Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

ИВАНОВО

Иваново – самый, наверное, малоизвестный город Золотого кольца. Здесь нет того изобилия древнейших храмов, как, например, в Ярославле и Суздале. Но город другим интересен.
Во-первых, Иваново – крупнейший в стране (и, естественно, в мире) заповедник конструктивизма. Чуть ли не каждая вторая достопримечательность относится именно к этому яркому и весьма редкому стилю.
Во-вторых, в городе Иванове огромное количество памятников фабричной архитектуры рубежа девятнадцатого – двадцатого столетий. А в то время заводы и фабрики строили с удивительным изяществом и вкусом.
В-третьих, здесь весьма богатые музеи.
В-четвертых, в этом сравнительно небольшом (463 тысячи жителей) городе имеется огромное количество высших учебных заведений (одно из которых университет). Так что вечером в хорошую погоду центр Иванова выглядит как город университетский – этакая Сорбонна или Тарту.
Словом, Иваново ожидает блестящее будущее крупного туристического центра. И есть смысл торопиться с поездкой туда, пока не повысились цены.
ЛЕТОПИСЬ

1561

– первое упоминание о селе Иванове

1742

– основание первой мануфактуры.

1861

– открытие больницы для мастеровых и рабочих.

1865

– основание публичной библиотеки.

1871

– образование города Иваново-Вознесенска.

1905

– первое заседание Иваново-Вознесенского общегородского Совета рабочих депутатов.

1918

– образование Иваново-Вознесенской губернии.

1925

– начало действия городского водопровода.

1926

– открытие автобусного сообщения.

1932

– переименование города из Иваново-Вознесенска в Иваново.

1934

– ввод в эксплуатацию автоматической телефонной станции.

1934

– открытие трамвайного сообщения.

1969

– сдача в эксплуатацию первого девятиэтажного дома.

1975

– открытие Ивановского государственного университета.

1987

– проведение первого Дня города

1991

– выход в свет первого номера “Ивановской газеты”.

1996

– утверждение герба города Иванова.

КНИГИ
К.Е.Балдин, А.М.Семенко.

Иваново. История и современность

Иваново: “Ивановская газета”, 1996
“Еще в 90-х годах XIX века в городе – на фабриках, в магазинах, в больницах, в домах состоятельных жителей – появились первые телефоны. Большинство ивановцев не могли позволить себе такую роскошь: 75 рублей годовой абонентской платы. В 1910 году открылась телефонная связь с Москвой, Владимиром, Шуей. Трехминутный разговор стоил 1 рубль, за срочное соединение брали в два раза больше. Позже телефонный кабель проложили от Иваново-Вознесенска до Ярославля, Костромы, Кинешмы, Вичуги, Середы. Междугородная телефонная станция располагалась в доме на углу Крутицкой и Покровской (ныне ул. 10 Августа). Это одноэтажное здание до сих пор стоит рядом с современным междугородным переговорным пунктом. В 1911 году на железнодорожном вокзале установили первый телефон-автомат. Чтобы позвонить, нужно было опустить в этот аппарат 15-копеечную монету. Желающих пользоваться таксофоном нашлось очень мало, и вскоре плату снизили до 10 копеек”.
Эту книгу, выпущенную к 125-летию города, до сих пор можно встретить в ивановских книжных магазинах. Невзирая на эту событийную привязку, авторы решили охватить историю ивановской земли не с 1871 года, а с восьмого-девятого тысячелетия до нашей эры, когда здесь поселились первые люди.
Несмотря на столь широкие хронологические рамки, книга получилась интересная и, что всегда приятно, насыщенная мелкими, но красноречивыми бытовыми подробностями.

Негасимый свет. Судьбы храмов и судьбы людей земли ивановской

Иваново: “Ивановская газета”, 2000
“Шереметевы – древний русский боярский род, в родословных книгах он назван в числе “выезжив” из земли пруссов. Их предком считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи 1347 г. Сын его Федор Кошка был боярином при князе Дмитрие Донском. Потомки Федора – Беззубцевы – были названы Шереметевыми. Основателем фамилии считается правнук Федора Андреевича Кошки – Андрей Константинович Шеремет. В середине XVI в. пятеро его внуков получили боярство. Многие представители рода были широко известными государственными, военными и политическими деятелями: Иван Васильевич Большой, боярин и воевода (умер в 1577 г.), принимал участие почти во всех походах против Крыма, Казани, Литвы, Ливонии. В 1542 г. участвовал в дворцовом перевороте на стороне Шуйских. В 50-е годы, входя в состов “ближней думы” (Избранная рада), примыкал к правительственному кружку, осуществлявшему важнейшие реформы, в 60-е – неоднократно подвергался опале”.
Книга “Негасимый свет” – объемный, дорогой альбом, изданный на мелованной бумаге. Он содержит много интересных фактов (в том числе история рода Шереметевых, владевших селом Ивановом) из прошлого городов Ивановской области.
Единственно, в чем можно упрекнуть создателей альбома, – это в некотором дисбалансе между содержанием и формой. Внутритекстовые интервью и прочие явно газетные жанры смотрятся здесь не всегда уместно.

Павел Травкин.

Древний костюм Ивановского края

Иваново: “Ивановская газета”, 1999
“Рядом с гребнем на Микшинском селище была обнаружена еще одна, уникальная в своем роде подвеска. Она изображала Небесного Лося или Небесную Лосиху (сегодня – созвездие Большой Медведицы) и в подвешенном состоянии находилась головой вниз – как будто бы божество смотрело с неба на землю. По предположению исследователя данного памятника, подвеска служила для исполнения специфических ритуалов и отнюдь не являлась распространенной принадлежностью женского костюма, она скорее всего могла быть одним из множества атрибутов ритуального костюма служителя культа (волхва).
Шумящие подвески, связанные с финским женским костюмом, помещались обычно на груди; так, треугольные подвески, судя по поздним аналогиям, часто пришивались на платье слева, в области сердца. Определенные виды подвесок – должно быть, в зависимости от их магической роли – хозяйки костюма также подвешивали к поясу, используя для этого шерстяные шнуры и кожаные ремешки, часто унизанные металлическими колечками или спиральками (пронизками)”.
Редкая серьезная археологическая книга относится к жанру приятного чтения. Однако в случае с “Древним костюмом Ивановского края” это именно так. Видимо, благодаря тому, что автор не ограничивается скучным отчетом об обнаруженных в ивановском регионе находках, а по ходу дела повествует об обычаях и быте тех людей, которые тысячелетие назад пользовались найденными предметами.

ПЕРИОДИКА

Газета “Хронометр”, рубрика “История”

“Так получилось, что в жизни Федора Михайловича Достоевского были разные женщины, но ни одной из них не удалось доставить великому писателю столько душевных переживаний, как Аполлинарии Сусловой.
Она родилась в селе Панино Нижегородской губернии в 1839 году. Отец Аполлинарии Прокофий был из крепостных крестьян, но так преуспел на службе у графа Шереметева, что со временем стал управляющим его имениями. Семья Сусловых по служебной надобности отца часто переезжала с места на место. Так получилось, что Аполлинария все детство и юность провела в селе Иваново, где отец управлял владениями Шереметевых и собственным торговым делом”.
Нельзя сказать, что в городе Иваново выходит очень много краеведческой и вообще исторической литературы. Однако это компенсируется одной из самых популярных в городе газет – еженедельным “Хронометром”.
Чуть ли не в каждом выпуске присутствует рубрика “История”, занимающая целую страницу. Правда, более чем в половине случаев тематика ее не связана напрямую с Ивановом. Но тем не менее здесь иной раз попадаются весьма любопытные тексты.

МНЕНИЯ

“От села Кохмы в полночь, расстоянием верст восемь, есть село Иваново Черкасских князей, а ныне за графом Шереметевым, село селением велико и пространно и строением богато… В том селе Иванове… у обывателей имеются фабрики полотняные, на которых штуки разные ткут, канифасы, салфетки и прочие тем подобные”.

Ананий Федоров, исследователь, восемнадцатый век

“Вознесенский посад, составляющий, так сказать, предместье русского Манчестера… поразительно походит на обыкновенное село: те же чумазые избы и избенки, крытые соломой и тесом, те же кабаки и даже тот же неизменный трактир с чудовищно пузатым самоваром на вывеске. Потом идут какие-то пустыри и, наконец, только центр, где находятся торговые ряды, весьма, правда, пустынные, и проходит главная улица, напоминает что-то смахивающее на уездный город. Самое Иваново еще больше поражает непривычный глаз жителя столицы: изрытое оврагами, оно состоит из множества кривых и неправильно расположенных улиц, перемежаемых узенькими переулками; постройки большей частью деревянные, целые улицы сплошь состоят из черных изб (“черные”, или “курные”, избы – с печью без выводной трубы для дыма). И только местами, рядом с какой-нибудь разваленной хижиной крестьянина, встречается громадная фабрика с пыхтящими паровиками или большой каменный дом богача-фабриканта с штофными драпри на окнах. Прибавьте ко всему этому базарную площадь с торговыми лавками, трактиры и бесчисленное множество кабаков, попадающихся чуть ли не на каждом шагу, и перед нами налицо весь русский Манчестер с его внешней стороны”.

Филипп Нефедов, писатель, 1870-е годы

“Ивановец патриотичен и горд своей родиной совершенно необычайно. Равных ему по патриотизму и гордости людей можно найти разве среди английских лордов, отрицающих даже теоретическую возможность существования лучших мест на земле, чем несколько сырых, плаксивых улиц в западной части Лондона”.

Михаил Кольцов, журналист, 1928 год

ЭКСКУРСИИ

В последнее время турагентства практически не занимаются так называемым принимающим туризмом. Гораздо выгоднее не возить туристов по своему родному городу, а отправлять их в далекие страны. Тем более приятно, если кто-нибудь все-таки уделяет внимание этой отрасли городской жизни. Правда, последнее время это отнюдь не турагентства, а музеи.
Город Иваново не исключение. Здесь подобные услуги предлагает Ивановский областной художественный музей. Выбор городских экскурсий невелик. Это трехчасовая автобусная поездка “Иваново. История и архитектура”, трехчасовая же – “Город-фабрика. Индустриальная утопия” и двухчасовая – “Революционные мифы”.
Правда, стоимость экскурсии на транспорте музея в несколько раз выше, чем на транспорте заказчика. Однако же приятно, что у приезжающих в Иваново туристов все же есть возможность осмотреть его достопримечательности не самостоятельно, а под руководством профессионального гида.

МУЗЕИ

Ивановский областной художественный музей

Проспект Ленина, 33

Войдя в первый зал музея, сразу видишь нечто, здорово напоминающее египетскую мумию.
– Что это такое? – спрашиваешь у смотрительницы. – Зачем здесь, в художественном музее средней полосы, установили копию египетского трупа?
– Никакая это не копия, – обижается смотрительница, – а самая настоящая мумия. Ее наш Бурылин привез из Каира.
И с этого момента сразу понимаешь: а музей-то не простой.
Действительно, в его основе лежит собрание ивановского предпринимателя и коллекционера Дмитрия Бурылина. Он разъезжал по всему миру и, будучи человеком далеко не бедным, скупал то, что ему понравится. Теперь эти вещи выставлены в многочисленных музеях города Иванова. В частности, в художественном, в первом зале, посвященном древнему искусству, помимо мумии (невысокого роста, зубастой, в красивых одеждах и вообще здорово сохранившейся) представлены кувшины, амфоры, всякие статуэтки и так далее.
Впрочем, и последующие залы украшены экспонатами высокого уровня. Афонские иконы, гарднеровский и поповский фарфор, а из русской живописи – “Чаепитие в Мытищах”, “Вдовушка” Федотова и, разумеется, очередная авторская копия саврасовских “Грачей”.
Кроме этого, музей проводит достаточно обширную экскурсионную и лекционную работу. Вот хотя бы несколько из тем, которые здесь предлагают школьникам: “Где хранятся сокровища”, “Как смотреть картину”, “Костюм героев картин”, “Кто и как лечит картины”, “Женские образы в искусстве” и так далее.
А если верить преданиям, душа бывшего египетского жителя время от времени соединяется с его телом и гуляет по окрестностям. То есть прохаживается среди ивановских заводов, опасливо обходит дискотеки, с недоумением рассматривает памятник Владимиру Ильичу Ленину.
Интересно, уютно ли этому духу в Иванове?
КСТАТИ, здание Ивановского областного художественного музея было построено в 1888 году для Иваново-Вознесенского реального училища.

Музей ивановского ситца

Улица Батурина, 11/42

Этот музей очень молод. Он был открыт в июне 1987 года. Однако, несмотря на свой довольно несерьезный стаж, этот музей успел прославиться не только в нашем государстве, но и за его пределами. Во всяком случае, здесь далеко не редкость группы иностранцев, внимательно внимающих рассказу гида-переводчика.
Первый этаж посвящен технологии. Здесь выставлена уникальная коллекция приспособлений, которые в разные времена использовались для изготовления, а также окраски тканей. При этом технология отслеживается, что называется, с нуля. Тут, к примеру, представлены не только деревянные манеры (доски, с помощью которых на ткань наносили рисунок), но и ящик с инструментами для изготовления самих манер. И это в общем-то неудивительно – ведь каждая дощечка в те времена делалась с душой и сама могла восприниматься как произведение искусства.
Второй этаж более современен и большей частью посвящен ткацкому делу социалистической эпохи. Естественно, и здесь создатели музея не ограничились одними лишь тканями и приспособлениями для их производства, а затронули и окружающую этот промысел тематику. Занятно смотрится “Женский журнал” 1928 года, раскрытый на рубрике “Наши модели” (не сразу и поймешь, что под моделями здесь подразумеваются не девушки, которые показывают новую одежду, а сама эта одежда). Названия газет той же эпохи, напротив, настораживают: “Меланжист”, “Рабочий глаз”, “Голос дзержинца”.
Но главное конечно же – сам ситец. До посещения музея даже и не представляешь, насколько многообразен может быть этот, казалось бы, обычный и привычный материал.
КСТАТИ, Музей ивановского ситца расположен в бывшем особняке промышленника и коллекционера Дмитрия Бурылина, построенном в начале прошлого столетия.

Шуйский музейно-культурный центр

Шуя – напротив городского рынка

Музейно-культурный центр совсем еще недавно носил имя Михаила Фрунзе, трудовая биография которого имеет отношение к этому некогда уездному городу. Сегодня это имя лишний раз предпочитают не произносить (по крайней мере на входном билете упоминание о нем отсутствует). Впрочем, сам Михаил Васильевич здесь явно отошел на задний план. Экспозиция музея начинается с дореволюционных фотографий города. Видно, что изменился он мало. И далее – вполне традиционная, хотя довольно мило и уютно сделанная краеведческая экспозиция, состоящая из самоваров, лаптей, оконных наличников и прочих вполне узнаваемых примет тихого уездного города.
Зато следующий зал все-таки посвящен событиям военным. Пулеметы, знамена, плакаты. Рабочее место Михаила Фрунзе с огромным чернильным прибором и пишущей машинкой “Ундервуд”. Есть даже диорама (правда, она называется “Бой под Уфой”, почему – непонятно).
А между двумя этими экспозициями – маленький зал, полностью посвященный Михаилу Васильевичу и его родственникам. Его композиционный центр – реконструкция тюремной камеры знаменитого Владимирского централа, в котором довелось сидеть герою революции. Правда, вещи для реконструкции (койка, табурет, матрац, подушка, кружка, миска, ложка) были получены из здешней шуйской тюрьмы (в наши дни уже не существующей).
Особенно же впечатляет цитата из Николая Бухарина: “Вы хотите узнать, каков новый человек? Посмотрите на товарища Фрунзе”.
КСТАТИ, экспозиция музейно-культурного центра была сделана сравнительно недавно – в 1992 году.

ОТКРЫТКИ

Виды г. Иваново-Вознесенска

Тула: “Коммунар”, 1991

“В центральной части города наряду с культовыми сооружениями, торговыми заведениями размещались жилые постройки, выполненные в стиле модерн или так называемом стиле особняков, работая в котором архитекторы использовали новые строительные материалы, новые принципы планировки и декора.
Набор открыток “Виды города Иваново-Вознесенска” создан на основе коллекции подлинных открыток из фондов Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея.
Альбом с “Видами…” был собран и принадлежал Д.Г.Бурылину (1852–1924 гг.) – иваново-вознесенскому фабриканту, собирателю редкостей и древностей, создавшему в городе первый музей… Фотографии сделаны способом аристотипии, который предполагает проявление снимков солнечным светом на хлорсеребряной бумаге. Этот способ гарантировал прочность, долговечность и качество изображения, благодаря чему и сейчас можно представить, к сожалению, во многом утраченный облик старого Иваново-Вознесенска”.
Издатели открыток, кажется, сгустили краски: облик Иванова по сравнению с иными городами нашей страны утрачен не так сильно. Однако открытки и вправду хорошего качества.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru