Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2001

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

Не трогай мамину игрушку!

Компьютер в доме обычно один. А желающих посидеть за ним много. И вам он нужен для работы, а ребенку хочется поиграть. Как тут быть?

Юля. Мы с сыном-подростком никак не можем «поделить» компьютер. Он увлекся им так, что сил нет – все свободное время проводит за разными играми. Теперь мне не удается ни спокойно побродить по Интернету, ни написать письма своим друзьям… Обижать сына не хочется, но и лишаться своего хобби я не могу. Как быть?

Ирина Хоменко. Понятие личного пространства, на мой взгляд, должно быть естественным для человека любого возраста (да-да, включая малышей, едва освоивших слово “мое!”).
Иногда взрослые забывают, что они живут рядом с ребенком, и говорят о его действиях (достижениях) “мы” (“Мы уже проснулись, мы уже пошли в школу, нам уже 5 лет...” и т.д.). Я глубоко уверена, что вот эта семантическая привычка формирует у ребенка не только чувство защищенности и объединенности с родителем, но и чувство “общего” пространства, которым распоряжается только он, ребенок.
Вырастая, малыш недоумевает: а почему нельзя пользоваться твоей собственностью сейчас, если раньше было можно? Движение хоть в ту (ограничение), хоть в другую (вседозволенность) сторону опасно. В первом случае ребенок считает, что его права ущемляются, во втором – что ему могли бы разрешать еще больше.:)
В данном случае я бы поступила примерно так. Сказала бы подростку: “Слушай, я помню, как сама на первых порах увлекалась компьютером – меня от него было не оттащить. Даже некоторые дела забросила! Но потом все вошло в норму, надо только научиться дозировать свое общение с ним. А то знаешь, такие люди есть – зомби называются.:) Они ничего вокруг не видят и не слышат. Опасное состояние, потому что настоящая жизнь мимо идет. И еще. Знаешь, куча проблем наваливается: то не успел, это забыл... Но я бы еще вот что хотела с тобой обсудить. Конечно, я совсем не против, чтобы ты пользовался моим компьютером. Но посуди сам – мне ведь тоже хочется им пользоваться, у меня теперь есть друзья, с которыми я могу общаться благодаря ему. Знаешь, это намного интереснее, чем все эти игры. Но я чувствую, что у нас с тобой может возникнуть неприятная ситуация – когда каждому из нас захочется пользоваться этой вещью постоянно. Но это же несправедливо, верно? Давай попробуем договориться, как нам быть, чтобы никому обидно не было, а? Я сейчас выскажу свои пожелания и предложения, а ты – свои. Идет?”
Текст приблизительный, можно обогатить его чем-то еще. Но основная идея, на мой взгляд, именно такая: установить очередность работы на компьютере – в какое время и сколько он за ним может посидеть (собственность эта все же ваша!); попросить мальчика перед тем, как ему захочется поиграть в “неурочное” время, уточнить, не собираетесь ли вы его занять.
При таком раскладе на игрушки будет выделяться специальное время. И такое же специальное время будет у вас для отдыха от семейной жизни.
Подростки любят, чтобы все было “по-честному”. Иногда они даже проявляют великодушие.:) Главное – взывать к их чувству справедливости, а не апеллировать к совести.
Когда у нас подобная проблема возникла, мы ее решили именно таким способом. А первоначальная модель была заложена еще в то время, когда сыну начали звонить друзья и телефон был постоянно занят. Теперь сын просто спрашивает, нужен ли кому-то телефон или нет и сколько времени он мог бы поговорить с другом. Все довольны, и никаких обид. Попробуйте и вы так!
Вред от компьютера я бы не стала переоценивать. Может, надо дать им немножко насытиться? Все новое поначалу увлекает детей очень сильно. А тут еще и возраст такой – интерес к чтению падает сам собой, независимо от наличия компьютера.

По материалам сайта “7я”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru