Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Набор отверток и благих пожеланий

На вопросы корреспондента “ПС” отвечает декан
факультета психологии им. Выготского, РГГУ,
Владимир Феликсович Спиридонов

– Об НЛП можно рассказать кратко?
– Все, что психологи умеют делать на практике, делится на две большие группы: техники манипулятивные и техники собственно психологические. Манипулятивные техники отличаются от всего остального одним принципиальным качеством – человек не понимает, что вы с ним делаете. Манипуляция устроена так, что вы заставляете человека делать нечто, что потом будет-де ему полезно. И это есть обман чужого сознания.
Сегодня в связи с резкими изменениями жизни в стране манипуляция страшно востребована и используется где только можно, от политических технологий до вербовки народа в секты. И НЛП в этом отношении занимает свою устойчивую нишу. И проблема не в том, чтобы обругать НЛП, это уже неоднократно делалось, а научить публику видеть, когда ею манипулируют. Причем публику разного возраста, в этом отношении дети в школе рискуют меньше, чем студенты в вузе или мы с вами на улице…
– Мне доводилось слышать про вполне удачное использование НЛП психотерапевтами…
– Безусловно. Техника сама по себе штука достаточно нейтральная. Как оружие: стрелять можно и в эту сторону, и в другую. Но техники такого рода несут в себе коренной изъян: если руки нечистые, результат всегда будет грустный.
– Соответственно предложение А.Плигина обучить техникам НЛП учителей…
– Смотрите. Ситуация здесь на самом деле довольно сложная. В школах ведь действительно плохо, причем плохо и детям, и учителям.
Про невротизацию школьную по-моему все, что можно, написано. Невротизация подростков еще и нарастает. Психологическое состояние учителей не лучше. И молодых мало, и перспективы отсутствуют. Поэтому показать, что все плохо, очень несложно. И реально что-то такое хочется предложить, чтобы им было полегче. Хочется дать какие-то средства, которые позволят хоть как-то себе помогать. В случае работы с учителями действительно дать манипулятивные техники – это самое простое. Вроде как раз, два, три – и что-то такое там начинает работать.
Но на самом деле манипулятивные техники проблемы не снимают.
– Более подробно о собственно методах и техниках…
– Существует некоторый набор техник, где более простых, где более сложных. В качестве каких-то простых приемов людей учат фиксировать свои состояния. Скажем, вы сталкиваетесь с какой-то проблемной ситуацией: не можете нормально поговорить с начальником. Боитесь. Вам предлагают в обычной ситуации разными способами войти в состояние «спокойного успеха» и зафиксировать это состояние, «поставить на якорь». И после этого вы вроде получаете в сложной ситуации возможность вернуть себя в это состояние, дернув за якорь.
Это может быть жест, слово, какой-то специфический знак, который является символом целого состояния, вызывает его к жизни. Если вы в результате некоторой подготовки сможете внятно поговорить с начальником – это чудесно. Но нужно понимать, что причина страха, который возникает в такой ситуации, никуда не делась. Вот в чем отличие манипулятивной техники: реальные причины остаются нетронутыми. Я не берусь утверждать, что реальные причины можно во всех случаях искоренить, преодолеть, отнюдь.
Есть и более сложные вещи.
У нас с вами есть несколько систем восприятия.
– Аудиальная, визуальная?..
– Да. Но в отличие от того, что говорят в НЛП, у нас их значительно больше двадцати. И есть люди, которые имеют большую склонность к информации в том или ином виде. И этим, безусловно, можно пользоваться, и этим пользуются. Существует много техник неконтролируемой подачи информации. Чуть более быстрой, чем вы успеваете осознавать. Ну вот вроде 25-го кадра. Это не имеет отношения к НЛП, но по аналогии механизмы примерно такие же. В рекламе это частенько используется, в политических целях.
И еще один момент с точки зрения научной обоснованности. Она подразумевает возможность объяснения того, что происходит. Те же психоаналитики вслух говорят, что многое из того, что они обсуждают, имеет гипотетический характер. И что, собственно, относиться к этому надо как к недоказанному. Для НЛП-стов все прямо наоборот: они излагают набор жестких истин.
И есть еще один характерный момент. В НЛП среди людей, которые всерьез пользуются этим набором техник, не так много психологов. Реальных, серьезных, с образованием. Это очень показательно. Потому что нормальное образование, пусть даже и не в самом лучшем вузе, все-таки показывает сложность психики и невозможность простыми отвертками все починить.
– А как получилось, что у истоков НЛП стояли вполне квалифицированные профессионалы? Милтон Эриксон, например?
– Милтон Эриксон, по всей видимости, был просто блестящим психотерапевтом. И у него скопировали приемы. В свое время другой великий психотерапевт, Карл Роджерс, приезжал к нам. При этом тоже все смогли повторить только приемчики, а вот основное – оно не транслируется, оно связано с его фактурой, с тем, каков он. По описаниям того, что Эриксон делал на семинарах, там проходило значительно большее, чем просто набор приемов.
Это было достаточно давно, и с тех пор много чего происходило. Многие люди обогащали этот набор техник, в разных ситуациях применяли. Но существует ведь в самой культуре огромное количество самых разных техник воздействия на человека, достаточно эффективных: наорать на кого-то. Здесь нет никакой психологии. Но по большому счету многое на уровне здравого смысла соответствует психологическим практикам. Рекламные воззвания от НЛП, приглашения на тренинг и так далее – там куча благих пожеланий, много благих советов, часто весьма разумных, но не имеющих отношения к НЛП. То есть если вы собираетесь провести анализ планирования какой-то процедуры, скажем собственной карьеры, вам нужно выписать абсолютно все цели, которые у вас есть. Это правда, но НЛП тут ни при чем.
– Так в чем же секрет популярности?
– Страшно востребована всякая манипулятивная работа. Помните Дейла Карнеги? Это одного поля ягоды. А потом, это ведь совершенно не затрагивает никаких собственных душевных струн. Набор отверток. Если отвертки перестают подходить к винтикам-болтикам, их выкидывают. Ровно то же самое здесь.
– Но какая альтернатива была бы для школ?
– Специалисты не спасают. Психологов в школе стало побольше. Но лучше-то не стало, хотя местами там попадаются вполне приличные психологи, к которым у меня нет претензий в плане профессиональной квалификации. Ну, порой им удается спасти нескольких человек. Психологи не очень вписаны в учебный процесс, каким его придумал Ян Амос Коменский.
– Поэтому решения этих проблем просто не лежат в этой плоскости…
– Да. Психолог может утешать в каких-то проблемных ситуациях, но это не снимает проблему. Поэтому я боюсь, что школы сегодня находятся в таком положении, что съедят все что угодно, все, что им предложат. Особенно если пообещать, что сейчас приедут и всех всему научат.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru