Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лучшее – враг хорошего,

или Правдивая повесть о том, как плохо быть хорошим учеником

О проблемах образования во всех отношениях “среднего” написано уже столько, что по контрасту невольно закрадывается мысль: зато уж с “элитным” образованием у нас все в порядке. И в самом деле, невзирая ни на что, проводятся региональные олимпиады, сеть “спецшкол”, именуемых то лицеями, то гимназиями, непрерывно ширится. И результаты выступлений школьников России и других стран СНГ на международном уровне более чем удовлетворительны, а уж с учетом изначального экономического неравенства просто фантастически хороши.

Но, увы, и здесь все не так просто и не так однозначно, как кажется. Именно в сфере “элитного” среднего образования, вернее, на стыке его с образованием высшим, разлом, проходящий через всю нашу систему, становится особенно очевидным. А все оттого, что наше вузовское образование вот уже лет тридцать, если не более, как утратило всякую связь с образованием школьным.

По большому счету оно его попросту игнорирует, предъявляя к абитуриентам требования, связанные со школьной программой лишь ассоциативно, не более. Для обычного среднестатистического старшеклассника, готовящегося к поступлению в вуз, преодоление этого разрыва действительного с желаемым оборачивается многомесячным натаскиванием у репетиторов по профильным предметам. Барьер берется. Ценою нервных срывов и немаленьких капиталовложений, но берется. Тут все претензии к школе – не учит. Но бросим взгляд на другую сторону медали.

Для школьника “элитного” барьер вступительных экзаменов – это и не барьер вовсе. Он изначально учится сверх программы, причем, как правило, не по одной, а по нескольким дисциплинам (чтобы не сказать по всем, прибавляю я про себя, вспоминая, как моего брата, учившегося в физматлицее, заставляли писать реферат по краеведению и рисовать собственное генеалогическое древо).

И вот такой “продвинутый”, как теперь модно говорить, абитуриент становится студентом. Но это новое состояние вместо долгожданной радости приносит ему целую кучу совершенно неожиданных проблем. Во-первых, он обнаруживает, что пару ближайших лет ему не предстоит узнать ровным счетом ничего нового по специальности, так как багаж, с которым его выпустили из лицея-гимназии, плюс требования олимпиады рангом областная и выше, много превышает скромные университетские требования к студентам первых курсов. Во-вторых, если он имел счастье окончить физматкласс, а поступить, скажем, на химический или биологический факультет (что не редкость), то и высшая математика – главный бич студентов-естественников – оказывается для него чем-то несерьезным. И ему становится элементарно скучно.

Ну что такое экзамен, на который можно прийти, полистав и без того до дрожи отвращения знакомый учебник, для человека, который все два, а то и четыре года вкалывал не разгибаясь?! Ты ночей не спал над нестандартными задачами, экзотическими реакциями и тайнами мутагенеза. Ты ждал, что там, в университете, будут задачи еще более интересные. Но начинается первый семестр, и тебе предлагают записать в тетрадку определение Периодической системы и зарисовать инфузорию-туфельку…

Крах, разочарование, скука… И предательская мысль: а стоит ли вообще ходить дремать на эти лекции, когда за окном золотая осень и родители не стерегут каждый твой шаг. А сессия… Да разве это сессия?.. (И это проблема отнюдь не одного только нашего времени. По воспоминаниям моего научного руководителя, у них на химфаке МГУ и четверть века назад все обстояло в точности так же.)

Никто не подсчитал, сколько выпускников наиэлитнейших школ вылетают из вузов после второй-третьей сессии. А жаль. Поучительный был бы счет. За год жизни налегке навык учебы, как и всякий иной навык, утрачивается, и итог закономерен. Я в свое время лишь чудом не преступила этой грани. Меня тогда спасла анатомия, вернее, необходимость заучивать наизусть все бугорки и впадинки на каждой косточке – тупая, напрочь лишенная творчества зубрежка, но мимо нее было не проскочить никак. В итоге я по крайней мере не разучилась к концу первого курса держать учебник в руках и не утратила окончательно представления о том, что экзамен – это такое мероприятие, к которому все-таки следует готовиться. Ну хоть чуть-чуть…

Парадоксальная ситуация – чтобы поступить в вуз на “госзаказ”, по нынешним временам требуется продемонстрировать без малого гениальность. Но уже через месяц после вступительных экзаменов тебе предлагают отложить все, с чем ты пришел в университетские стены, и начать сначала, с “а” и “б”. Забыть десять предыдущих лет как страшный сон. Читать, считать научили, и ладно… В отдельных вузах дело доходит просто до абсурда. Достаточно переговорить в течение одного лета с дипломниками, покидающими стены альма-матер, и абитуриентами, в них вступающими, чтобы убедиться: требования вступительных экзаменов в вуз наголову выше требований госэкзаменов выпускных! В свете этого история про медалистку из “французской” школы, которая после пяти лет в инязе совершенно разучилась читать и говорить на языке Расина и Мольера, перестает производить впечатление частного анекдота. Тенденция, однако…

Что делать? Много мыслей, пуще того, чувств, но как бы облечь их в четкую систему методологических указаний... Бог весть… Проще, наверное, начать с отрицания. С того, чего делать ни в коем случае не надо. И адресовать его вам, о профессора, доценты и прочие светочи бескрайнего вузовского небосклона: “Не надо относиться к студенту-первокурснику как к чистому листу, на котором еще только предстоит начертать формулы и знаки! Он учился десять лет, и вы имеете право требовать соответствия его знаний утвержденной школьной программе и начинать не с “нуля”, а хотя бы с единицы…”

Но (ох уж это вечное “но”…) параллельно вам, дорогие учителя, завучи, воспитатели – ловцы и творцы несовершеннолетних душ, надо и еще раз надо готовить своих подающих надежды старшеклассников к тому, что именно так, как к “нулю”, к ним и будут относиться. Чтобы знали и не ломались на этой “свободе”, на переходе от состояния “гениальный мальчик”, “гордость школы” к роли “ студент – только студент и не более того”. Чтобы “элитный материал” становился “элитным” же специалистом, не пополняя собою грандиозную свалку отбросов нашего, такого среднего высшего образования…

Мария КОНДРАТОВА,
г.Дубна


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru