Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Елена ИВАНИЦКАЯ

По пять рублей! И сегодня!

Взносы на нужды школы – тема болезненная и для родителей, и для учителей. По скольку собирать? Где хранить? Кто за них будет отвечать?..

Известно, что скорость эскадры определяется самым тихоходным кораблем, прочность цепи – самым слабым звеном. Это обыкновенный, привычный житейский факт, подтверждаемый и повседневным опытом, и логическими рассуждениями. Такова жизнь. И никому не приходит в голову обижаться и возмущаться, что дело обстоит именно так. Но вот ведь беда: порядочность, благоразумие, честность и ответственность группы людей определяется по тому же принципу, устанавливается на уровне самого безответственного, непорядочного и нечистого на руку сутяги-скандалиста. А это уже обидно и досадно, если касается непосредственно нас с вами. А нас с вами это постоянно касается, потому что мы волей-неволей оказываемся членами множества формальных и неформальных групп.
Я долго не решалась подойти к теме, потому что она очень уж болезненная и деликатная. Недавно в Москве прошла международная конференция «Государственно-общественное управление школами. Состояние и перспективы». На специальном заседании «Родитель и учитель в системе управления школой» все выступления участников отличались повышенной эмоциональностью. Прорывались чувства обиды, досады, недоверия и разочарования. Вспыхивали споры и даже звучали взаимные обвинения. Вы уже, конечно, догадались, какая проблема спровоцировала всплеск эмоций. Да, вопрос о том, в каком количестве, в какой форме и на какие цели собирать взносы с родителей, взволновал всех.
...Школа в небольшом областном городе активно привлекает родителей к участию в учебно-воспитательном процессе. При совете школы создана комиссия по поддержанию порядка, возглавляемая социальным педагогом. И учебная комиссия есть под командованием заместителя директора по учебной работе. А при библиотеке работает комиссия по созданию учебного фонда. Библиотекарь делегирован создавать этот фонд по общему согласию учителей и родителей. На нужды фонда с родителей каждого ученика решено собирать по 5 рублей в месяц. «Да, по пять рублей, сами же решили! – с обидой говорила завуч. – Знаете, сколько раз уже по поводу этих пяти рублей родители писали в прокуратуру и скандалили... Собрать деньги вовремя невозможно. Нет, родители – такой тяжелый народ, с ними нельзя иметь дело!»
Оказалось, впрочем, что пишут в прокуратуру, задерживают взносы и приходят объясняться на повышенных тонах только двое: отец одного ученика и мать другого. Но выводы о крайне тяжелом родительском контингенте распространяются на всех. Нам, родителям, это обидно, но вспомним о самом тихоходном корабле, определяющем скорость всей эскадры...
...«Деньги родителям доверять нельзя!» – эмоционально заметила учительница из Северного Казахстана. «А у нас, наоборот, ответственным за все взносы выбран отец ученика», – удивленно возразила учительница из Тверской области. Вдруг зашумели все разом: дружный учительский хор поддержал казахстанского педагога и страстно предостерег тверского: «Нельзя этого делать! Вы всех денег лишитесь! Родители легкомысленные, безответственные!»
Печальные примеры сыпались как из рога изобилия. Отец одного ученика пропил все собранные и доверенные ему деньги, мать другого ученика попросту их потеряла. Еще один отец пустил весьма значительную сумму в оборот и вернул только тогда, когда «прокрутил» ее несколько раз. Еще одной матери доверили большие деньги, собранные всей школой на выпускной вечер. Они оказались ей очень кстати: она как раз навсегда уезжала из Казахстана в Россию. Ни ее, ни денег больше никто не видел.
Страшные истории следовали одна за одной. «Нет и нет! Только в школе, в сейфе или еще лучше – на счете в сбербанке деньги надо держать! Родителям верить нельзя!»
От таких обвинений хочется поскорее защититься. А так как нападение – лучший способ защиты, то родители тут же заговорили о школьных поборах, и диалог потонул в волнах взаимного раздражения.
Конечно, нам с вами, разумным и ответственным родителям, крайне неприятно попадать под подозрение из-за кого-то, кого мы не знаем и знать не хотим. Но факт остается фактом, такие бывают, они-то и есть самое слабое звено родительской цепочки. Мудрость в том, чтобы учитывать это, не обижаться и вместе с учителями, в процессе диалога, установить разумные, необременительные суммы взносов и выработать ни для кого не оскорбительные формы контроля за ними.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"