Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЧУР МЕНЯ, ЧУР!

Как аукнется, так и откликнется

Готовя материалы к этой полосе, я вспомнила свою последнюю аттестацию и, перерыв кучу бумаг, откопала-таки ту самую, на которую без слез смотреть не могу. А дело вот в чем. Всем, кто шел на 14-й разряд, раздали по бумажке из районного департамента образования с перечнем неудобоваримых вопросов... по самоанализу(!) открытого урока. Мало того, что я должна свой урок «открывать» кому ни попадя, так еще и – как та офицерская вдова – сама себя высечь.
Теперь гляжу на этот, с позволения сказать, самоанализ и удивляюсь: удалось же таки выкрутиться.

Самоанализ урока

Преподаватель Ганькина Мария      Владимировна
Класс: 5-й
Тема урока: «Чередование гласной в корне»

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущими, как работает на последующие?
В моем плане-конспекте (который, естественно, все сдавали аттестационной комиссии) ведь русским же языком было написано, что урок по этой теме – третий. А на скольких еще уроках мне придется возвращаться к столь каверзной языковой реальности, я пока не знаю. Но не писать же об этом впрямую! А «вкосую» получилось нечто обтекаемое. Что ж, лиха беда начало. То ли еще будет!
На этом уроке ребятам удалось воссоздать классификацию типов чередования гласной в корне, над параметрами которой при ее составлении они ломали голову два предыдущих урока. На последующих уроках будут отрабатываться навыки пользования этой таблицей-инструкцией в полной мере.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Вообще-то это вопрос не ко мне. В противном случае зачем тогда в школе психолог?
«Слабые» учащиеся, «сильные» – это как посмотреть и с кем сравнивать. Вон из соседнего класса мальчик в Германию переехал. И пишет, что стал отличником. А здесь еле с двойки на тройку перебивался. Или Андрюшка из моего класса. Безграмотный – жуть! Весь в отца. Но зато старательный. Весь в мать. С доски срисовывал первый, все тетрадки – просто загляденье (если, конечно, закрыть глаза на ошибки). И что? «Слабо» он успевает или «сильно»? А это – смотря ЧТО успевает...
Но раз нужны цифры – получите. (Интересно, а куда я тогда пристроила Андрюшку? Явно не в «очень».)
Слабоуспевающих – 3, вполне успевающих – 12, очень успевающих – 5. При планировании урока были учтены навыки групповой работы учащихся, особенности ролевого поведения отдельных учащихся при работе в малой группе, а также темпоритм, необходимый для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.

3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий, воспитательный аспект)? Дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
ДДТ, ДЦП... А тут еще ТДЦ. Жуть!
Был урок. Была жизнь. Что-то происходило, крутилось, вертелось. Сложа руки никто не сидел. Восемь раз (по числу этапов урока) полностью меняли мизансцены – как тут соскучишься? Проработка «стенки» («ПС» № 113, 1998), эстафета по рядам, «деревья» («ПС» № 71, 1999), «одиночное плавание» («ПС» № 98, 1998), «штопка» по парам, «шифровка» по четверкам («ПС» № 7, 2000), реконструкция таблицы «Типы чередований», сочинение по группам «дырявых» историй (из семи предложений), где не должно быть больше двадцати пяти дырок (десять из которых – на орфограмму «Чередование гласной в корне») и обязательно наличие сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложений («ПС» № 28, 1999)...
В общем, была жизнь. А раз так – то и все 133 зайца. А тут всего-то одна ТДЦ, хоть и трехголовая. Но я честно постаралась ее сформулировать. И, признаться, не без некоторой пользы: во всяком случае, я стала чувствовать себя вооруженной до зубов.
А вот «обосновать показатели реальности урока» я так и не смогла. До сих пор не могу взять в толк, что от меня требовалось. Видать, на 14-й разряд я все же не тяну.
Цель данного урока:
а) обучающий аспект – способствовать закреплению и дальнейшему развитию навыков совместной познавательной деятельности учащихся; предоставить им возможность опробовать свое понимание одной из труднейших тем русской грамматики в различных видах деятельности;
б) развивающий аспект – развитие речи учащихся в совместной деятельности; развитие творческих возможностей; развитие неординарного мышления;
в) воспитательный аспект – дать возможность увидеть, услышать и принять другого человека в совместной деятельности; расширение дружественных контактов; углубление оптимизма и равенства в рабочих партнерских отношениях.

4. Отбор содержания, форм, методов обучения в соответствии с целями урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Формы и методы? Пожалуйста! Этого у нас сколько угодно! Вот вам, чтоб неповадно было.
Формы и методы обучения выбраны в соответствии с целью урока: эстафета, работа в парах и малых группах, деловые контакты между группами, смены мизансцен урока, использование театральных упражнений в качестве тонусов («летает-не летает», «руки-ноги», «встать по пальцам», «выход ряда», «замри!»).
Главный этап урока – четвертый – продемонстрировал успешность учащихся в выполнении поставленной перед ними задачи, понимание основ классификации, умение практически использовать понимание темы, что и было выявлено на этапах пятом и шестом.

5. Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в соответствии с целями.
Наши рукотворные клеенки, деревья, паруса, солнышки называть дидактическим материалом язык как-то не поворачивается. Поэтому я нагло написала:
Наглядные пособия изготовляются на уроке самими учащимися.

6. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Контроль усвоения ЗУНов? Приплыли! Тут я совсем рассвирепела и выдала такое, что до сих пор смех разбирает.
А как лихо «коррекция знаний учащихся» трансформировалась у меня в «корректное» поведение учителя!
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

7. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Вообще-то со стороны оно виднее.

8. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи удалось реализовать.
Нескромно, конечно. Негоже самого себя хвалить. Но чего ждали составители этого вопросника? Неужто каких-то откровений?

9. Наметить перспективы своей деятельности.
Перспективы своей педагогической деятельности я вижу в углублении учебного материала за счет дальнейшего налаживания деловых партнерских отношений между учащимися в их совместной деятельности.

Интересно, они что-нибудь в этом поняли? Или присвоили мне разряд, не читая? Если так, то жаль.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru