Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Роза Чуракова,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В.Занкова

Когда о годах человека судят
по молодости его Учения

2001 год запомнится «занковцам» – учителям самых маленьких школьников – как год для них юбилейный. Их Учителю Леониду Владимировичу Занкову, благодаря которому они веруют в безграничные возможности общего развития каждого ребенка и видят в нем его самого, а не себя «любимого», исполнилось бы 100 лет.
31 мая – 1 июня педагогическая общественность России отмечала юбилей – 100-летие со дня рождения большого Ученого – Педагога, Психолога, Дидакта, Учителя учителей начальных классов. Участники научно-практической конференции, посвященной этой дате, говорили о том, что учение таких людей, как Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, – это не только история отечественной педагогической психологии, но и ее настоящее и будущее.
В наше время, когда мы так много говорим о том, что каждый человек значим и значителен для общества в целом, учение Леонида Владимировича – о становлении человека в условиях школьного образования – особенно актуально. Все его педагогическое наследие основано на том, что не только необходимо, но и возможно «оптимальное общее развитие каждого ребенка, включая как сильного, так и слабого». Под последним понимается прежде всего оптимальное, по сравнению с традиционной системой обучения, общее развитие психической деятельности ребенка, традиционно включающей в себя все три линии развития психики человека – ум, волю и чувства. Не отрицается значимость и таких сторон общего развития, как нравственное и эстетическое.
Внимание педагогической общественности вновь и вновь возвращается к этим основным положениям дидактической системы Л.В.Занкова в связи с тем, что вся начальная школа с 2001/02 учебного года переходит на 4-летнее обучение и ждет возвращения в первые классы шестилетнего ребенка. Вот уж действительно наступает тот период жизни начального образования, когда значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками, как и в дошкольном образовании, становится средством для детского развития, а не самоцелью начального образования, о чем постоянно говорил Леонид Владимирович.
Учение юбиляра развивают его ученики и последователи, научные сотрудники Федерального научно-методического центра им. Л.В.Занкова: Зверева М.В., Полякова А.В., Нечаева Н.В., Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П., Ригина Г.С., Цирулик Н.А., Чутко Н.Я., которые смогли воплотить теоретические положения своего учителя в дидактических основах системы учебников для 4-летней начальной школы, получивших рекомендацию Министерства образования. Не случайно ведущий психолог страны Александр Асмолов отмечает, что в дидактической системе обучения Л.В.Занкова, так же как и в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, «преодолен долгие годы существовавший научно-практический параллелизм: теория отдельно, технология отдельно».
У учеников Леонида Владимировича есть уже и свои ученики, и свои последователи, выступающие как соавторы их учебников или самостоятельно: Белорусец К.С., Ванцян А.Г., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Казаков А.Н., Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю., Проснякова Т.Н., Смирнова Т.В., Домбаян Е.И. и др. Мы сознательно называем тех, кто идет вместе с нами и пойдет дальше нас, так как уверены, если у системы есть продолжатели, значит, жить ей долго и счастливо. Пока же она очень молода: если «Великой Дидактике» Яна Коменского около 400 лет, то «Новой Дидактике» Леонида Занкова на порядок меньше – около 40. А как государственной системе – системе общего развития и того меньше: всего пять лет. Но каких лет! За это время каждый третий учитель начальных классов школ России пришел в нашу систему и:
– поверил в возможности ребенка к постоянному развитию;
– утвердился в мнении, что «в начальном образовании нет главных и неглавных предметов и каждый предмет значим для общего психического развития ребенка»;
– научился вести обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности для каждого ребенка в условиях со-трудничества и со-творчества;
– убедился в преимуществах развития детей в условиях безотметочного обучения (нельзя оценить развитие ребенка отметкой: кто получил большее развитие – не читающий до школы ребенок, который к концу учебного года читает со скоростью 40 слов в минуту, или ребенок, скорость чтения которого – 60 слов в минуту при начальном 40?).
В нынешнем году, в связи с переходом начальной школы на 4-летнее обучение, в наших рядах пополнение: с января по май этого года только на обучение в заочную школу повышения квалификации учителей начальных классов по системе Л.В.Занкова, которую федеральный центр ведет совместно с газетой «Начальная школа» (приложение к газете «Первое сентября»), поступило более 1000 заявлений от учителей. В основном это учителя сельских школ из отдаленных регионов России. В свою очередь и региональные институты повышения квалификации отмечают повышенный интерес учителей к системам развивающего обучения. Совместно с авторами учебников в институтах повышения квалификации прошла переподготовка учителей к работе по новым программам в различных городах.
Честно говоря, не знаю, чем закончить эту статью. Нельзя поставить точку там, где ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ. Дидактическая система Л.В.Занкова, как показала Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения большого ученого, – это система, которая опередила свое время. Л.С.Выготский сказал, что «обучение может идти впереди развития», Л.В.Занков показал, как это можно и нужно делать. Надо этим воспользоваться и нам, и будущим поколениям ученых и учителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru