Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л.
Основы нравственности:
Учебное пособие для школьников и студентов.
– М.: ПРО-ПРЕСС, 2000

Вообще-то у нас школу когда-то отделили от церкви, но последнее время все чаще в расписании встречаются если и не «Закон божий», то по крайней мере «Основы христианской культуры». Хорошо это или плохо – можно спорить долго, но моя задача скромнее – представить вам книгу Романа Янушкявичуса и Ольги Янушкявичене «Основы нравственности», которую предлагается использовать в старших классах или на первых курсах института в качестве учебного пособия. Эта книга издана православной редакцией издательского дома «Про-пресс» по благословению и патриарха, и Министерства образования.
Название показалось неудачным – в самом деле, какой старшеклассник захочет читать откровенные нравоучения? Но уже первые слова введения обрадовали: “Надеемся, что эта книга поможет тебе открыть дремлющие и неизвестные тайники внутренних сокровищ человеческой души”. Так ли уж часто современный подросток слышит о том, что у него в душе сокровище? И разговор со своим читателем авторы ведут серьезный. Процитирую оглавление, чтобы очертить круг обсуждаемых проблем. “Есть ли смысл жизни нашей? Два подхода к осмыслению своего существования. Поиски смысла жизни в русской классической литературе. Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира. Этическая мысль в ХХ веке. Духовная природа человека. Нравственность и пол. Искусство и современная культура. Жизнь и смерть”.
Мне кажется, сейчас время для этого разговора наиболее подходящее. Слишком модно стало наполнять свою жизнь бесконечным зарабатыванием денег и “ловлей кайфа”. Когда этот водоворот захватывает взрослого человека – грустно, когда подросток перестает задавать себе “вечные” вопросы – страшно. Так что задача пособия, безусловно, благородна.
Удачной кажется и структура текста: в начале каждого раздела и многих глав общие размышления о предмете, цитаты из классиков, пословицы, вопросы к размышлению, затем отрывки из сочинений философов и писателей. Радует то, что круг авторов этих отрывков широк и почтенен: ребята знакомятся с малоизвестными рассказами Лескова, Толстого, Чехова, с идеями Бердяева, Франка, Лосского, Лихачева, читают Достоевского и Тургенева.
Авторы пособия стараются быть объективными, рассказать о разных подходах и дать ученику возможность “свободного нравственного выбора”: говоря о происхождении Вселенной, приводят как христианскую, так и материалистическую точку зрения; обсуждая проблему поиска смысла жизни, вводят термины гедонизм, прагматизм, корпоративизм, перфекционизм, гуманизм. Читатель познакомится с семью (!) способами отношения к абсолютной истине (скептицизм, критицизм, атеизм и т.д.), узнает об элевсинских мистериях, дионисийстве, браманизме и буддизме, причем об этих столь далеких от христианства способах мироощущения рассказывается с должным уважением. Слово имеют и люди внецерковные. Например, интересным и полезным для подростков будет рассказ суицидолога об этапах психологического кризиса и способах помощи человеку на каждом из них.
Работу преподавателя облегчат многочисленные вопросы и задания. Они очень разные. Есть вопросы на повторение изложенных ранее фактов: “В каком веке произошло разделение христианских церквей?” Есть философские: “Почему нельзя доказать существование Бога?” Есть нравственные: “Правда ли, что в самодовольстве человеческая личность как бы исчезает?” Многие вопросы могут быть темами дискуссии или сочинения.
Приятно, что книга хорошо издана: твердая глянцевая обложка, портреты философов, хорошие художественные фотографии, иллюстрирующие разделы книги и создающие соответствующее настроение. Названия разделов и глав – вверху каждой страницы, вопросы выделены, в конце солидный (63 книги) список литературы.
Теперь пора добавить в эту бочку меда несколько ложек дегтя. В основном это связано с противоречиями, возникающими между искренним желанием уважать свободу воли читателя и стремлением обратить в свою веру.
Прежде всего огорчает откровенное расхождение некоторых утверждений авторов с научными данными. К примеру, никак нельзя согласиться с тем, что добрачная половая жизнь матери увеличивает вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна, с тем, что дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых, или с тем, что крещение Руси в 998 году происходило “почти без сопротивления”.
Иногда читатель может быть введен в заблуждение расплывчатостью формулировок: “Некоторые люди пытаются построить на земле подобие рая без Бога и надеются обрести там счастье, но это невозможно”. Что невозможно: атеисту обрести счастье? Есть много обратных примеров. Построить рай на земле? Тогда надо определить, что это такое. Или за счет того, что спорные утверждения объявляются общепринятыми: “Конечно, один лишь разум не может рассматривать одни действия как нравственно добрые, а другие – как нравственно дурные”. Можно привести и другие примеры подобного передергивания.
К вопросам и заданиям тоже можно предъявить ряд претензий. Некоторые из них кажутся просто неумными (“Согласился бы ты обменять свое здоровье на миллион долларов?” Сколько здоровья? Получить миллион – и сразу умереть?) Другие слишком прямолинейны: “Стоит ли креститься тому, кто после крещения все равно живет так же?” Третьи же звучат просто некорректно: “Как вы считаете, вероятность какого события больше: “Жизнь на Земле и сам человек появились путем развития материи случайно, непреднамеренно” или же “Любая обезьяна, долго стучащая по клавишам пишущей машинки, может напечатать “Евгения Онегина”?”. Мне также трудно представить себе старшеклассника или студента, который вдохновится идеей пересказать отрывок своими словами.
Стилистически книга написана неровно. Наряду с безусловно удачными кусками есть излишне слащавые: “Итак, в добрый путь, наш молодой и полный надежд читатель!” А есть крайне тяжелые для неискушенного ученика: “Критику утилитарной доктрины философ вел прежде всего по линии логических основ целеполагающего мышления – категорий средства и цели”.
Так что же делать? Можно использовать эту книгу в школе или нет? Думаю, можно. Но в комплекте с умным учителем, который сумеет превратить ее недостатки в еще один повод к размышлению. Ведь (приведу последнюю, очень симпатичную мне цитату) “соприкосновение с истиной рождает радость”.

Юлия СИЛИНГ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru