Роза Чуракова,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В.Занкова
Когда о годах человека судят
по молодости его Учения
2001 год запомнится «занковцам» – учителям самых
маленьких школьников – как год для них
юбилейный. Их Учителю Леониду Владимировичу
Занкову, благодаря которому они веруют в
безграничные возможности общего развития
каждого ребенка и видят в нем его самого, а не
себя «любимого», исполнилось бы 100 лет.
31 мая – 1 июня педагогическая общественность
России отмечала юбилей – 100-летие со дня рождения
большого Ученого – Педагога, Психолога, Дидакта,
Учителя учителей начальных классов. Участники
научно-практической конференции, посвященной
этой дате, говорили о том, что учение таких людей,
как Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, – это не
только история отечественной педагогической
психологии, но и ее настоящее и будущее.
В наше время, когда мы так много говорим о том, что
каждый человек значим и значителен для общества
в целом, учение Леонида Владимировича – о
становлении человека в условиях школьного
образования – особенно актуально. Все его
педагогическое наследие основано на том, что не
только необходимо, но и возможно «оптимальное
общее развитие каждого ребенка, включая как
сильного, так и слабого». Под последним
понимается прежде всего оптимальное, по
сравнению с традиционной системой обучения,
общее развитие психической деятельности
ребенка, традиционно включающей в себя все три
линии развития психики человека – ум, волю и
чувства. Не отрицается значимость и таких сторон
общего развития, как нравственное и
эстетическое.
Внимание педагогической общественности вновь и
вновь возвращается к этим основным положениям
дидактической системы Л.В.Занкова в связи с тем,
что вся начальная школа с 2001/02 учебного года
переходит на 4-летнее обучение и ждет возвращения
в первые классы шестилетнего ребенка. Вот уж
действительно наступает тот период жизни
начального образования, когда значимость
усвоения детьми знаний, овладения умениями и
навыками, как и в дошкольном образовании,
становится средством для детского развития, а не
самоцелью начального образования, о чем
постоянно говорил Леонид Владимирович.
Учение юбиляра развивают его ученики и
последователи, научные сотрудники Федерального
научно-методического центра им. Л.В.Занкова:
Зверева М.В., Полякова А.В., Нечаева Н.В., Аргинская
И.И., Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П., Ригина Г.С.,
Цирулик Н.А., Чутко Н.Я., которые смогли воплотить
теоретические положения своего учителя в
дидактических основах системы учебников для
4-летней начальной школы, получивших
рекомендацию Министерства образования. Не
случайно ведущий психолог страны Александр
Асмолов отмечает, что в дидактической системе
обучения Л.В.Занкова, так же как и в системе
развивающего обучения Д.Б.Эльконина –
В.В.Давыдова, «преодолен долгие годы
существовавший научно-практический параллелизм:
теория отдельно, технология отдельно».
У учеников Леонида Владимировича есть уже и свои
ученики, и свои последователи, выступающие как
соавторы их учебников или самостоятельно:
Белорусец К.С., Ванцян А.Г., Бененсон Е.П., Итина
Л.С., Ивановская Е.И., Казаков А.Н., Чуракова Н.А.,
Свиридова В.Ю., Проснякова Т.Н., Смирнова Т.В.,
Домбаян Е.И. и др. Мы сознательно называем тех, кто
идет вместе с нами и пойдет дальше нас, так как
уверены, если у системы есть продолжатели,
значит, жить ей долго и счастливо. Пока же она
очень молода: если «Великой Дидактике» Яна
Коменского около 400 лет, то «Новой Дидактике»
Леонида Занкова на порядок меньше – около 40. А
как государственной системе – системе общего
развития и того меньше: всего пять лет. Но каких
лет! За это время каждый третий учитель начальных
классов школ России пришел в нашу систему и:
– поверил в возможности ребенка к постоянному
развитию;
– утвердился в мнении, что «в начальном
образовании нет главных и неглавных предметов и
каждый предмет значим для общего психического
развития ребенка»;
– научился вести обучение на высоком уровне
трудности с соблюдением меры трудности для
каждого ребенка в условиях со-трудничества и
со-творчества;
– убедился в преимуществах развития детей в
условиях безотметочного обучения (нельзя
оценить развитие ребенка отметкой: кто получил
большее развитие – не читающий до школы ребенок,
который к концу учебного года читает со
скоростью 40 слов в минуту, или ребенок, скорость
чтения которого – 60 слов в минуту при начальном
40?).
В нынешнем году, в связи с переходом начальной
школы на 4-летнее обучение, в наших рядах
пополнение: с января по май этого года только на
обучение в заочную школу повышения квалификации
учителей начальных классов по системе
Л.В.Занкова, которую федеральный центр ведет
совместно с газетой «Начальная школа»
(приложение к газете «Первое сентября»),
поступило более 1000 заявлений от учителей. В
основном это учителя сельских школ из отдаленных
регионов России. В свою очередь и региональные
институты повышения квалификации отмечают
повышенный интерес учителей к системам
развивающего обучения. Совместно с авторами
учебников в институтах повышения квалификации
прошла переподготовка учителей к работе по новым
программам в различных городах.
Честно говоря, не знаю, чем закончить эту статью.
Нельзя поставить точку там, где ВСЕ ТОЛЬКО
НАЧИНАЕТСЯ. Дидактическая система Л.В.Занкова,
как показала Всероссийская научно-практическая
конференция, посвященная 100-летию со дня рождения
большого ученого, – это система, которая
опередила свое время. Л.С.Выготский сказал, что
«обучение может идти впереди развития»,
Л.В.Занков показал, как это можно и нужно делать.
Надо этим воспользоваться и нам, и будущим
поколениям ученых и учителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|