Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Закрытая дверь в детство

Почему мы не хотим воспринимать ребенка таким, какой он есть?

Жизнь современного ребенка нельзя назвать сладкой. Еще 20 лет назад росло поколение, которое в тихой домашней обстановке играло в куклы, по праздникам смотрело добрые мультики, неспешно гуляло по паркам, вдыхая свежий воздух. Сегодня же среда обитания у детей совершенно иная: жесткая, нервная, экологически неблагоприятная. Детство не похоже теперь на легкий воздушный шарик, парящий в голубом небе, – оно превратилось в непрерывную подготовку к чему-то очень важному и страшному: к школе, к экзаменам, к тестированию, к конкурентной борьбе. Жить ребенку абсолютно некогда. Время диктует свои условия. Не впишешься – пропадешь.
Родители из сил выбиваются, чтобы ребенок “вписался” – соответствовал современным требованиям. Иностранные языки, компьютер, какое-нибудь ремесло на черный день – уж это обязательный набор. Хотелось бы и музыкально развить, и про спорт не забыть. Неврозы удивительно молодеют, а дети буквально на глазах превращаются в маленьких ворчащих старичков, вечно недовольных жизнью.

Под тяжестью стандарта

Подгонять ребенка под общепринятый стандарт начинают уже с раннего детства.
– Моему пять лет! Он уже читает, считает, на компьютере играет, – сообщает одна мать другой. – А ваш?
“А мой еще буквы-то с трудом называет!” – с ужасом думает другая. И торопится догнать, научить своего “недоросля”, забывая, что ее ребенок не такой, как тот мальчик. У него и свой темп развития, и индивидуальные физические данные, которые пока не позволяют ему идти в ногу с “передовыми” сверстниками. Он ничуть не хуже. Он просто иначе растет. Любит строить башни и дома из кубиков, а не сидеть за компьютером. Хочет, чтобы ему читали, и не желает учиться читать.
“Надо спешить! – слышит мать со всех сторон. – Через год в школу!”
И она начинает торопиться, не считаясь с природой сына.
Для большинства родителей подготовка к школе – это необходимо дать ребенку стандартный набор умений, который требуется в начальных классах. Мы как будто забываем, что это школа должна научить его читать, считать и писать. Нет! Он уже должен все уметь заранее. Зачем? Чтобы не ударить в грязь лицом, чтобы быть не хуже других? Многим детям такая подготовка обходится очень дорого. Перегруженные различными занятиями, интеллектуальными упражнениями, они теряют здоровье, лишаются возможности реализовать себя в игре, которая является важнейшим звеном в развитии личности. Стандарт становится чуть ли не мерилом способностей ребенка. Ну право, в какой школе спросят у малыша:
– А ты хорошо прыгаешь? Ты умеешь стоять на голове? Плавать? Кататься на коньках?
– Что ты любишь?
– Можешь ли сдержаться, если хочется заплакать?
Никто не интересуется, чему он научился за свою крохотную жизнь. Какие испытывал победы и поражения. То есть никого не интересует сам ребенок: важно соответствие стандарту. И это становится тяжелым открытием, когда первоклассник вдруг понимает: не сам он волнует учителя, а только его учеба.
Конечно, неплохо, если ребенок рано научился читать и считать. Плохо, если эти достижения, превратившись в пресс, раздавили его природные таланты.

Чужая одежка давит

Каким будет мой ребенок? – вечный вопрос всех родителей. Но нередко он подменяется совсем иным: каким я хочу видеть своего ребенка?
Умным. Добрым. Приспособленным к жизни. Сильным. Послушным. Хорошим учеником. Счастливым человеком. Практичным и смелым. Не замечая, мы оказываемся в плену у собственных грез. Идеал начинает довлеть реальности.
– Что ревешь?! – возмущается отец семилетнего мальчишки. – Ты же мужик!
“Мужик” трет ушибленную коленку, голося на всю улицу.
– Не смей жаловаться! – слышит он в другой раз. – Ты же мужчина! Терпи!
Отец хочет, чтобы сын соответствовал идеалу, а он как назло растет нюней. Любуется цветочками, играет с девочками, хватает двойки, не слушается. Отец вечно недоволен своим ребенком. Малыш, чувствуя это, старается угодить папе, играет роль, постоянно что-то преодолевает в себе. Но у него все равно плохо получается. И отец снова разочарован.
– Посмотри, какой Саша молодец! – говорит он сыну. – А ты что?!
– Вон Леночка на одни пятерки учится! – слышит он уже от учителя. – Брал бы с нее пример.
Так рождается зависть, за ней – комплекс неполноценности и озлобленность: “Чем я хуже других?!” Пресс идеального ученика порождает постоянную психологическую перегрузку. Не каждый ребенок сумеет в таких условиях сохранить свою индивидуальность, положительный образ самого себя. Об идеале можно мечтать, но нельзя требовать, чтобы ребенок во всем ему соответствовал. Чужая одежда редко приходится впору. Насильно рядить в нее – дело разрушительное. В итоге страдает все: и учеба, и отношения со сверстниками, и семейный покой.
Почему же нам так трудно принять детей такими, какие они есть? Не можем смириться с их недостатками? Справиться с собственными амбициями? Если бы каждый взрослый мог честно ответить на этот вопрос… Кто-то из великих сказал: воспитывая ребенка, надо не бороться с его недостатками, а беречь и выращивать то лучшее, что в нем есть.

Под “железной пятой”

Давайте войдем вместе с ребенком в школу. Несмотря на то что у нас давно провозглашен индивидуальный подход к образованию, он так и остается всего лишь декларацией. Существует очень немного школ, которые пытаются учитывать индивидуальность каждого ребенка. А много ли найдется учителей, способных сказать ученику, как когда-то Пушкину: “У вас на моих уроках все равно нулю! Пишите лучше свои стихи”. Школе, как и государству, не нужны свободные люди. Они неудобны. Их трудно подвести под общий знаменатель. Дисциплину легко держать страхом, бесправием ученика, отметкой, стандартами. Все способы давления на ребенка, которые наработала школьная система, долго перечислять.
После семи уроков в школе шестиклассник приходит домой с грузом различных заданий. Кому из родителей не знакомо истеричное швыряние учебника по математике или тетради по русскому языку? Слезы, крик, ненавистные слова в адрес учителей? Эти проявления невроза и пугают, и раздражают нас.
– Немедленно прекрати истерику! – обычно требуем мы. Ребенок съеживается, замолкая. Воцаряется тишина, и кажется, проблема исчерпана. На самом деле негативный всплеск только загнан внутрь. А это еще хуже. Весь кипя, ребенок вынужден внешне сохранять спокойствие – такое напряжение не проходит бесследно.
Теоретически существует и возможность учиться по индивидуальному плану, и право на экстернат. Но практически это нигде не реализуется. Математик по-прежнему считает самым важным свой предмет, географ – свой, словесник настаивает, чтобы в первую очередь выполнялось задание по литературе. Знания становятся самоцелью. Образование превращается в постоянную борьбу с ребенком. Но удивительно: широкой палитры школьного прессинга оказывается недостаточно, чтобы справиться с детьми, и система призывает на свою сторону… родителей! Контролируйте, принимайте меры, заставляйте!
Трое мальчишек сожгли классный журнал. Наверное, у них были плохие отметки. Созвали общешкольное собрание. Здесь хулиганов клеймили, стыдили, позорили. Как вели себя их родители? Двое из них полностью встали на сторону педагогов.
– Ты мне больше не сын! – заявил даже один из отцов.
А третий тут же забрал документы и перевел сына в другую школу. Во время “процесса” он упорно твердил: “У меня очень хороший сын. Его поступок – ошибка”. Конечно, этому мальчику было гораздо легче пережить стрессовую ситуацию, чем его невезучим приятелям.
Что бы ни сделал ребенок, надо всегда быть на его стороне. Я бы рискнула назвать это золотым правилом воспитания. Оно вовсе не означает поддержку плохих поступков. Каждый из нас, родителей, вправе высказать свое неприятие того, что совершил ребенок, расстроиться, обидеться. Но мы обязаны оправдать и простить его. Даже если он своровал, или соврал, или сподличал. Мы не можем сказать: все! знать тебя не хочу! – и поставить на нем крест.
Каждый человек нуждается в открытой двери, куда он всегда может войти. Тем более ребенок. Самое страшное для него – потерять нашу любовь. Ни плохие отметки, ни конфликт с учителем, ни ужасная дисциплина не стоят этого. Защищенность дает покой, рождает желание быть лучше.
Если сойти с этой позиции, есть риск потерять своего ребенка, потому что, вырастая, он начинает все активнее сопротивляться давлению со стороны взрослых. Иногда такая борьба заканчивается трагедией.

Осторожно: подросток!

Риту спасло чудо. Когда она прыгнула из окна своей квартиры на пятом этаже, соседка снизу уже собрала все листья из палисадника в одну большую кучу. Прямо на нее и упала Рита. У девочки были серьезные травмы, но она осталась жива.
– Доченька, скажи мне, – умоляла мать, сидя у больничной койки, – почему ты так сделала?
– Я очень устала... жить, – ответила Рита.
За свои четырнадцать лет Рита научилась уже многому: она прекрасно рисовала, совмещая художественную школу с требовательной гимназией, знала два иностранных языка, играла на гитаре, осваивала азы компьютерной графики. “Умница!” – хвалили ее учителя. “Непростая девочка…” – добавляли другие.
Ее поступок поразил всех. Взрослые непрерывно обсуждали случившееся, пытаясь понять, что заставило Риту сделать тот шаг – из окна…
– Перегрузка! – заключали одни. – Сорвалась.
– Но она всегда занималась только тем, что ей нравилось, – возражала мать. – Мы ничего не навязывали ей.
– От нее шло какое-то напряжение, – говорили одноклассники, – она стала резкой.
– Она часто повторяла, – вспоминала близкая подруга, – что талантливые люди сейчас никому не нужны, что пробиться в жизни она не сможет и придется работать дворником.
Последние слова заставили Ритиных родителей вздрогнуть. Последнее время они пытались внушить дочери, что жизнь не фейерверк, а тяжелая борьба. Пора серьезно подумать о будущем: об институте, о собственном заработке.
– Кому нужны сейчас художники?! – убеждал дочь отец. – Вот иностранные языки – да, перспективно. Это верный заработок. Подумай! А то придется в дворники идти.
Может, тот разговор и стал последней каплей? Капнула она на перегрузку в школе, на неразделенную любовь, на мелкую ссору, обидное слово. И получилось море, в котором захотелось утонуть: ведь все равно не переплыть…
Подростковый возраст особый. Он трудный, как принято говорить. Но это еще и возраст, когда ребенок нуждается в высокой романтике. Все ему кажется легко, светло, мир лежит у его ног, только и ждет его одного – такого неповторимого и удивительного! Счастливая иллюзия юности. Отними ее у подростка – и все рухнет.
Не станет радости жизни. Какая радость без будущего? Взрослые же торопятся подготовить к жизни. Часто это означает лишь одно: показать ее грязь и отрицательные стороны, раскрыть глаза – развеять иллюзии. Подростки с их ранимой и незрелой психикой оказываются вдруг не только под прессом интеллектуальной и физической перегрузки, но и под давлением жестокой реальности. Страх перед будущим приобретает у современного поколения конкретные черты нашего времени: вдруг я стану бомжом? вдруг не смогу заработать на кусок хлеба? останусь совсем один?
– Она меня постоянно “грузит”! – жалуется парень на мать.
Очень точный эпитет. Родители действительно часто перекладывают на детей груз собственных опасений за их судьбу.
Как уберечь подростка от стресса? Трудно найти решение, подходящее для всех. Одному необходимо отказаться от репетитора и наладить нормальный режим дня, другому – помочь избавиться от травли в школе. Нужное решение всегда определяется конкретной ситуацией, конкретным ребенком. Но безусловно одно: чем больше несвободы, тем сильнее пресс, который давит на подростка. Не требуйте от него беспрекословного подчинения, не диктуйте, а помогайте. Пусть сам выбирает свою судьбу, свое будущее: институт, работу, друзей. Создайте в противовес нестабильной действительности надежный тыл, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Это очень непросто. Но только в таких условиях ребенок сможет по-настоящему отдыхать, радоваться жизни, приобретет уверенность в себе. Оставьте за ним право, с рождения данное каждому человеку: свободу быть собой.

Светлана ТАНДИТ

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Империя Гранд». Компания «Империя Гранд» предлагает по низкой цене купить межкомнатные двери с бесплатным вызовом замерщика и доставкой по Санкт-Петербургу и ленинградской области. Подробнее ознакомиться с каталогом предлагаемой продукции и получить помощь онлайн консультанта можно посетив интернет магазин компании «Империя Гранд», который располагается по адресу http://dveri.imgrand.ru/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru