Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2001

Третья тетрадь. Детный мир

С длинными руками, острыми зубами...

Что нового можно узнать о себе и
своей семье из детских рисунков?

Итак, задание: ребенок должен нарисовать свою семью. Это задание можно дать малышу, например, когда он в очередной раз захочет порисовать. Подскажите ему тему: “Нарисуй всех нас”. При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует семью так, как ее себе представляет.
Предположим, что задание выполнено, перед вами рисунок вашего малыша. Что же на нем можно увидеть?
Особо пристального внимания всегда заслуживает искажение реального состава семьи. За этим может стоять эмоциональный конфликт, душевный дискомфорт, это сигнал о глубоких душевных переживаниях ребенка. Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что “забытый” автору рисунка неприятен или же совсем недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы схематично, очень мелко), это говорит о ревности, конкуренции за тепло и внимание.
Бывает, что, рисуя семью, ребенок вообще не изображает себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы не включает себя в состав семьи. Это может свидетельствовать о некотором эгоизме ребенка, отсутствии у него чувства общности с членами семьи.
Расположение и размеры изображенных фигур указывают на психологические особенности семейных взаимоотношений, как их ощущает ребенок. Например, кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребенка, главенствует в семье; кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении.
Внимательный читатель, наверное, уже уловил принцип интерпретации: ребенок часто самым непосредственным образом переносит на свой рисунок мысли, тревоги, желания, страхи и даже свои суждения о мире и о своем месте в нем. Возможно, он никому не говорит о своих ощущениях, возможно, они даже им самим не очень осознаны, но подсознательно делаются выводы: “я ничего не умею”, “я должен притворяться, чтобы всем нравиться”, – или наоборот: “меня любят”, “если постараться, то все получится”. Эти выводы во многом определят его дальнейшую судьбу и его проблемы в ближайшем будущем.
Мелочей в рисунке нет, все имеет значение, поэтому обратим внимание и на детали.
Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками, а когда отношения плохие, детский рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью.
Ребенок, которого наказывают физически, угнетают нравственно, изображает себя маленьким, а родителей – с оскалом зубов, длинными руками, большими кулаками или, наоборот, без рук, он как бы стремится вытеснить их из своего сознания. Возможно, что родители вовсе не чрезмерно строгие и требовательные. Просто ребенок может быть очень чувствительным, ранимым и любое наказание, в том числе и справедливое, воспринимать как излишне строгое.
Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто бывает связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка – слабовольный ребенок, это говорит о стремлении компенсировать свою слабость.
Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник “забывает” их нарисовать. Если при этом он рисует себя еще и непропорционально маленьким, то скорее всего страдает от ощущения собственного бессилия, незначимости в семье.
Ваш малыш нарисовал себя с очень длинными ногами – это может означать потребность в независимости. Большие, выделенные ноги подразумевают потребность в безопасности. Фигура без ног означает нестабильность, отсутствие ощущения основы, стойкое чувство тревоги.
В рисунке ребенок изображает свой внутренний мир таким, каким он его понимает на данный момент, причем многое из нарисованного он даже не сможет объяснить словами. Это мир его глаз, рук, обоняния и вообще всего его тела. Вот и попробуйте увидеть и понять этот мир.
Ребенку дома хорошо. Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображен изолированно. Линии рисунка равномерные, с нормальным нажимом, рисунок внутри контура не затушеван, не заштрихован.
Ребенок ощущает обстановку дома как враждебную себе. Позы фигур – агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображенных людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые.
Ребенка волнуют происходящие дома конфликты. Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стерты. У некоторых фигур отсутствуют основные части тела. Некоторые члены семьи изображены изолированно от других. Величина отдельных фигур несоразмерна (слишком большие или слишком маленькие). На рисунке преобладают изображения вещей. Некоторые члены семьи отсутствуют. Кто-то из членов семьи изображен стоящим спиной к зрителю.
Ребенку уделяют мало внимания. Автор рисунка изображен непропорционально маленьким, стоящим спиной к зрителю. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Автор изображен неподвижным, в то время как другие члены семьи – в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.
Состояние ребенка тревожное. Рисунок внутри контура заштрихован, затушеван, видны следы стирания. Сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание вещей.

Из книги “Ты меня понимаешь?”
(тесты для детей 5–7 лет с рекомендациями психолога)

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru