Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

О правилах, запретах и требованиях

С известным психологом Борисом Хасаном
беседует журналист Матвей Хромченко

Борис ХасанБорис ХАСАН

Борис Хасан. Хочу познакомить тебя с одним текстом. Слушай.
Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан (не допускается стрижка «под ноль», под «панка»), иметь при себе чистый носовой платок. Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа… не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.
Как тонко увязана чистота тела с чистотой речи… почти по Чехову. Читаю дальше.
При разговоре со старшими учащийся должен встать, руки в карманах держать нельзя, переход в свободный режим общения допускается с разрешения взрослого.
Каков слог, тон, лексика: должен, допускается... как в постановлении прокурора. Но этот текст – «Жизнь по правилам гимназии» – сочинен в элитарной красноярской гимназии № 3, его с гордостью зачитали и раздали на ежегодном городском родительском собрании.
С первого пункта первой главы – «Внешний вид учащегося» – его обязывают приходить в школу опрятно одетым (чисто, аккуратно, не пестро), иметь и переобувать в школе сменную обувь, уличная и сменная обувь должна быть чистой. Но ежели она чистая, зачем ее менять?
В правилах расписан чуть ли не каждый шаг ученика. Например, в главе «Приход учащихся в школу» сказано: при входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, раздеваются. Причем «внешний вид учащегося», чему посвящена отдельная глава, оценивается уже при выходе из раздевалки дежурным учителем или администратором.
Все учащиеся должны быть в учебных помещениях не позднее чем за пять минут до начала занятий. Далее гениально: для помощи учащимся в выполнении этого пункта в школе дается предупредительный звонок.
А как подробно расписаны «Требования к учащимся по содержанию учебных принадлежностей, соблюдению культуры учебного труда»!.. Учащийся обязан иметь все необходимые принадлежности на каждом уроке, забывать или по каким-либо другим причинам не приносить необходимые на уроке принадлежности – учебник, книгу и тому подобное – запрещается.
Матвей ХромченкоМатвей Хромченко. Так и написано: “запрещается забывать”?
Б.Х. Именно. Авторы решили проблему, недоступную величайшим умам человечества! Забыл? Не имеешь права – и потому помни! А еще учащийся должен выполнять все работы четким, разборчивым почерком с наклоном вправо. Дневники учащихся должны быть в обложке, без украшений и изображений... Дневник предоставляется учащимся по требованию любого работника школы. Любого! И потому держи дневник при себе постоянно, иначе не сможешь предъявить его по требованию.
М.Х. Достаточно, и так уже все ясно.

Матвей ХРОМЧЕНКО

Б.Х. Перехожу к последней главе: «Требования к учащимся на уроке». После первого звонка они должны немедленно занять свои места и приготовить все необходимое к уроку. При входе учителя встать... Опоздавшие допускаются с разрешения заместителя директора по воспитательной работе, учитель на это права не имеет. А урок он начинает только – только! – при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы – мела, чистой доски... Ничего лишнего на учебном столе не должно быть у учащегося; перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока определяется учителем. Ну вот, и его права определены…
И финал. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске – с дневником, который он обязан передать учителю для выставления оценки. В некоторых случаях возможен ответ ученика с места, как стоя, так и сидя… Смотри, допускаются ответы сидя! Это ли не свобода, это ли не демократия!
М.Х. Это не инструкция – поэма! Что же ты собираешься с ней делать?
Б.Х. Для меня это уникальный документ, проявляющий степень ненависти автора или авторов к детям, уникальная иллюстрация грез о казарме. Ребенка в этом тексте просто нет. Есть ученик как функциональная единица. Солдат, ресурс, средство достижения учебных целей.
Гимназия № 3 с углубленным изучением английского языка претендует на соответствие современным условиям, как федеральная экспериментальная площадка она известна не только в Красноярске. Поэтому я не могу расценить появление такого свода правил как исключительный случай.
М.Х. Но вот в вашем «Универсе» разве нет своих правил? Нет сменной обуви? Никто не встает, когда в класс входит учитель? И вообще жизнь организована иначе?
Б.Х. Да, иначе, хотя и сменная обувь есть, и за дисциплиной мы следим. Просто в нашей гимназии правила не вменены, а непрерывно согласуются, хотя не всегда соблюдаются.
Мы исходим из того, что нельзя вводить правила, которые непременно будут нарушены. Категорически нельзя! Это порождает нигилизм, двоедушие, цинизм. Правила должны соблюдать как минимум две инстанции – ученик и учитель. И потому же мы стремимся действовать как можно менее патерналистски.
М.Х. Предоставив ученикам больше свободы?
Б.Х. О, вот ключевое место! Установка на полную свободу присутствует в школах Саммерхилла, однако мы не собираемся ей следовать. Учитель должен иметь право запрещать, но так, чтобы запреты побуждали людей договариваться и определять границы дозволенных действий.
В любом случае ребенок должен понимать смысл того, что от него требуют. Когда пацану в первом классе говорят, что он должен чистить зубы, иначе к сорока годам у него зубы испортятся, это разговор взрослого с самим собой, но никак не с этим малышом. Он скорее примет, что, не почистив зубы, получит подзатыльник. Вот это ему будет понятно. Хотя вопрос, почему получишь подзатыльник, останется одним из секретов взрослого. И такие секреты должны быть: не всегда и не во всем разумно быть открытым.
Да, наши ребята в гимназии меняют обувь, но лишь потому, что та, в которой они идут по улице, грязная. Кстати, знаешь, почему в некоторых западных странах нет сменной обуви? Там улицы чистые, их ежедневно моют.

Первые диалоги читайте, пожалуйста, в № 23, 27


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"