Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Кого сегодня ждут родители и ученики?

В любом педагогическом институте или колледже преподаватели рассказывают студентам о требованиях, предъявляемых учителю. Причем каждая педагогическая система предусматривает свой набор качеств, способностей, умений, необходимых педагогу. Есть и общие, универсальные, которые должны быть присущи любому учителю. Таково мнение профессионалов. А что думают ученики, их родители, бабушки и дедушки о том, каким должен быть учитель? На вопрос о приоритетных качествах педагога нам ответили респонденты в возрасте от восьми до шестидесяти лет. И оказалось, что малышам (8–13 лет), подросткам (14–16 лет), юношеству (17–19 лет), молодым родителям (20–30 лет) и зрелым людям (30–60 лет) идеальный учитель представляется по-своему.
Малышам нужен прежде всего добрый учитель, а у тинейджеров это учительское качество перемещается на предпоследнее место, зато с 17 до 60 лет постепенно опять становится все более востребованным. Ум упоминается только у самых младших, на втором месте, а из списка остальных групп исчезает вовсе.
Для подростков важнее всего умение учителя преподнести материал и умение общаться. А в сложный период 17–19 лет больше всего востребованы понимание и отзывчивость, за которыми следует профессионализм, который ценится как второе-третье по значимости качество и во всех последующих группах.
Остроумный учитель нужен только малышам и подросткам. Обаяние и артистизм ценят в юношестве. О любви к детям вспоминают к двадцати – тридцати годам, видимо, с появлением собственных. А честность начинают ценить только в старшей возрастной группе.
Оцените и своеобразие языка тех, кто отвечал на наши вопросы.
Учитель в представлении ребят от восьми до тринадцати лет должен:
– иметь хорошее здоровье,
– знать все,
– иметь классный журнал,
– быть храбрым.
Подросткам нужен “веселый, счастливый, шутливый” учитель, который “немного дает списывать и дает небольшой разгул ученикам”.
В 17–19 лет в учителе ценят “трудоголизм и самоотречение”, а кроме того, “знание анатомии и психологии”.
Группа двадцати–тридцатилетних перечисляет: “целеустремление, любовь к Родине, любовь ко всему живому, эстетическое образование, уверенность в завтрашнем дне”.
И, наконец, люди зрелого возраста предлагают учителю “быть мужчиной, бескорыстным и политически образованным”.
Но чаще всего высказывалось пожелание, чтобы учитель был “просто хорошим человеком”.

Лариса СТЕПЧЕНКОВА,
преподаватель педагогического колледжа №7
Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru