Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2001

Первая тетрадь. Политика образования

В каждом районе есть свои резервы

И программа “Сельская школа Кубани” – один из ярких примеров, как их можно использовать

Кубанская сельская школа многочисленная, неоднородная, во многом отличающаяся от школ других регионов. Где в России среднестатистическая сельская школа достигает 400 учащихся? А средняя – 600 человек?
При этом мы будем стремиться ни в коем случае не допустить закрытия самых малых школ. Пока существует хоть какая-то школа, пока в ней обучаются 10 человек, стоит село. Мы предполагаем сохранять начальные и основные школы там, где они находятся, а возить в другие школы старшеклассников, предоставляя им возможность в большой школе уже завершать свое образование. За полгода реализации программы «Сельская школа» выделено 2,5 миллиона рублей на покупку школьной мебели для отдельных школ. Сумма небольшая, но тем не менее это уже существенный сдвиг – до 2000 года деньги на эти цели в принципе не выделялись.
Особое внимание уделяется сейчас школьным мастерским. Мы полагаем, что трудовое, профессиональное обучение в сельской школе особенно важно для плавной адаптации учеников к последующей жизни и должно всемерно поддерживаться. На эту работу за полгода выделено около 1 млн рублей. В некоторых районах такие проблемы во многом решают и самостоятельно.
На Кубани существует сейчас несколько типов сельских школ, среди них – реальные училища, совмещающие профессиональные и общеобразовательные начала, и школы – образовательные центры. В прежние времена существовала целая сеть сельских производственных комбинатов, потом был период, когда практически все УПК находились на грани закрытия. Сейчас ситуация стабилизируется, какие-то УПК находятся в селах, другие – в райцентрах, но важно, что те и другие обслуживают село.
Кроме того, мы всячески способствуем тому, чтобы не только на базе УПК, но и на базе школ возрождалось профессиональное обучение. При этом мы не добиваемся того, чтобы каждая сельская школа непременно выдавала выпускникам документ об овладении специальностью. Ученик должен получить некие первоначальные навыки, которые позволят ему быть успешным, вне зависимости от того, будет ли он работать на производстве или займется предпринимательством.
Проблема адаптации связана с организацией и самого учебного процесса. Мы постоянно забываем о том, что в школу III ступени (старшие классы) идут не только те, кто отправится в вузы, а часто и те, кому пойти больше некуда. Поэтому через программу «Сельская школа» мы пытаемся достичь максимальной профилизации школы III ступени, дифференцированного обучения. Если мы ориентируем старшие классы на тех, кто идет в вуз, – мы оставляем не у дел, вне обучения всех, кому не нужен вуз. Если мы подстраиваемся только под тех, у кого не такие высокие образовательные запросы, – то создаем серьезные проблемы для поступающих. Значит, надо искать третий путь, что мы и делаем.
Обновление содержания образования в сельских школах – проблема и простая, и сложная. Она не требует великих финансовых затрат, но требует изменения сознания людей, привычных к системе единообразного, монолитного обучения. Справиться с этим зачастую куда сложнее, чем достать деньги.
Важно научиться работать с учебным планом так, чтобы дифференцированно организовать занятия в одном учебном классе. А в школах больших, где несколько классов, создание профильных классов абсолютно необходимо.
Что касается компьютеризации сельских школ, здесь по большому счету речь идет об информатизации сельской школы, о средствах преодоления одиночества, в котором она оказалась. На эти цели выделено из бюджетов всех уровней 80 млн рублей: около 40 млн из федерального, 30 млн из краевого и 10 млн из местных бюджетов. Эта работа должна в основном завершиться в 2001 году. В работе сельской школы должен произойти серьезный прорыв. Но это возможно только в том случае, если в своих интересах будут использовать компьютер не только учителя информатики, но и другие учителя-предметники.
При этом проблема кадров, как всегда, очень остра. Чем меньше будет учеников в школе, тем нужнее будет учитель-универсал, способный качественно преподавать несколько предметов. Но ни один вуз в соседних областях и республиках не готовит специалистов по нескольким предметам. Если мы не сможем начать такую подготовку, то и дальше будет удручающая картина, когда учитель хорошо знает один свой предмет, но вынужден также преподавать и несколько других, пользуясь учебником для средней школы.
Но прежде чем учить детей, надо их нормально кормить. По данным нашего департамента, 20–25 процентов детей в сельской местности Кубани не имеют дома нормального полноценного питания. И мы поставили перед собой задачу добиться в школах удешевления обедов и завтраков или организации бесплатного питания. Возможно, это выглядит архаично, но мы проводим смотр-конкурс по заготовке сельскохозяйственной продукции, в которой участвует большинство сельских школ.
Вообще нельзя пропустить еще одну острейшую проблему, которую я бы назвал «земля и школа». У нас специфический регион. Земля очень ценная, предмет повышенного внимания со всех сторон. Я подозреваю, что сегодня сельская школа не может жить и развиваться нормально, если не будет связана с землей. Рассчитывать на бюджетное финансирование – наивно, на спонсоров (помощь которых не для всех, но для многих городских школ ощутима) в сельской местности чаще всего надеяться не приходится. Надежда остается только на работу на земле. С этой точки зрения чрезвычайно ценен опыт тех школ, которые обеспечивают серьезную сельскохозяйственную практику своим ученикам.
Но я бы уточнил, что речь идет не только о работах силами детей, но и о многочисленных формах землепользования, о сдаче земли в аренду. Мы были в Белокриницком районе – это один из отдаленных районов. Две школы добивались, чтобы им выделена была земля. Эти вопросы решались на уровне главы администрации района. Или в крайнем случае представительного органа. В каждом районе есть резерв земли. На Кубани каждая сельская школа когда-то имела большой кусок земли. Поскольку земля принадлежала войску, станице, то войско давало ее всем вволю. Все понимали: школа стоит. Вот вам рядом участок – разбейте сад, разведите пчел, посадите огород, что хотите, то и делайте. Это было естественно.

Михаил Борисович АСТАПОВ,
начальник отдела содержания образования Департамента общего и профессионального образования Краснодарского края


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru