Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ

Игорь КИМ

Доброжелательность, а не жалость.
Терпение, а не снисходительность

Таким принципом руководствуются преподаватели единственного в России института искусств для юношей и девушек с серьезными проблемами здоровья

В коридорах этого института ничто на первый взгляд не говорит о его исключительности – вот компания студентов обсуждает занимательную и, судя по веселым репликам, явно не учебную тему, другая группа ребят деловито затаскивает в аудиторию какой-то странный набор предметов... Но первое впечатление обманчиво. Вывеска у входа единственного в России института гласит: “Государственный специализированный институт искусств”. Все его студенты – инвалиды, обучаться в обычном режиме они не могут.

Принято считать, что конец 80-х – начало 90-х годов стали тем временным Рубиконом, преодолеть который российская система образования сумела ценой больших и порой невосполнимых потерь. Что ж, возможно, это справедливо.
В 1991 году в стенах Всесоюзного центра реабилитации инвалидов возникла идея, наверняка показавшаяся кому-то не совсем своевременной, – дать возможность одаренным выпускникам специнтернатов с серьезными заболеваниями или увечьями профессионально заняться творчеством.
В нашем обществе до сих пор почему-то существует неосознанно-циничный подход к проблеме интеграции инвалидов. Перефразируя персонаж популярного фильма, его можно выразить формулой: “Хорошее пособие, хорошие льготы – что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость?” А если вы еще молоды и полны надежд и дни напролет проводите за мольбертом или фортепиано, что тогда? Увы, как показывает горькая практика, даже полное среднее образование для юноши или девушки с серьезными проблемами здоровья чаще всего остается недостижимой мечтой.
Так что организация курса для слабослышащих актеров при легендарном Щукинском театральном вузе в 91-м году – более чем смелый эксперимент. Однако именно этот курс превратился впоследствии в отдельный институт, где ребят-инвалидов учат быть актерами, музыкантами и художниками.

60 выпускников за десять лет – много это или мало?

Театральный факультет. Актерские этюды. “Мост” – два стола, соединенных узкой доской, лежат на боку. К “мосту” подходит девушка. Хрупкость и уязвимость конструкции заставляют ее замереть в нерешительности: стоит ли идти дальше, настолько ли важна цель, чтобы рискнуть? Шаг вперед, пауза, еще шаг. Последний оценивающий взгляд, девушка разворачивается и медленно начинает уходить. Вдруг останавливается, возвращается к “мосту”, решительно вступает на него...
Конечно, обучение здесь имеет свои специфические нюансы, это неизбежно: ни один нормальный вуз не может позволить себе такой тщательной, кропотливой работы с каждым юным дарованием. Вместо сплошного учебного потока – индивидуальные занятия, вместо расписания для курсов и групп – персональные часы для студентов.
Только увидев все это собственными глазами, понимаешь, почему за 10 лет существования института из его стен вышли только 60 выпускников. Хотя почему “только”? Кто сказал, что шестьдесят смельчаков, победивших, казалось бы, предопределенную с рождения судьбу, это мало? Да и есть ли она, эта злая судьба? Не принимаем ли мы за нее слепой случай, а порой и равнодушие окружающих?
В искусстве, как, пожалуй, нигде больше, признание определяется лишь силой собственного дара, и показательно, что практически все бывшие студенты специализированного института искусств сегодня востребованы на сцене, в концертных залах, художественных мастерских. Вокалистка Наташа Чернявская за пару месяцев дала почти двадцать концертов в столичных залах. Годом раньше она и двое других ребят покорили публику на традиционном чешском фестивале для слабовидящих и слепых музыкантов. Олег Осколков поет в одном из самых именитых российских хоров. “Потрясающий бас”, – отзывается о нем декан музыкального факультета Наталья Диденко. Два выпуска абсолютно глухих актеров пополнили труппы Театра мимики и жеста, театров пантомимы.
Да, они никогда не смогут услышать столь дорогие каждому артисту аплодисменты признательной публики, но главная награда – сцена, откуда они говорят со зрителем, принадлежит им по праву.

Бесконечные гаммы, вверх-вниз...

...Доска объявлений. К ней пришпилена свежая газетная вырезка – статья, посвященная памяти Алексея Маресьева, настоящего человека, совершившего невозможное, не смирившегося с обстоятельствами и не променявшего кабину истребителя на рычаги инвалидной коляски...
Асю Арсеньеву за рубежом наверняка бы назвали “селф-мейд-мен” – “человек, который сделал себя сам”. Школа, оконченная с золотой медалью, первые занятия музыкой, поступление в институт, совсем скоро – диплом о высшем музыкальном образовании. Обычное начало карьеры умной и целеустремленной девушки. Обычное, если бы не одно “но”. Ася с рождения лишена обеих ног.
“Я долблю бесконечные гаммы, вверх-вниз...” – строки одного из стихотворений Аси. Мне за этой строкой видится многое: упрямые попытки укротить педали фортепиано непослушными протезами, бесконечные повторы осточертевших этюдов и пьес, отчаяние, наконец, очередная маленькая победа, и все начинается сначала. Ведь это уже не школа, это иной уровень мастерства, и требования к исполнителю высоки. Преподаватель Юлия Антонова рассказала, как они с Асей на первых порах придумывали специальные поролоновые подушечки для педалей, позволявшие быстрее почувствовать, обуздать инструмент.
Ася говорит, что ее любимые композиторы – Лист и Рахманинов, в первом ее привлекает “энергия жизни”, во втором – “глубина и духовная сила”. Конечно, девушке трудно тягаться с блистательными виртуозами, но Ася Арсеньева – первая в России профессиональная пианистка, сумевшая сломать непреодолимый барьер. Окончив институт, Ася собирается преподавать музыку тем, кто нуждается в понимании и поддержке. Мне почему-то кажется, что Ася обязательно добьется своей цели...
Актерские этюды. “На даче”. Появляется девушка с саженцем и лопатой. Выбирает место и начинает копать лунку. Вдруг удар металла о металл. Девушка находит жестяную коробку. Удивление сменяется надеждой. Она вскрывает коробку, но... внутри какой-то хлам. Разочарованная, девушка отбрасывает коробку и продолжает свою работу... “Здесь не так надо, – прерывает сцену экзаменатор, – держи паузу дольше, больше эмоций!” Закончив этюд, девушка садится, едва сдерживая слезы. “Ну что ты, что ты, – успокаивает ее преподаватель, – просто учти на будущее...”
“Доброжелательность, а не жалость, терпение, а не снисходительность” – таким негласным принципом руководствуются все преподаватели института. Они считают своих воспитанников обычными студентами – иногда достойными восхищения, иногда требующими дополнительного внимания – и не опускаются до благотворительности. Безалаберный получит разнос за пропуск занятия без уважительной причины, а неудачная игра будущего актера безжалостно раскритикуется, потому что главная задача педагога – не “пристроить инвалидов”, а вырастить настоящих профессионалов, мастеров своего дела. Впрочем, одно отличие от обычных вузов все-таки есть: отношения педагог – ученик здесь доверительнее.

Такой вот бартер

Проректор института Наталья Филатова на стандартный вопрос о проблемах вуза не стала жаловаться на обычное для России недостаточное финансирование. Зато не преминула посетовать на наш проклятый дуализм: с одной стороны, ребята-инвалиды не получают нормального школьного образования, не говоря уж о дополнительной творческой подготовке (лишь училище в Курске худо-бедно дает специализированное образование слабовидящим музыкантам!), с другой – потенциальные работодатели и общество в целом весьма недоверчиво встречают выпускников института. Скорее по одежке, нежели по уму...
Небольшую помощь оказывают общества инвалидов, хотя и там встречаются люди, воспринимающие институт как блажь, прихоть. Спонсоры? С прошлогодней практикой художников приключилась такая история: деньги на нее спонсоры дали, но взамен... отобрали картины, написанные студентами во время практики. Вот такой получился бартер, а институт надеялся на подлинное бескорыстное меценатство...
В приемной Государственного специализированного института искусств Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов все время звонит телефон. “Да, для поступления надо представить готовые работы... Да, общежитие есть”.
Лето. Пора вступительных экзаменов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru