечасто.
Приятно, что тексты, подобранные для изложения, в основном не страдают названными недостатками. Это отрывки из по-настоящему хорошей прозы, например, из книг И.А.Бунина и К.Г.Паустовского или из актуальной публицистики. Нет принципиальных расхождений в подходах к оценке изложения: представители различных вузов указывают, что работа должна не только быть грамотной, но и не содержать фактических, логических, грамматических, стилистических ошибок.
Наибольший простор для творчества предоставляет каждому вузу модный жанр теста. Преподаватели Финансовой академии представили в пособии образцы комплексных тестов (связный текст с пропусками) и отдельных тестовых заданий по орфографии и пунктуации, подчеркнув при этом, что предметная комиссия вуза склоняется к последнему варианту: “Возможность реального контроля орфографии и пунктуации, несмотря на более объемный характер контролирующих материалов, снимает ряд ограничений в подборе слов, конструкций, делает менее трудоемким процесс составления банка экзаменационных вариантов” (с. 36).
В материалах Московского государственного технологического университета “Станкин”, напротив, подчеркивается принципиальная значимость того, что тесты представляют собой тексты научного и научно-популярного характера, понятные и интересные абитуриентам данного вуза. Вступительный экзамен по русскому языку становится, таким образом, первой ступенью в изучении основ современной русской научной речи.
Существенно различаются тесты, предлагаемые абитуриентам негуманитарных и гуманитарных вузов. Последние требуют не только умения писать без ошибок, но и знания основ фонетики, словообразования, лексики, грамматики, стилистики. Вступительное сочинение сохраняется не только на филологических факультетах университетов, но и в некоторых других вузах: Московском архитектурном институте, Московском государственном авиационном институте, Московском техническом университете связи и информатики, Московском государственном техническом университете. По мнению преподавателей, именно традиционное литературоведческое сочинение позволяет отобрать “культурно вменяемых абитуриентов” (с. 52). Некоторые вузы дают поступающим возможность выбрать не только филологическую, но и так называемую свободную тему. Особенность филологических факультетов состоит в том, что они проводят наряду с письменными устные экзамены по русскому языку и литературе. Та часть пособия, которая подготовлена специалистами филфака МГУ, отличается необычайной основательностью и информативностью. Здесь приведены образцы фонетического, словообразовательного, морфологического, синтаксического разбора и даже дана таблица, в которой представлены типы придаточных сложноподчиненного предложения. Несколько менее подробно охарактеризован устный экзамен по литературе, но даже беглый перечень возможных вопросов дает представление о высокой степени его сложности и необходимости специальной подготовки.
В целом пособие “Вступительные экзамены по русскому языку и литературе в московские вузы” может оказаться полезным и ученику, и учителю. И если для старшеклассника это в первую очередь справочник, то для специалиста-филолога – ценный источник новых примеров, заданий, повод скорректировать подход к преподаванию филологических дисциплин с учетом современных столичных вузовских требований.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru