Экология по-пущински
Здесь это не просто наука о связях в
живой природе, а способ связать образование с
этикой
В Пущинском экологическом лицее прошла
пятая научно-практическая лицейская конференция
учащихся «Шаг в будущее науки». В программу
конференции входило пленарное заседание, работа
в секциях, творческие мастерские, дискотека.
Немного официально
Конференцию посетили заместитель главы
города Пущино, представители областных и
столичных СМИ, сотрудники Российской академии
наук, чей Биологический центр расположен в
городе. С докладами выступили учащиеся
экологического лицея и ученики московской школы
№ 630 – гости конференции.
За проведенную работу по сбору практического
материала, прекрасное владение навыками научной
работы многие школьники – участники конференции
были награждены дипломами и памятными подарками.
Лирично
Вообще-то о Пущинском экологическом
лицее нельзя писать так. За подобным изложением
материала встает совершенно определенная
картина конференции: смертная скукотища на
трибуне, чинные первые ряды под пристальными
взглядами учителей, попивающая газировку и
слушающая плейеры галерка…
Наука экология во многом превратилась в сухой
комментарий к разнообразным способам
исковеркать Землю. А сами экологи – в крепких
ребят в штормовой одежде, штурмующих нефтяные
вышки или сейнеры. И в этом они весьма похожи на
своих идейных противников.
Пущинские экологи в этой игре не участвуют. Да и
сами предметы экологического курса служат в
основном тому, чтобы научить их обращаться с
информацией. Систематизировать, анализировать,
выступать перед аудиторией, аргументированно
спорить, доказывать свою точку зрения.
Кстати говоря, выпускники лицея идут отнюдь не
только в ученые. В юристы, экономисты, педагоги…
Но их учителя уверены, что экологическое
образование им все равно пригодится.
Отступление первое
В последнее время в лицей часто приходят
те, кто раньше учился в других школах Пущина. И
как правило, в разговоре о причинах перехода все
говорят одно.
Мы здесь – свободны. В определенных рамках,
конечно.
И эти рамки заслуживают отдельного разговора.
Как замечательно сказал кто-то из
старшеклассников, «мы здесь играем в одной
команде. В одной команде с теми, кто борется
против войны в Чечне, кто пытается найти
лекарство от рака, кто строит дома, кто изучает
Антарктиду. Я знаю, что мы делаем одно дело».
Поэтому уверенность пущинских учителей в
будущем своих учеников, в пользе экологического
образования вполне оправданна. Ведь
собственноручно пересчитанные перловицы и
беззубки, очищающие Оку, посаженные деревья,
потушенные пожары – все это останется в памяти.
Вектор внутреннего развития задан. А уж в какой
ты области потом будешь работать – дело десятое.
Известно, что чаще всего посадка деревьев и
прочие мероприятия заканчиваются фатально для
педагогических целей, которые ими
преследовались. Наверное, это происходит потому,
что один раз это сделать недостаточно. Когда один
строит, а сотня ломает, результат понятен. Нужно
сделать так, чтобы строили все. Чтобы это было
нормой. То есть фактически – создать
микрообщество со своими законами.
Но как это сделать?
Отступление второе
Конечно, опыт Пущинского лицея уникален.
Не потому, что такого еще никто не делал. Просто в
ход у педагогов идет все, что есть под рукой. А под
рукой есть многое.
Во-первых, научные институты, которых в городе не
один и не два. Из шестидесяти учителей лицея,
которые обучают сто пятьдесят учеников, – больше
половины бывшие и нынешние ученые. Профессионалы
мышления. Ученикам с ними не может не быть
интересно. К тому же большинство из них ведут не
уроки, а факультативы. Так, например, астрономию в
лицее преподает директор Радиоастрономической
обсерватории РАН. Учеников у него – двое. Раньше
было больше, но остальные ушли.
На другие факультативы.
Чтобы держать такое количество учителей, нужны
немалые деньги. И в этом лицею помогают родители.
Кто-то отремонтировал класс, кто-то дал денег на
поездку, кто-то что-то купил. На родительские
деньги существуют все дополнительные ставки,
потому что от государства деньги лицей получает
в минимальном объеме, и те не целиком.
Лицеисты часто ездят в другие города, а порой и в
другие страны. Работают старые связи, помогают
ученые, некогда трудившиеся в Пущине.
Маршеобразно
Как-то все очень гладко получается,
скажете вы. И детки умные, и деньги водятся, и
учителя замечательные… Остается только
развести руками и сказать: ну, если бы у нас было
столько учителей, да и жили бы мы где-нибудь
поближе к Академии наук, и родители учеников были
бы побогаче… Тогда – да. А так – приходится
выживать и больше ни о чем не думать.
Но мы все равно живем не в вакууме. И наверняка и в
вашем городе найдутся интересные люди, готовые
помочь школе. Их ведь не так мало. Найдутся и
деньги, пусть со скрипом, но найдутся. И вдруг
окажется, что то место, где вы живете,
действительно уникально. И дети – вовсе не такие
инертные. И школа ваша – уже давно не обычная и
средняя. Авторская и на авторской же
образовательной идее построенная. Главное –
почувствовать эту идею в себе, вокруг себя и в
окружающих людях.
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|