Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ВЗГЛЯД ИЗ ЦЕНТРА

Цель модернизации образования –
эффективная школа

Что для этого необходимо
Материалы для обсуждения

В настоящее время стало уже абсолютно очевидным, что существующая система образования не соответствует современным потребностям развития страны, запросам общества и государства. Она работает преимущественно на самое себя, на самообслуживание и самовоспроизводство.
Если ключевое слово в Послании Президента РФ Федеральному Собранию – эффективность, то в деятельности нынешней системы образования ключевое слово – неэффективность:
– неэффективная экономика образования – не поддающаяся счету, но очевидно затратная, нецелевая, социально безадресная, предельно затромбированная, в значительной мере подверженная коррупции;
– неэффективное содержание общего образования – устаревшее, неусвояемое, перегруженное, наукообразное и нефункциональное, оторванное от реальных потребностей жизни;
– неэффективное профессиональное образование, в результате чего оно в значительной своей части (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании) оказывается неконкурентоспособным и не востребованным на рынке труда;
– неэффективная система социально-экономического обеспечения педагогических кадров, ставящая их на грань нищеты, и столь же неэффективная система подготовки этих кадров, парализующая всякие позитивные изменения в школьном деле;
– неэффективное управление образованием, предельно оведомствленное и бюрократизированное, неспособное мобилизовать как внесистемные, так и внутрисистемные факторы и ресурсы развития образования.
Отсюда – центральная задача модернизации образования: выстраивание эффективной образовательной системы, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны, повернутой лицом, а не спиной к интересам личности, общества, государства.
Данная задача, заявленная год назад, в настоящее время, по существу, не стронута с места. Налицо явная пробуксовка модернизации образования. Основные причины этой пробуксовки:
1. Подмена реальных действий по модернизации образования псевдодействиями, в первую очередь навязыванием 12-летки.
2. Противоречие между заявленными целями модернизации образования и реальными практическими шагами в образовательной сфере, свидетельствующими не о продвижении вперед, а о топтании на месте и даже об откате назад (попытки реанимации НВП, школьной формы, ревизия светскости образования, административный реванш и т.д.).
3. Отсутствие диалога с обществом и образовательным сообществом по проблемам модернизации образования, в результате чего замыслы этой модернизации оказываются в социальном вакууме и вызывают естественную общественную аллергию (усугубляемую многими реальными действиями в образовательной сфере, о которых выше шла речь).

В предлагаемых материалах для обсуждения предпринята попытка сконцентрировать основные меры по пяти ключевым направлениям модернизации образования – экономике образования, общему среднему образованию, профессиональному образованию, педагогическим кадрам, управлению образованием. Здесь же выделены первоочередные шаги, которые необходимо сделать в ближайшие месяцы текущего года.
Данные материалы не претендуют на полноту и бесспорность предлагаемых мер. Но очевидно одно: если подобные меры не будут предприняты в кратчайший период, станет окончательно ясно, что модернизация образования – очередная фикция, дымовая завеса для прикрытия подлинной цели ведомственной образовательной политики – реставрации старой, изжившей себя модели школы в виде 12-летки.

Основные направления модернизации образования

I. Экономика образования (см. также: Педагогические кадры)

1. Введение с 2002 г. нормативного бюджетного финансирования (НБФ) с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса.
2. Изменение с 2002 г. системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции, направляемые на места через органы казначейства.
3. Разработка и введение с 2002 г. комплекса мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из низкодоходных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
4. Введение налоговых льгот на частные инвестиции в образование (по подоходному налогу; освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований; предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в затраты на производство и реализацию товаров и услуг).
5. Отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального уровня, регионального уровня и органами местного самоуправления.
6. Законодательное обеспечение хозяйственно-экономической самостоятельности и разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций (внесение соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ).
7. Разработка и принятие комплекса мер по поддержанию и модернизации основных фондов и материально-технической базы системы образования.

II. Общее среднее образование

1. Законодательное определение в 2001 г. сроков школьного обучения.
2. Введение в 2001 г. рамочного государственного стандарта общего образования и вариативного Базисного учебного плана.
3. Реальное обновление и разгрузка содержания общего образования:
– оптимизация учебной нагрузки учащихся;
– формирование нового базового содержания общего образования;
– преодоление технократического крена общего образования, обновление и увеличение удельного веса социально-гуманитарных дисциплин;
– информатизация образовательного процесса (обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся);
– усиление и модернизация подготовки учащихся по иностранным языкам (обеспечение знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы).
4. Структурная и институциональная перестройка общего среднего образования:
– реструктуризация системы дошкольного образования, создание в ней гибких форм и структур, разведение функций дошкольного обучения и содержания детей;
– переход на четырехлетнее начальное обучение;
– введение интегрированных курсов и модульной организации обучения в основной школе;
– введение профильного обучения в старшей школе, отработка гибкой системы профилей, школьных округов и кооперации с учреждениями начального и среднего профессионального образования;
– отмена выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в вузы, введение системы единых экзаменов;
– отработка различных механизмов реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы при сохранении и поддержке начальных малокомплектных школ (создание образовательных и социокультурных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организация системы “школьных автобусов”, развитие дистанционного образования, экстерната и др.);
– нормативно-правовое обеспечение развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

III. Профессиональное образование

1. Модернизация содержания профессионального образования, обеспечение его конкурентоспособности.
2. Информатизация профессионального образования и обновление его учебно-производственной базы.
3. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования с ориентацией его на потребности как федерального, так и регионального рынка труда. Отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, различных вариантов многоканального финансирования учреждений профессионального образования. Оптимизация сети этих учреждений.
4. Концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
5. Создание университетских комплексов и учебно-научно-производственных объединений.
6. Отработка системы персонифицированного финансирования высшего образования на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
7. Введение системы государственного кредитования среднего и высшего профессионального образования в виде личного социального образовательного кредита (как это предусмотрено п. 6 ст. 42 Закона РФ “Об образовании”).

IV. Педагогические кадры

1. Введение с 2002 г. новой системы выплаты зарплаты работникам образования из федерального бюджета.
2. Проведение в 2001 г. неотложных мер по повышению заработной платы работникам образования (восстановление надбавок за стаж работы; введение надбавок молодым специалистам; выравнивание нормы учебных часов за ставку заработной платы учителей начальной, основной и старшей школы).
3. Отказ от ЕТС и переход на отраслевую систему оплаты труда работников образования.
4. Введение отсрочки от призыва на военную службу для выпускников педагогических учебных заведений на время их работы в образовательных учреждениях.
5. Разработка и введение системы социальных гарантий и льгот для работников образования.
6. Введение профессиональной пенсионной системы работников образования.
7. Преодоление отставания системы педагогического образования от потребностей жизни, ее всесторонняя и глубокая модернизация.

V. Управление образованием

1. Расширение участия общества в управлении образованием – от совета по образованию при Президенте РФ до попечительских советов образовательных учреждений.
2. Создание системы поддержки образовательных сообществ и привлечение их к решению вопросов образования. Организация Российского союза учителей.
3. Дебюрократизация и сокращение аппарата управления образованием. Разграничение функций и полномочий аттестационных, методических и инспекторских служб.
4. Создание независимой системы аттестации и оценки качества образования.
5. Перевод методических служб из управленческих структур в систему повышения квалификации работников образования.
6. Создание единой системы образовательной статистики и мониторинга образования.
7. Реорганизация Министерства образования под задачи модернизации и развития системы образования.

Первоочередные меры

1. Введение с 2002 г. новой системы выплаты заработной платы работникам образования из федерального бюджета (IV, 1).
2. Проведение в 2001 г. неотложных мер по повышению заработной платы работникам образования (IV, 2).
3. Введение с 2002 г. нормативного бюджетного финансирования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса (I, 1).
4. Изменение с 2002 г. системы финансирования из центра расходов регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции, направляемые на места через органы казначейства (I, 2).
5. Введение с 2002 г. комплекса мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из низкодоходных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (I, 3).
6. Введение налоговых льгот на частные инвестиции в образование (I, 4).
7. Законодательное установление в 2001 г. сроков школьного обучения и рамочных государственных стандартов общего образования (II, 1, 2).
8. Организация широкого обсуждения проблем модернизации образования в прессе и на августовских совещаниях работников образования.

Варианты реализации первоочередных мер

1. Принятие в текущем году закона “О финансировании системы образования” (пп. 1, 3–6) и закона “О государственном образовательном стандарте” (п. 7).
2. Принятие в текущем году комплексного закона “Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование” (пп. 1, 3–7).
Для обеспечения первоочередных мер (пп. 1, 3–7) в бюджете на 2002 г. – подготовка и издание указа Президента РФ “Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование” – до 1.09.01.
Неотложные меры по повышению заработной платы работникам образования (п. 2) могут быть проведены соответствующим постановлением Правительства РФ – до 1.09.01.

Эдуард ДНЕПРОВ,
академик РАО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"