Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Тамара ПИРОГОВА,
ректор Калининградского областного
института повышения
квалификации и подготовки
работников образования,
председатель правления
ассоциации «Педагоги Янтарного края»

Чиновники приходят и уходят,
а учителя остаются

Одной из основных функций институтов повышения квалификации работников образования сейчас становится подготовка специалистов, в которых остро нуждается школа. Еще в 1991 году Калининградский ИУУ занялся подготовкой практических психологов. Тогда в нашей области было всего семь психологов, а классический университет отказывался их готовить. Вначале мы в сотрудничестве с Минским пеинститутом открыли очные девятимесячные курсы, потом вышли на двухгодичную очно-заочную форму. В течение пяти лет мы работали по заказу областной администрации, готовили психологов не только для школ, но и для детских садов, учреждений дополнительного образования, детских домов и интернатов. За все это время выпустили порядка 300 специалистов, психологические службы теперь есть во всех городах и районах, во многих учреждениях образования.
В последние годы бюджетные средства на подготовку практических психологов не выделяются, мы вынуждены работать на хозрасчетной основе. Сейчас у нас учатся и представители воинских частей – переподготавливаются бывшие политруки; учатся представители Балтфлота, таможни, УВД. Ведь до сих пор никто в области, кроме нас, не готовит практических психологов. Кроме того, ежегодно выпускаем одну группу логопедов-дефектологов. Сейчас есть идея совместно с белорусскими коллегами начать подготовку социальных педагогов. Желающих получить эту профессию очень много, но бюджетных средств нам, видимо, получить не удастся, а смогут ли учреждения образования самостоятельно оплатить учебу своих сотрудников – большой вопрос…
Еще одна очень важная функция ИПКРО в современных условиях – формирование национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. На сегодня региональный компонент в Калининградской области сформирован содержательно только по краеведению и экологии, носит рекомендательный характер и реализуется не во всех школах. В перспективе мы предполагаем за счет регионального компонента усилить изучение в школе русской культуры, истории, традиций – ввести своего рода “русскую ноту” в каждый предмет. Это чрезвычайно актуально для эксклавной территории, отделенной от России границами двух государств.
Отдельная проблема – элементы религиозного образования, которые сейчас все активнее стали появляться в школах: факультативы по духовно-нравственному воспитанию, по истории религии и т.д. Мы считаем крайне важным, чтобы здесь не было случайных людей, чтобы не нарушался принцип светскости образования, не ущемлялись права национальных и религиозных меньшинств. Поэтому 1 сентября прошлого года мы открыли Центр духовно-нравственного воспитания. Мы взялись и за подготовку специалистов, которые будут вести эти предметы в школах: у нас открыты двухгодичные курсы, на которых работают преподаватели университета и дипломированные богословы.
Вместе с тем нельзя забывать и о главной задаче ИПКРО – повышении квалификации учителей. Тем более что в последнее время ее стало не так легко решить. Недавно мы разговаривали с коллегами-медиками, и они рассказали, что их работники повышают квалификацию не чаще, чем раз в десять лет: в медучреждениях нет на это средств. А у нас стопроцентно выполняется норма: раз в пять лет. За год мы переподготавливаем около 5 тыс. человек, а всего в области 27 тыс. педработников.
Чтобы обеспечить такой охват, треть наших курсов мы проводим на местах: так получается дешевле для местных бюджетов. В маленьком районе набрать группу из 25 учителей одного предмета бывает затруднительно, поэтому последние два года мы организуем интегрированные курсы (гуманитарные, художественные, естественно-математические) для учителей, ведущих разные предметы: сначала лекции по общим вопросам, потом делим слушателей на предметные группы. Это не только сняло острую проблему переподготовки разных категорий учителей, но и дало нам возможность подойти к созданию интегрированных программ, выявлению межпредметных связей.
Мы работаем и с целыми педагогическими коллективами. В Калининграде переподготавливаем по психолого-педагогическим проблемам все учреждения среднего профобразования – колледжи и техникумы. Работаем со школами в двух исправительно-трудовых колониях, приютами, детскими домами, санаторными школами…
В апреле этого года мы создали общественную организацию – ассоциацию “Педагоги Янтарного края”, которая на сегодня объединяет порядка 500 учителей (в рамках индивидуального и коллективного членства). Ведь чиновники приходят и уходят, а учителя остаются! И учителя должны иметь возможность эффективно влиять на региональную образовательную политику, чтобы она не менялась вместе с очередным начальником областного управления… В ближайших планах ассоциации – несколько гуманитарных акций, создание областного Музея образования, проведение региональной конференции, посвященной проблемам здоровья детей. Не исключаем мы для себя и участие в политической жизни области…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru